Школа закрытого типа
Подборка наиболее важных документов по запросу Школа закрытого типа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 19.10.2023 N 33-6702/2023 (УИД 29RS0008-01-2023-001330-19)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением в назначении пенсии истцу отказано по причине недостаточности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение: Отказано.Согласно представленной архивным учреждением исторической справке акционерного общества закрытого типа "Варзовка" за период 1992-2000 годы в мае 1994 года предприятие выкупает торговое муниципальное предприятие "Лесное": 4 хлебопекарни, 10 магазинов, 4 столовые, которые обслуживают все население Харитоновского поселкового совета и две школы. Однако представленный в материалы дела акт о передаче объектов и оборудования торговли и общественного питания ТОО "Варзовка" от 4 мая 1994 года не свидетельствует о том, что предприятию переданы аммиачно-холодильные установки.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением в назначении пенсии истцу отказано по причине недостаточности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение: Отказано.Согласно представленной архивным учреждением исторической справке акционерного общества закрытого типа "Варзовка" за период 1992-2000 годы в мае 1994 года предприятие выкупает торговое муниципальное предприятие "Лесное": 4 хлебопекарни, 10 магазинов, 4 столовые, которые обслуживают все население Харитоновского поселкового совета и две школы. Однако представленный в материалы дела акт о передаче объектов и оборудования торговли и общественного питания ТОО "Варзовка" от 4 мая 1994 года не свидетельствует о том, что предприятию переданы аммиачно-холодильные установки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13.06.2019 санкционировано помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего одиннадцати лет, неоднократное совершение противоправных деяний (тайные хищения денег и продуктов питания) которым было вызвано отсутствием необходимого контроля и заботы со стороны родителей, мальчик являлся педагогически запущенным, не имел элементарных навыков написания текста, чтения, элементарных вычислений, личной гигиены, общения со сверстниками, лицами старшего возраста, пропускал занятия, конфликтовал с одноклассниками. Применяемые образовательным учреждением и инспекцией по делам несовершеннолетних меры воздействия положительного эффекта не приносили. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания и требует особого педагогического подхода, которые в настоящее время в условиях его семьи и по месту обучения в школе не могут быть ему обеспечены. При этом меры социально-педагогической реабилитации в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа помогут подростку сформировать положительный опыт социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми, позаботиться о бытовом устройстве, жизненном самоопределении, получении профессии <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13.06.2019 санкционировано помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего одиннадцати лет, неоднократное совершение противоправных деяний (тайные хищения денег и продуктов питания) которым было вызвано отсутствием необходимого контроля и заботы со стороны родителей, мальчик являлся педагогически запущенным, не имел элементарных навыков написания текста, чтения, элементарных вычислений, личной гигиены, общения со сверстниками, лицами старшего возраста, пропускал занятия, конфликтовал с одноклассниками. Применяемые образовательным учреждением и инспекцией по делам несовершеннолетних меры воздействия положительного эффекта не приносили. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания и требует особого педагогического подхода, которые в настоящее время в условиях его семьи и по месту обучения в школе не могут быть ему обеспечены. При этом меры социально-педагогической реабилитации в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа помогут подростку сформировать положительный опыт социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми, позаботиться о бытовом устройстве, жизненном самоопределении, получении профессии <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 20.04.2020 N 7 вводились ограничительные меры (карантин) по новой коронавирусной инфекции в организациях с круглосуточным пребыванием людей на территории Республики Саха (Якутия). Этим Постановлением (п. 1) предписывалось обеспечить строгий противоэпидемический режим в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности с круглосуточным пребыванием (организации, оказывающие деятельность по уходу с обеспечением проживания (дома престарелых и дома-интернаты для лиц с физическими и умственными недостатками), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого 1, 2 типа (кадетские корпуса, школы, интернаты и др.)), учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 20.04.2020 N 7 вводились ограничительные меры (карантин) по новой коронавирусной инфекции в организациях с круглосуточным пребыванием людей на территории Республики Саха (Якутия). Этим Постановлением (п. 1) предписывалось обеспечить строгий противоэпидемический режим в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности с круглосуточным пребыванием (организации, оказывающие деятельность по уходу с обеспечением проживания (дома престарелых и дома-интернаты для лиц с физическими и умственными недостатками), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого 1, 2 типа (кадетские корпуса, школы, интернаты и др.)), учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 885
(ред. от 23.10.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"5.2.8. иные формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования (совместно с Министерством просвещения Российской Федерации);
(ред. от 23.10.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"5.2.8. иные формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования (совместно с Министерством просвещения Российской Федерации);
Вопрос: Какие организации относятся к детским учреждениям?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организации дополнительного образования детей, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (ст. 75 Закона об образовании). К примеру, это центры развития детей и юношества, школы искусств, дома детского и юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы и иные;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организации дополнительного образования детей, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (ст. 75 Закона об образовании). К примеру, это центры развития детей и юношества, школы искусств, дома детского и юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы и иные;
Статья: Органы местного самоуправления муниципальных образований в Российской Федерации: исторические и правовые аспекты
(Евдокимов В.Б., Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Примечательно, что сходство с ЗАТО имеют и монастыри Русской православной церкви, которые наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей являлись государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства. Правовое положение монастырей характеризуется соблюдением норм светского законодательства и церковного права, оно регулируется церковной и монастырской иерархией, строгой дисциплиной и религиозным самосознанием верующих.
(Евдокимов В.Б., Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Примечательно, что сходство с ЗАТО имеют и монастыри Русской православной церкви, которые наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей являлись государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства. Правовое положение монастырей характеризуется соблюдением норм светского законодательства и церковного права, оно регулируется церковной и монастырской иерархией, строгой дисциплиной и религиозным самосознанием верующих.
Статья: Международные расчеты в цифровую эпоху: основные правовые проблемы и пути их решения
(Рудерман И.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 6)Рудерман Ирина Федоровна, старший преподаватель департамента правового регулирования бизнеса Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).
(Рудерман И.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 6)Рудерман Ирина Федоровна, старший преподаватель департамента правового регулирования бизнеса Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)5. По достижении осужденным совершеннолетия его пребывание в данном учреждении допустимо только на основании судебного решения, которое принимается в судебном заседании судьей районного суда с участием самого осужденного, и только при наличии следующих условий: а) о таком продлении ходатайствует сам осужденный; б) продление срока имеет целью окончание начатой в стенах закрытого учреждения общеобразовательной или профессиональной подготовки. В основу такого решения кладутся заключение администрации специализированного учебно-воспитательного учреждения, которое находится в ведении органов управления образования, и выслушанные судом мнения родителей или законных представителей осужденного, адвоката, прокурора и представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая образуется органом местного самоуправления.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)5. По достижении осужденным совершеннолетия его пребывание в данном учреждении допустимо только на основании судебного решения, которое принимается в судебном заседании судьей районного суда с участием самого осужденного, и только при наличии следующих условий: а) о таком продлении ходатайствует сам осужденный; б) продление срока имеет целью окончание начатой в стенах закрытого учреждения общеобразовательной или профессиональной подготовки. В основу такого решения кладутся заключение администрации специализированного учебно-воспитательного учреждения, которое находится в ведении органов управления образования, и выслушанные судом мнения родителей или законных представителей осужденного, адвоката, прокурора и представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая образуется органом местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем для отдельных категорий учащихся общеобразовательных организаций ГИА может проводиться в иных формах, определяемых Минпросвещения или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем для отдельных категорий учащихся общеобразовательных организаций ГИА может проводиться в иных формах, определяемых Минпросвещения или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
Статья: Роль воспитателя в процессе самообразования воспитанников в пенитенциарных учреждениях
(Вилкова А.В., Колесов В.И., Силенков В.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)В статье рассматривается значение термина "самообразование", его цели в современной педагогической науке для развития личности в пенитенциарных учреждениях, предложены направления самообразования для воспитателей в учреждениях закрытого типа.
(Вилкова А.В., Колесов В.И., Силенков В.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)В статье рассматривается значение термина "самообразование", его цели в современной педагогической науке для развития личности в пенитенциарных учреждениях, предложены направления самообразования для воспитателей в учреждениях закрытого типа.