Шенгенское соглашение
Подборка наиболее важных документов по запросу Шенгенское соглашение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие кантонов Швейцарии в международном сотрудничестве
(Бирюкова В.П.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)В статье раскрываются юридические и практические аспекты международного сотрудничества кантонов Швейцарской Конфедерации. Исследуется федеральное законодательство, определяющее предел автономности участия кантонов в международных связях. Выделяются активная и пассивная формы международного сотрудничества кантонов. Оцениваются положения актов кантонального права о возможностях кантонов по участию во внешних связях. Отмечаются особенности правового регулирования международного сотрудничества кантонов с учетом их положения относительно государственной границы. Законодательство приграничных кантонов рассматривается на примере кантона Фрибур, внутригосударственных - на примере кантона Женева. Подчеркивается особая роль этих кантонов как центров международного сотрудничества. Автор приходит к выводу о решающей роли кантонов в обеспечении внешней политики Швейцарии. Это влияние обусловлено множеством факторов, включая упрощенный режим государственной границы в рамках Шенгенских соглашений, развитую международную инфраструктуру, наличие специализированных учреждений приграничного сотрудничества, федеративную природу швейцарской государственности, межкантональное взаимодействие, прозрачность информации о международном сотрудничестве кантонов.
(Бирюкова В.П.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)В статье раскрываются юридические и практические аспекты международного сотрудничества кантонов Швейцарской Конфедерации. Исследуется федеральное законодательство, определяющее предел автономности участия кантонов в международных связях. Выделяются активная и пассивная формы международного сотрудничества кантонов. Оцениваются положения актов кантонального права о возможностях кантонов по участию во внешних связях. Отмечаются особенности правового регулирования международного сотрудничества кантонов с учетом их положения относительно государственной границы. Законодательство приграничных кантонов рассматривается на примере кантона Фрибур, внутригосударственных - на примере кантона Женева. Подчеркивается особая роль этих кантонов как центров международного сотрудничества. Автор приходит к выводу о решающей роли кантонов в обеспечении внешней политики Швейцарии. Это влияние обусловлено множеством факторов, включая упрощенный режим государственной границы в рамках Шенгенских соглашений, развитую международную инфраструктуру, наличие специализированных учреждений приграничного сотрудничества, федеративную природу швейцарской государственности, межкантональное взаимодействие, прозрачность информации о международном сотрудничестве кантонов.
Статья: Проблемы правовой идентификации трудовой миграции
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Многие зарубежные страны не только принимали отдельные законы в части миграции в целом и трудовой миграции в частности, но и заключали между собой соглашения, к примеру соглашение о миграционных связях между Германией и Турцией 1960 г. Повлияло на трудовую миграцию в зарубежных странах подписание Шенгенского соглашения, в соответствии с которым было упрощено передвижение между государствами, в том числе для осуществления трудовой деятельности <8>.
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Многие зарубежные страны не только принимали отдельные законы в части миграции в целом и трудовой миграции в частности, но и заключали между собой соглашения, к примеру соглашение о миграционных связях между Германией и Турцией 1960 г. Повлияло на трудовую миграцию в зарубежных странах подписание Шенгенского соглашения, в соответствии с которым было упрощено передвижение между государствами, в том числе для осуществления трудовой деятельности <8>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Информация о наличии визового / безвизового режима для граждан Российской Федерации, въезжающих в иностранные государства"
(по состоянию на 24.04.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<**> Требуется получение шенгенской визы. По данным МИД России, с 14.01.2013 консульскими учреждениями стран - членов ЕС в России применяется единый список документов, необходимых для получения шенгенской визы. Внимание! Действие Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза приостановлено в отношении граждан РФ с 12.09.2022 Решением Совета ЕС от 09.09.2022 N 2022/1500 (информация на официальном сайте законодательства Европейского Союза http://eur-lex.europa.eu/ по состоянию на 19.09.2022).
(по состоянию на 24.04.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<**> Требуется получение шенгенской визы. По данным МИД России, с 14.01.2013 консульскими учреждениями стран - членов ЕС в России применяется единый список документов, необходимых для получения шенгенской визы. Внимание! Действие Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза приостановлено в отношении граждан РФ с 12.09.2022 Решением Совета ЕС от 09.09.2022 N 2022/1500 (информация на официальном сайте законодательства Европейского Союза http://eur-lex.europa.eu/ по состоянию на 19.09.2022).
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Королевства Норвегия"
(заключено в г. Москве 08.06.2007)4. Суммарный срок пребывания граждан, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, на территории Российской Федерации, Королевства Норвегия или другого государства - участника Шенгенских соглашений не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.
(заключено в г. Москве 08.06.2007)4. Суммарный срок пребывания граждан, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, на территории Российской Федерации, Королевства Норвегия или другого государства - участника Шенгенских соглашений не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.
Статья: Проблемы внедрения электронных паспортов в Российской Федерации
(Муленко Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Толчком к разработке электронных паспортов послужили различные обстоятельства, например учащение террористических актов, повышение уровня организованной транснациональной преступности, а также иные явления, ставящие под угрозу национальную безопасность различных государств. Поскольку подобные паспорта позволяют отслеживать перемещение людей через границу, получая при этом важную информацию, то этот факт повышает безопасность и способствует поиску интересующих правоохранительные органы лиц. В настоящее время ряд государств отметил положительные стороны данного внедрения и ввел на своей территории электронные биометрические паспорта, например страны шенгенского соглашения. Россия не стала исключением и также ввела биометрические паспорта, но с некоторой оговоркой, а именно: биометрические паспорта необходимы для пересечения границы и посещения иных государств, но и это не является обязательным, поскольку возможность получения обычного загранпаспорта также осталась. Удобство нового электронного паспорта для граждан заключается в его сроке действия - 10 лет, тогда как бумажный вариант старого образца действителен 5 лет, т.е. в два раза меньше. Данные паспорта имеют и иные различия, например в порядке оформления и цене государственной пошлины <2>.
(Муленко Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Толчком к разработке электронных паспортов послужили различные обстоятельства, например учащение террористических актов, повышение уровня организованной транснациональной преступности, а также иные явления, ставящие под угрозу национальную безопасность различных государств. Поскольку подобные паспорта позволяют отслеживать перемещение людей через границу, получая при этом важную информацию, то этот факт повышает безопасность и способствует поиску интересующих правоохранительные органы лиц. В настоящее время ряд государств отметил положительные стороны данного внедрения и ввел на своей территории электронные биометрические паспорта, например страны шенгенского соглашения. Россия не стала исключением и также ввела биометрические паспорта, но с некоторой оговоркой, а именно: биометрические паспорта необходимы для пересечения границы и посещения иных государств, но и это не является обязательным, поскольку возможность получения обычного загранпаспорта также осталась. Удобство нового электронного паспорта для граждан заключается в его сроке действия - 10 лет, тогда как бумажный вариант старого образца действителен 5 лет, т.е. в два раза меньше. Данные паспорта имеют и иные различия, например в порядке оформления и цене государственной пошлины <2>.
Статья: Свобода предоставления услуг, свобода учреждения и свобода движения рабочей силы в праве Евразийского экономического союза
(Ищенко Н.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)Интересно проанализировать, кто является бенефициаром одноименной свободы в праве ЕС. Устранение препятствий на пути свободного перемещения товаров, лиц, услуг и капитала является средством в достижения экономических и социальных целей Европейского союза. В п. 2 ст. 26 ДФЕС содержится определение "внутреннего рынка", который "охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов". Далее, раздел IV Договора "Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов" содержит несколько глав. В части свободы передвижения лиц важны глава 1 "Работники" и глава 2 "Право учреждения". В узком смысле под свободой передвижения лиц понимается свобода передвижения работников-мигрантов и членов их семей. В широком смысле к данной свободе можно отнести и свободу учреждения. Глава 2 "Право учреждения" следует сразу за первой главой раздела "Работники", а сам раздел, как уже было указано, носит название "Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов", не выделяя свободу учреждения отдельно. После вступления в силу Маастрихтского договора содержание данной свободы обогатилось и неэкономическим аспектом - гражданством Европейского союза (ст. 20 - 25 ДФЕС). Важную роль для развития данной свободы в Европейском союзе сыграли также Шенгенские соглашения 1985 г. и 1990 г. Таким образом, в широком смысле слова свобода передвижения лиц в Европейском союзе включает: свободу передвижения работников (и членов их семей), свободу передвижения неработающих лиц (студентов и пенсионеров), безвизовое движение лиц в Шенгенском пространстве, свободу передвижения граждан третьих стран и свободу учреждения. Некоторые ученые рассматривают данную свободу шире, включая сюда и свободу лиц, занимающихся предоставлением услуг.
(Ищенко Н.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)Интересно проанализировать, кто является бенефициаром одноименной свободы в праве ЕС. Устранение препятствий на пути свободного перемещения товаров, лиц, услуг и капитала является средством в достижения экономических и социальных целей Европейского союза. В п. 2 ст. 26 ДФЕС содержится определение "внутреннего рынка", который "охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов". Далее, раздел IV Договора "Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов" содержит несколько глав. В части свободы передвижения лиц важны глава 1 "Работники" и глава 2 "Право учреждения". В узком смысле под свободой передвижения лиц понимается свобода передвижения работников-мигрантов и членов их семей. В широком смысле к данной свободе можно отнести и свободу учреждения. Глава 2 "Право учреждения" следует сразу за первой главой раздела "Работники", а сам раздел, как уже было указано, носит название "Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов", не выделяя свободу учреждения отдельно. После вступления в силу Маастрихтского договора содержание данной свободы обогатилось и неэкономическим аспектом - гражданством Европейского союза (ст. 20 - 25 ДФЕС). Важную роль для развития данной свободы в Европейском союзе сыграли также Шенгенские соглашения 1985 г. и 1990 г. Таким образом, в широком смысле слова свобода передвижения лиц в Европейском союзе включает: свободу передвижения работников (и членов их семей), свободу передвижения неработающих лиц (студентов и пенсионеров), безвизовое движение лиц в Шенгенском пространстве, свободу передвижения граждан третьих стран и свободу учреждения. Некоторые ученые рассматривают данную свободу шире, включая сюда и свободу лиц, занимающихся предоставлением услуг.