Сетевое взаимодействие в обрАзовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Сетевое взаимодействие в обрАзовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В статье проведен анализ развития регулирования реализации сетевых форм взаимодействия в системе высшего образования. Показаны основные изменения регуляторных требований - от диспозитивного регулирования к установлению приоритета императивных правил. Определено значение сетевизации как формы сотрудничества и восполнения дефицита ресурсов в системе высшего образования. Обоснована значимость диспозитивного подхода к регулированию сетевых образовательных программ. Предложено более широкое понимание сетевых форм взаимодействия, за рамками реализации образовательных программ, например в части создания сетевых научных лабораторий. В работе определены основные проблемы применения новых методических рекомендаций к построению финансовой модели сетевых образовательных программ. Обосновано, что закрепленные в обновленных методических рекомендациях и инструкциях финансовые механизмы взаиморасчетов между участниками реализации сетевого формата образовательного проекта приводят к большему единообразию в деятельности университетов, но снижают возможность использования инициативных способов построения финансовых расчетов между участниками сетевых проектов. Предусмотрена необходимость детализации положения инструктивных документов об "иных способах, предусмотренных законодательством". Представлено авторское применения правовой конструкции договора о совместной деятельности к отношениям по сетевому взаимодействию в сфере образования и науки. Статья основана на анализе результатов реализации Программы развития Псковского государственного университета и построении модели сетевого университета.
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В статье проведен анализ развития регулирования реализации сетевых форм взаимодействия в системе высшего образования. Показаны основные изменения регуляторных требований - от диспозитивного регулирования к установлению приоритета императивных правил. Определено значение сетевизации как формы сотрудничества и восполнения дефицита ресурсов в системе высшего образования. Обоснована значимость диспозитивного подхода к регулированию сетевых образовательных программ. Предложено более широкое понимание сетевых форм взаимодействия, за рамками реализации образовательных программ, например в части создания сетевых научных лабораторий. В работе определены основные проблемы применения новых методических рекомендаций к построению финансовой модели сетевых образовательных программ. Обосновано, что закрепленные в обновленных методических рекомендациях и инструкциях финансовые механизмы взаиморасчетов между участниками реализации сетевого формата образовательного проекта приводят к большему единообразию в деятельности университетов, но снижают возможность использования инициативных способов построения финансовых расчетов между участниками сетевых проектов. Предусмотрена необходимость детализации положения инструктивных документов об "иных способах, предусмотренных законодательством". Представлено авторское применения правовой конструкции договора о совместной деятельности к отношениям по сетевому взаимодействию в сфере образования и науки. Статья основана на анализе результатов реализации Программы развития Псковского государственного университета и построении модели сетевого университета.
Статья: Договорное регулирование отношений между образовательными организациями и сетевыми партнерами
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)С переходом нашей страны к инновационной экономике, введением в законодательство норм, регулирующих обновляющиеся общественные отношения, возрастает необходимость в обсуждении и согласовании понимания новых юридических конструкций, в том числе договорных конструкций, к которым, по мнению автора, относится договор о сетевой форме реализации образовательных программ. Происходящие в обществе трансформации в сфере образования нацелены на переход к массовому качественному образованию. Одним из инструментов, призванных обеспечить выполнение такой задачи, является консолидация ресурсов. Добиться качественной консолидации ресурсов возможно при использовании формата сетевого взаимодействия в сфере образования, понимание которого, развитие и внедрение необходимо разрабатывать и совершенствовать. Так, Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <1>. В соответствии с частью первой ст. 15 Федерального закона об образовании сетевые договоры могут заключать между собой образовательные организации, в том числе иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность. В реализации образовательных программ в целом или реализации отдельных учебных дисциплин (модулей) или практик образовательной программы могут участвовать научные организации (оценивается перспективно положительно для образовательных программ, имеющих исследовательскую направленность), медицинские организации (отличный вариант возможностей для организации практической подготовки по целому ряду укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, например таких, как 300000 "Фундаментальная медицина", 310000 "Клиническая медицина", 320000 "Науки о здоровье и профилактическая медицина"). Организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, также могут участвовать в реализации образовательных программ.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)С переходом нашей страны к инновационной экономике, введением в законодательство норм, регулирующих обновляющиеся общественные отношения, возрастает необходимость в обсуждении и согласовании понимания новых юридических конструкций, в том числе договорных конструкций, к которым, по мнению автора, относится договор о сетевой форме реализации образовательных программ. Происходящие в обществе трансформации в сфере образования нацелены на переход к массовому качественному образованию. Одним из инструментов, призванных обеспечить выполнение такой задачи, является консолидация ресурсов. Добиться качественной консолидации ресурсов возможно при использовании формата сетевого взаимодействия в сфере образования, понимание которого, развитие и внедрение необходимо разрабатывать и совершенствовать. Так, Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <1>. В соответствии с частью первой ст. 15 Федерального закона об образовании сетевые договоры могут заключать между собой образовательные организации, в том числе иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность. В реализации образовательных программ в целом или реализации отдельных учебных дисциплин (модулей) или практик образовательной программы могут участвовать научные организации (оценивается перспективно положительно для образовательных программ, имеющих исследовательскую направленность), медицинские организации (отличный вариант возможностей для организации практической подготовки по целому ряду укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, например таких, как 300000 "Фундаментальная медицина", 310000 "Клиническая медицина", 320000 "Науки о здоровье и профилактическая медицина"). Организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, также могут участвовать в реализации образовательных программ.
Нормативные акты
Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 N 4
(ред. от 12.09.2025)
"О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2025)10.1. Развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования и обеспечение информационной доступности официальных документов об образовании, а также развитие дистанционных образовательных программ в целях подготовки кадров для современного рынка труда
(ред. от 12.09.2025)
"О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2025)10.1. Развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования и обеспечение информационной доступности официальных документов об образовании, а также развитие дистанционных образовательных программ в целях подготовки кадров для современного рынка труда
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)<21> См.: Коршунова Н.В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. N 7. С. 66 - 67.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)<21> См.: Коршунова Н.В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. N 7. С. 66 - 67.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
Статья: Взаимодействие и сотрудничество как принцип политики в сфере образования
(Воронцова Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Разнообразие форм взаимодействия в сфере образования позволяет объединить их в следующие группы: 1) взаимодействие между органами управления образованием; 2) взаимодействие между органами управления образованием и иными органами публичной власти; 3) сетевое взаимодействие между образовательными организациями и другими организациями, учреждениями; 4) взаимодействие между образовательными организациями и органами власти; 5) взаимодействие органов управления образованием, а также образовательных организаций с общественными объединениями; 6) взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся; 7) взаимодействие образовательной организации с обучающимся.
(Воронцова Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Разнообразие форм взаимодействия в сфере образования позволяет объединить их в следующие группы: 1) взаимодействие между органами управления образованием; 2) взаимодействие между органами управления образованием и иными органами публичной власти; 3) сетевое взаимодействие между образовательными организациями и другими организациями, учреждениями; 4) взаимодействие между образовательными организациями и органами власти; 5) взаимодействие органов управления образованием, а также образовательных организаций с общественными объединениями; 6) взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся; 7) взаимодействие образовательной организации с обучающимся.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Все эти формы требуют заключения соглашений между образовательными организациями и работодателями, иногда нескольких с одним и тем же работодателем, что представляется затруднительным и неинтересным работодателю, реализующему проекты в районах и местностях с неблагоприятным климатом, как правило, на значительном удалении от местонахождения образовательной организации, готовящей для него профессиональные кадры. При этом правовая форма электронного (сетевого) взаимодействия между образовательной организацией и работодателем законодательством не предусматривается и не разработана. В связи с этим требуется создание упрощенной формы дистанционного взаимодействия между образовательными организациями и работодателями, необременительной для работодателей.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Все эти формы требуют заключения соглашений между образовательными организациями и работодателями, иногда нескольких с одним и тем же работодателем, что представляется затруднительным и неинтересным работодателю, реализующему проекты в районах и местностях с неблагоприятным климатом, как правило, на значительном удалении от местонахождения образовательной организации, готовящей для него профессиональные кадры. При этом правовая форма электронного (сетевого) взаимодействия между образовательной организацией и работодателем законодательством не предусматривается и не разработана. В связи с этим требуется создание упрощенной формы дистанционного взаимодействия между образовательными организациями и работодателями, необременительной для работодателей.