Сертификат медицинского работника
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификат медицинского работника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с медицинскими работникамиФорма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также технические требования к бланку данного сертификата утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н.
Готовое решение: Как организовать для водителя служебного легкового автомобиля предрейсовые, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня (смены)
(КонсультантПлюс, 2025)Если путевой лист оформлен в бумажном виде, а медосмотр проводился с использованием специальных медизделий, то работодатель самостоятельно вносит в путевой лист указанную информацию. Дополнительно он отражает, в частности, уникальный номер, даты начала и окончания действия квалифицированного сертификата медицинского работника, который провел медосмотр (п. 25 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н).
(КонсультантПлюс, 2025)Если путевой лист оформлен в бумажном виде, а медосмотр проводился с использованием специальных медизделий, то работодатель самостоятельно вносит в путевой лист указанную информацию. Дополнительно он отражает, в частности, уникальный номер, даты начала и окончания действия квалифицированного сертификата медицинского работника, который провел медосмотр (п. 25 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н
(ред. от 10.02.2016)
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2013 N 27918)Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2013 г. N 27918
(ред. от 10.02.2016)
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2013 N 27918)Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2013 г. N 27918
Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Ключевые слова: законодательные инициативы, законопроекты, закон, здоровье граждан, первая помощь, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинский работник, сертификат, программы повышения квалификации, ответственность.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Ключевые слова: законодательные инициативы, законопроекты, закон, здоровье граждан, первая помощь, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинский работник, сертификат, программы повышения квалификации, ответственность.
Статья: О некоторых вопросах применения военными судами законодательства о денежном довольствии военнослужащих (по материалам судебной практики)
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)Согласно материалам дела, привлеченный в качестве ответчика командир воинской части Б. издал 16 июня 2019 г. приказ о назначении на должность судового врача спасательного буксирного судна М., на тот момент не имевшего сертификата специалиста для медицинских работников с высшим образованием, наличие которого является одним из необходимых условий для допуска к осуществлению медицинской деятельности по этой должности. В соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают носящие нормативный правовой характер специальные требования к работникам, выполняющим определенные трудовые обязанности. В возникших правоотношениях таким нормативным правовым актом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, устанавливающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, которыми для занятия должности судового врача предусматривается наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия". При этом допуск к медицинской деятельности требует в соответствии с примечанием к названному Приказу либо подготовки в интернатуре/ординатуре по соответствующей специальности, предусмотренной разделом "Уровень профессионального образования", либо профессиональной переподготовки по такой специальности, предусмотренной разделом "Дополнительное профессиональное образование". Исключение составляют лишь случаи, когда прохождение профессиональной переподготовки не предусмотрено квалификационными требованиями. При наличии подготовки в интернатуре по специальности "Педиатрия", как в случае с М., для должности судового врача необходима профессиональная переподготовка по специальности "Общая врачебная практика". При этом переподготовка осуществляется не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, отсутствие сертификата о ее прохождении являлось препятствием к назначению М. на должность судового врача спасательного буксирного судна.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)Согласно материалам дела, привлеченный в качестве ответчика командир воинской части Б. издал 16 июня 2019 г. приказ о назначении на должность судового врача спасательного буксирного судна М., на тот момент не имевшего сертификата специалиста для медицинских работников с высшим образованием, наличие которого является одним из необходимых условий для допуска к осуществлению медицинской деятельности по этой должности. В соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают носящие нормативный правовой характер специальные требования к работникам, выполняющим определенные трудовые обязанности. В возникших правоотношениях таким нормативным правовым актом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, устанавливающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, которыми для занятия должности судового врача предусматривается наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия". При этом допуск к медицинской деятельности требует в соответствии с примечанием к названному Приказу либо подготовки в интернатуре/ординатуре по соответствующей специальности, предусмотренной разделом "Уровень профессионального образования", либо профессиональной переподготовки по такой специальности, предусмотренной разделом "Дополнительное профессиональное образование". Исключение составляют лишь случаи, когда прохождение профессиональной переподготовки не предусмотрено квалификационными требованиями. При наличии подготовки в интернатуре по специальности "Педиатрия", как в случае с М., для должности судового врача необходима профессиональная переподготовка по специальности "Общая врачебная практика". При этом переподготовка осуществляется не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, отсутствие сертификата о ее прохождении являлось препятствием к назначению М. на должность судового врача спасательного буксирного судна.
Готовое решение: Как уплачивают налог на прибыль отдельные категории налогоплательщиков
(КонсультантПлюс, 2025)При определении численности медработников, имеющих сертификат специалиста, свидетельство об аккредитации специалиста, не учитывайте внешних совместителей, а внутренних совместителей учитывайте один раз (п. п. 16.1, 16.2, 17 Указаний N 647).
(КонсультантПлюс, 2025)При определении численности медработников, имеющих сертификат специалиста, свидетельство об аккредитации специалиста, не учитывайте внешних совместителей, а внутренних совместителей учитывайте один раз (п. п. 16.1, 16.2, 17 Указаний N 647).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечнях домовых хозяйств и ответственных лиц за функционирование домовых хозяйств указывались конкретные жители конкретных населенных пунктов <1>, компетенция которых состояла в навыках оказания первой помощи, либо перечислялись населенные пункты, в которых создаются домовые хозяйства <2>, либо указывались конкретные адреса, по которым располагались домохозяйства <3>. При этом лишь в отдельных субъектах Российской Федерации <4> планировалось провести обучение представителей домовых хозяйств правилам оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях, угрожающих жизни и здоровью, и других состояниях и заболеваниях на базе учреждения здравоохранения с привлечением медицинских работников, имеющих сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело" или "Скорая и неотложная помощь".
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечнях домовых хозяйств и ответственных лиц за функционирование домовых хозяйств указывались конкретные жители конкретных населенных пунктов <1>, компетенция которых состояла в навыках оказания первой помощи, либо перечислялись населенные пункты, в которых создаются домовые хозяйства <2>, либо указывались конкретные адреса, по которым располагались домохозяйства <3>. При этом лишь в отдельных субъектах Российской Федерации <4> планировалось провести обучение представителей домовых хозяйств правилам оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях, угрожающих жизни и здоровью, и других состояниях и заболеваниях на базе учреждения здравоохранения с привлечением медицинских работников, имеющих сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело" или "Скорая и неотложная помощь".
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
Статья: Описание объекта закупки (техническое задание) при закупке образовательных услуг
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Когда это положение технического задания было обжаловано, заказчик пояснил, что имел в виду сертификат специалиста, выдаваемый по результатам повышения квалификации наряду с удостоверением о повышении квалификации в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (далее - Приказ N 982н).
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Когда это положение технического задания было обжаловано, заказчик пояснил, что имел в виду сертификат специалиста, выдаваемый по результатам повышения квалификации наряду с удостоверением о повышении квалификации в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (далее - Приказ N 982н).
Готовое решение: Как заполнить и сдать форму по КНД 1150022
(КонсультантПлюс, 2025)Не учитывайте при заполнении графы 4 сертифицированных (аккредитованных) медработников, если они являются внешними совместителями. Если такой медработник является внутренним совместителем, он учитывается в графе 4 один раз (п. п. 16.2, 17 Указаний, утвержденных Приказом Росстата от 16.12.2024 N 647, Письмо Минфина России от 10.01.2024 N 03-03-05/528).
(КонсультантПлюс, 2025)Не учитывайте при заполнении графы 4 сертифицированных (аккредитованных) медработников, если они являются внешними совместителями. Если такой медработник является внутренним совместителем, он учитывается в графе 4 один раз (п. п. 16.2, 17 Указаний, утвержденных Приказом Росстата от 16.12.2024 N 647, Письмо Минфина России от 10.01.2024 N 03-03-05/528).
Статья: Правовое регулирование труда медицинских работников: отдельные аспекты
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Следует уточнить, что предусмотрен поэтапный переход к процедуре аккредитации до 31 декабря 2025 г., сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока.
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Следует уточнить, что предусмотрен поэтапный переход к процедуре аккредитации до 31 декабря 2025 г., сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока.