Сертификация медицинских работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификация медицинских работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с медицинскими работникамиФорма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также технические требования к бланку данного сертификата утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н.
Готовое решение: Как организовать для водителя служебного легкового автомобиля предрейсовые, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня (смены)
(КонсультантПлюс, 2025)Если путевой лист оформлен в бумажном виде, а медосмотр проводился с использованием специальных медизделий, то работодатель самостоятельно вносит в путевой лист указанную информацию. Дополнительно он отражает, в частности, уникальный номер, даты начала и окончания действия квалифицированного сертификата медицинского работника, который провел медосмотр (п. 25 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н).
(КонсультантПлюс, 2025)Если путевой лист оформлен в бумажном виде, а медосмотр проводился с использованием специальных медизделий, то работодатель самостоятельно вносит в путевой лист указанную информацию. Дополнительно он отражает, в частности, уникальный номер, даты начала и окончания действия квалифицированного сертификата медицинского работника, который провел медосмотр (п. 25 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н
(ред. от 10.02.2016)
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2013 N 27918)Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2013 г. N 27918
(ред. от 10.02.2016)
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2013 N 27918)Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2013 г. N 27918
Готовое решение: Как заполнить и сдать форму по КНД 1150022
(КонсультантПлюс, 2025)Не учитывайте при заполнении графы 4 сертифицированных (аккредитованных) медработников, если они являются внешними совместителями. Если такой медработник является внутренним совместителем, он учитывается в графе 4 один раз (п. п. 16.2, 17 Указаний, утвержденных Приказом Росстата от 16.12.2024 N 647, Письмо Минфина России от 10.01.2024 N 03-03-05/528).
(КонсультантПлюс, 2025)Не учитывайте при заполнении графы 4 сертифицированных (аккредитованных) медработников, если они являются внешними совместителями. Если такой медработник является внутренним совместителем, он учитывается в графе 4 один раз (п. п. 16.2, 17 Указаний, утвержденных Приказом Росстата от 16.12.2024 N 647, Письмо Минфина России от 10.01.2024 N 03-03-05/528).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
Готовое решение: Как уплачивают налог на прибыль отдельные категории налогоплательщиков
(КонсультантПлюс, 2025)При определении численности медработников, имеющих сертификат специалиста, свидетельство об аккредитации специалиста, не учитывайте внешних совместителей, а внутренних совместителей учитывайте один раз (п. п. 16.1, 16.2, 17 Указаний N 647).
(КонсультантПлюс, 2025)При определении численности медработников, имеющих сертификат специалиста, свидетельство об аккредитации специалиста, не учитывайте внешних совместителей, а внутренних совместителей учитывайте один раз (п. п. 16.1, 16.2, 17 Указаний N 647).
Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Ключевые слова: законодательные инициативы, законопроекты, закон, здоровье граждан, первая помощь, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинский работник, сертификат, программы повышения квалификации, ответственность.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Ключевые слова: законодательные инициативы, законопроекты, закон, здоровье граждан, первая помощь, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинский работник, сертификат, программы повышения квалификации, ответственность.
Статья: Правовое регулирование труда медицинских работников: отдельные аспекты
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Следует уточнить, что предусмотрен поэтапный переход к процедуре аккредитации до 31 декабря 2025 г., сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока.
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Следует уточнить, что предусмотрен поэтапный переход к процедуре аккредитации до 31 декабря 2025 г., сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока.
Статья: Нормативно-правовая регламентация новых высоких технологий в медицине. Правовые неопределенности, проблемные вопросы
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)8) провести сертификацию образовательных программ для медицинских работников с использованием технологии виртуальной реальности;
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)8) провести сертификацию образовательных программ для медицинских работников с использованием технологии виртуальной реальности;
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечнях домовых хозяйств и ответственных лиц за функционирование домовых хозяйств указывались конкретные жители конкретных населенных пунктов <1>, компетенция которых состояла в навыках оказания первой помощи, либо перечислялись населенные пункты, в которых создаются домовые хозяйства <2>, либо указывались конкретные адреса, по которым располагались домохозяйства <3>. При этом лишь в отдельных субъектах Российской Федерации <4> планировалось провести обучение представителей домовых хозяйств правилам оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях, угрожающих жизни и здоровью, и других состояниях и заболеваниях на базе учреждения здравоохранения с привлечением медицинских работников, имеющих сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело" или "Скорая и неотложная помощь".
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечнях домовых хозяйств и ответственных лиц за функционирование домовых хозяйств указывались конкретные жители конкретных населенных пунктов <1>, компетенция которых состояла в навыках оказания первой помощи, либо перечислялись населенные пункты, в которых создаются домовые хозяйства <2>, либо указывались конкретные адреса, по которым располагались домохозяйства <3>. При этом лишь в отдельных субъектах Российской Федерации <4> планировалось провести обучение представителей домовых хозяйств правилам оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях, угрожающих жизни и здоровью, и других состояниях и заболеваниях на базе учреждения здравоохранения с привлечением медицинских работников, имеющих сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело" или "Скорая и неотложная помощь".