Семейная форма получения обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Семейная форма получения обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)<*> Статья подготовлена по результатам экспертно-аналитического исследования "Совершенствование законодательного регулирования семейной формы получения общего образования. Возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения при освоении образовательных программ общего образования" по заказу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2019 г.
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)<*> Статья подготовлена по результатам экспертно-аналитического исследования "Совершенствование законодательного регулирования семейной формы получения общего образования. Возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения при освоении образовательных программ общего образования" по заказу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2019 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
(ред. от 04.03.2025)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180)При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают <6>, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
(ред. от 04.03.2025)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180)При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают <6>, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дошкольное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне их - в форме семейного образования. В целях получения дошкольного образования в семьях в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы. Такие группы и называют семейными детскими садами. Семейные детские сады могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность либо осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (ст. 64 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; п. 3, абз. 2, 10 п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дошкольное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне их - в форме семейного образования. В целях получения дошкольного образования в семьях в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы. Такие группы и называют семейными детскими садами. Семейные детские сады могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность либо осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (ст. 64 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; п. 3, абз. 2, 10 п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
Ситуация: Каковы особенности получения образования экстерном?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающиеся обязаны ликвидировать. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (ч. 2 - 4 ст. 58 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающиеся обязаны ликвидировать. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (ч. 2 - 4 ст. 58 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Правовые проблемы и перспективы развития семейной формы образования
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)С точки зрения полноты правового регулирования также позитивно может быть оценено стремление регионального законодателя закрепить пошаговый алгоритм действий родителей в связи с переходом на семейную форму получения образования, с указанием конкретных сроков прохождения необходимых процедур. Согласно нормам Постановления N 1158 родители несовершеннолетних учащихся либо совершеннолетний учащийся в течение определенного срока обязаны, во-первых, подобрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию, во-вторых, оповестить орган управления образованием об отчислении из образовательной организации. Отношения между образовательной организацией и родителями, а также учащимся после получения им основного общего образования или после достижения 18 лет регулируются приказом руководителя образовательной организации, издаваемым в течение трех рабочих дней на основании их заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)С точки зрения полноты правового регулирования также позитивно может быть оценено стремление регионального законодателя закрепить пошаговый алгоритм действий родителей в связи с переходом на семейную форму получения образования, с указанием конкретных сроков прохождения необходимых процедур. Согласно нормам Постановления N 1158 родители несовершеннолетних учащихся либо совершеннолетний учащийся в течение определенного срока обязаны, во-первых, подобрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию, во-вторых, оповестить орган управления образованием об отчислении из образовательной организации. Отношения между образовательной организацией и родителями, а также учащимся после получения им основного общего образования или после достижения 18 лет регулируются приказом руководителя образовательной организации, издаваемым в течение трех рабочих дней на основании их заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К примеру, как указывает Минобрнауки в Письме от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме", родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации к получению образования в течение всей жизни. При выборе получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) детей информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К примеру, как указывает Минобрнауки в Письме от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме", родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации к получению образования в течение всей жизни. При выборе получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) детей информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Статья: О пределах осуществления родительских прав и охране детства
(Эрделевский А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представляется интересным проанализировать применение вышеуказанных положений СК РФ к конкретным жизненным ситуациям на примере получившей широкое освещение в средствах массовой информации ситуации с несовершеннолетним ребенком. Насколько можно судить по сообщениям в СМИ, в 2021 году ребенок женского пола, достигнув возраста 9 лет, в форме семейного образования получил полное общее образование и поступил в высшее учебное заведение для обучения по специальности "Психология служебной деятельности". Можно предположить, что достижение таких успехов потребовало немалых усилий самого ребенка и его родителей.
(Эрделевский А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представляется интересным проанализировать применение вышеуказанных положений СК РФ к конкретным жизненным ситуациям на примере получившей широкое освещение в средствах массовой информации ситуации с несовершеннолетним ребенком. Насколько можно судить по сообщениям в СМИ, в 2021 году ребенок женского пола, достигнув возраста 9 лет, в форме семейного образования получил полное общее образование и поступил в высшее учебное заведение для обучения по специальности "Психология служебной деятельности". Можно предположить, что достижение таких успехов потребовало немалых усилий самого ребенка и его родителей.
Ситуация: Каковы уровни и формы получения общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители могут использовать положения ФГОС дошкольного образования (п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; п. 1.1 Стандарта N 1155).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители могут использовать положения ФГОС дошкольного образования (п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; п. 1.1 Стандарта N 1155).