СБор тко
Подборка наиболее важных документов по запросу СБор тко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за выгрузку или сброс с транспортных средств, в том числе грузовых, отходов производства и потребления вне мест (площадок) их накопления
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно видеозаписи... из автомобиля ГАЗ... с государственным регистрационным знаком... были осуществлены выгрузка и складирование крупногабаритных бытовых отходов в районе контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов...
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно видеозаписи... из автомобиля ГАЗ... с государственным регистрационным знаком... были осуществлены выгрузка и складирование крупногабаритных бытовых отходов в районе контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)...муниципальным казенным учреждением... установлен факт невывоза Обществом мусора, допущено переполнение контейнерной площадки для сбора ТКО мусором, что является нарушением части 14 статьи 9 Закона N 144-З.
(КонсультантПлюс, 2025)...муниципальным казенным учреждением... установлен факт невывоза Обществом мусора, допущено переполнение контейнерной площадки для сбора ТКО мусором, что является нарушением части 14 статьи 9 Закона N 144-З.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Раздельный сбор отходов в контексте реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Не предусмотрено заключение контракта на выполнение работ по сбору, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае, если исполнение обязательств по выполнению таких работ определено в соглашении регионального оператора по обращению с ТКО.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Не предусмотрено заключение контракта на выполнение работ по сбору, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае, если исполнение обязательств по выполнению таких работ определено в соглашении регионального оператора по обращению с ТКО.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")V. Порядок сбора, обработки, энергетической
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")V. Порядок сбора, обработки, энергетической
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Письмом ФАС России от 18.08.2025 N ВК/77494/25 направлены разъяснения, касающиеся, в частности, доминирующего положения регионального оператора, порядка и особенностей заключения договора по обращению с ТКО, порядка коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, сбора и вывоза ТКО, пакетного сбора ТКО, торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Письмом ФАС России от 18.08.2025 N ВК/77494/25 направлены разъяснения, касающиеся, в частности, доминирующего положения регионального оператора, порядка и особенностей заключения договора по обращению с ТКО, порядка коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, сбора и вывоза ТКО, пакетного сбора ТКО, торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Исключение, когда оснований для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения нет: если до перехода на новую систему обращения с ТКО плата за сбор, вывоз, утилизацию ТБО (КГО) была установлена решением собственников помещений в МКД отдельно от платы за содержание и ремонт жилого помещения и включалась УК (ТСЖ) в платежный документ отдельной строкой (Постановление АС ЗСО от 18.05.2020 N Ф04-1276/2020 по делу N А27-14748/2019).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Исключение, когда оснований для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения нет: если до перехода на новую систему обращения с ТКО плата за сбор, вывоз, утилизацию ТБО (КГО) была установлена решением собственников помещений в МКД отдельно от платы за содержание и ремонт жилого помещения и включалась УК (ТСЖ) в платежный документ отдельной строкой (Постановление АС ЗСО от 18.05.2020 N Ф04-1276/2020 по делу N А27-14748/2019).
Статья: Требования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов и емкости для сбора отработанного топлива.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов и емкости для сбора отработанного топлива.
Статья: Влияние новых угроз безопасности жилого помещения на изменение содержания принципа безопасности жилых помещений
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
Статья: Особенности и правовое значение государственной регистрации права собственности на общее имущество многоквартирного дома
(Свит Ю.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)При регулировании отношений по регистрации права собственности на общее имущество МКД необходимо также учитывать, что исходя из положений ст. 36 ЖК РФ данный имущественный комплекс включает в себя различные по своему значению и физическим свойствам объекты. Прежде всего в общем имуществе следует выделить объекты, находящиеся в доме (технические и иные помещения общего пользования, оборудование, коммуникации и т.д.), которые являются составными элементами МКД, а также земельный участок, включающий собственно территорию, занятую зданием, а также территорию, необходимую для эксплуатации МКД. К такой территории относятся участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры (сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД) <14>.
(Свит Ю.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)При регулировании отношений по регистрации права собственности на общее имущество МКД необходимо также учитывать, что исходя из положений ст. 36 ЖК РФ данный имущественный комплекс включает в себя различные по своему значению и физическим свойствам объекты. Прежде всего в общем имуществе следует выделить объекты, находящиеся в доме (технические и иные помещения общего пользования, оборудование, коммуникации и т.д.), которые являются составными элементами МКД, а также земельный участок, включающий собственно территорию, занятую зданием, а также территорию, необходимую для эксплуатации МКД. К такой территории относятся участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры (сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД) <14>.
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер образуемого под МКД земельного участка (придомовой территории) определяется, в частности, исходя из площади дома (суммарной общей площади всех квартир, нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в доме), территории, необходимой для обслуживания площади МКД, плотности застройки. В границы земельного участка под МКД могут быть включены в том числе земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД (п. п. 5, 6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер образуемого под МКД земельного участка (придомовой территории) определяется, в частности, исходя из площади дома (суммарной общей площади всех квартир, нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в доме), территории, необходимой для обслуживания площади МКД, плотности застройки. В границы земельного участка под МКД могут быть включены в том числе земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД (п. п. 5, 6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Реализация компанией первого из вышеуказанных видов возможностей, как правило, имеет целью удовлетворение интересов государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона о ППК), то есть иных лиц. В частности, строительство ППК "Фонд" "недостроенных" вследствие банкротства застройщиков многоквартирных домов осуществляется с целью защиты интересов граждан - участников долевого строительства; строительство ППК "ВСК" объектов военного значения направлено на удовлетворение потребностей государства в выполнении государственного оборонного заказа, в обеспеченности объектами, необходимыми для реализации полномочий в сфере вооруженных сил страны; строительством ППК "РЭО" экологического технопарка и покупкой специальной техники для сбора и транспортировки твердых коммунальных и промышленных отходов удовлетворяются потребности населения в чистой окружающей среде, и т.д.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Реализация компанией первого из вышеуказанных видов возможностей, как правило, имеет целью удовлетворение интересов государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона о ППК), то есть иных лиц. В частности, строительство ППК "Фонд" "недостроенных" вследствие банкротства застройщиков многоквартирных домов осуществляется с целью защиты интересов граждан - участников долевого строительства; строительство ППК "ВСК" объектов военного значения направлено на удовлетворение потребностей государства в выполнении государственного оборонного заказа, в обеспеченности объектами, необходимыми для реализации полномочий в сфере вооруженных сил страны; строительством ППК "РЭО" экологического технопарка и покупкой специальной техники для сбора и транспортировки твердых коммунальных и промышленных отходов удовлетворяются потребности населения в чистой окружающей среде, и т.д.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Региональные операторы, действующие в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, могут привлечь операторов по обращению с ТКО к оказанию комплексной услуги по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка и др.) по результатам торгов в установленном порядке. Условия проведения торгов согласовываются с уполномоченным исполнительным органом этих субъектов РФ (п. 12 ст. 24.6 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Региональные операторы, действующие в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, могут привлечь операторов по обращению с ТКО к оказанию комплексной услуги по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка и др.) по результатам торгов в установленном порядке. Условия проведения торгов согласовываются с уполномоченным исполнительным органом этих субъектов РФ (п. 12 ст. 24.6 Закона об отходах).
Статья: О правилах выбора применимой "защитной меры" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)Пример. Заказчик объявил электронный аукцион на поставку контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, которые он отнес к коду ОКПД2 29.20.21.190 "Контейнеры прочие, не включенные в другие группировки" (в перечне, утвержденном ПП РФ N 616, данного кода не было). При этом закупались два вида продукции: пластиковые евроконтейнеры и металлические контейнеры для сбора различных видов отходов.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)Пример. Заказчик объявил электронный аукцион на поставку контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, которые он отнес к коду ОКПД2 29.20.21.190 "Контейнеры прочие, не включенные в другие группировки" (в перечне, утвержденном ПП РФ N 616, данного кода не было). При этом закупались два вида продукции: пластиковые евроконтейнеры и металлические контейнеры для сбора различных видов отходов.
Статья: Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 4)- на спорном земельном участке отсутствовали жилые помещения, пригодные для постоянного проживания. Собственник земельного участка использовал его только для садоводства в летний период времени, место для сбора ТКО на спорном земельном участке организовано не было, вывоз ТКО с его территории не производился;
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 4)- на спорном земельном участке отсутствовали жилые помещения, пригодные для постоянного проживания. Собственник земельного участка использовал его только для садоводства в летний период времени, место для сбора ТКО на спорном земельном участке организовано не было, вывоз ТКО с его территории не производился;