СБор подписей в поддержку кандидата
Подборка наиболее важных документов по запросу СБор подписей в поддержку кандидата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отпуск главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Например, для лица, замещающего должность главы муниципального образования, не исключается возможность осуществлять сбор подписей лично в поддержку своего выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей (например, при уходе в кратковременный отпуск) и не связано с использованием преимуществ его должностного положения..."
(КонсультантПлюс, 2025)Например, для лица, замещающего должность главы муниципального образования, не исключается возможность осуществлять сбор подписей лично в поддержку своего выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей (например, при уходе в кратковременный отпуск) и не связано с использованием преимуществ его должностного положения..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""Из системного анализа положений пункта 5 статьи 2 и пункта 11 статьи 37 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что, устанавливая правила сбора подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, законодатель четко определил обязательные требования к содержанию подписных листов, в том числе, указание адреса места жительства избирателя, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе избирательное законодательство не предусматривает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание недостоверной и (или) недействительной подписи избирателя, проставленной с использованием ЕПГУ: практика и ответственность
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В статье представлен обзор технологии сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов через портал "Госуслуги", дан анализ возможных оснований признания электронной подписи недостоверной и (или) недействительной, а также сделаны предложения по совершенствованию правовой охраны подписей избирателей, проставленных с использованием Единого портала Госуслуг, в целях правильной квалификации их подделки (ст. 5.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 2 ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации).
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В статье представлен обзор технологии сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов через портал "Госуслуги", дан анализ возможных оснований признания электронной подписи недостоверной и (или) недействительной, а также сделаны предложения по совершенствованию правовой охраны подписей избирателей, проставленных с использованием Единого портала Госуслуг, в целях правильной квалификации их подделки (ст. 5.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 2 ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Итак, для реализации избирательных прав граждан и политических партий необходимо задействовать весь комплекс гарантий и инструментов, включая судебное обжалование действий и бездействия публичных органов, особенно избирательных комиссий. Важными гарантиями реализации избирательных прав граждан и политических партий являются транспарентность, доступность, понятность норм избирательного законодательства. Новые информационные технологии при сборе подписей в поддержку кандидатов, проведении дистанционного электронного голосования становятся гарантией дополнительной защиты голоса избирателя, безопасности проведения выборов, сохранения тайны голосования, невозможности фальсификации его итогов. Будущее развитие избирательного права видится в скорейшем внедрении дистанционного электронного голосования на всех уровнях выборов в целях обеспечения юридических гарантий всеобщего избирательного права, включающих гарантии обеспечения общественного контроля, защиты избирательных прав граждан и политических партий на всех стадиях избирательного процесса, в том числе электронные способы выдвижения кандидатов (списков кандидатов), их регистрацию, сбор подписей, проверку, применение специальных информационных и технических средств подсчета голосов избирателей.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Итак, для реализации избирательных прав граждан и политических партий необходимо задействовать весь комплекс гарантий и инструментов, включая судебное обжалование действий и бездействия публичных органов, особенно избирательных комиссий. Важными гарантиями реализации избирательных прав граждан и политических партий являются транспарентность, доступность, понятность норм избирательного законодательства. Новые информационные технологии при сборе подписей в поддержку кандидатов, проведении дистанционного электронного голосования становятся гарантией дополнительной защиты голоса избирателя, безопасности проведения выборов, сохранения тайны голосования, невозможности фальсификации его итогов. Будущее развитие избирательного права видится в скорейшем внедрении дистанционного электронного голосования на всех уровнях выборов в целях обеспечения юридических гарантий всеобщего избирательного права, включающих гарантии обеспечения общественного контроля, защиты избирательных прав граждан и политических партий на всех стадиях избирательного процесса, в том числе электронные способы выдвижения кандидатов (списков кандидатов), их регистрацию, сбор подписей, проверку, применение специальных информационных и технических средств подсчета голосов избирателей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Введение: в статье анализируются системы электронного голосования в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Цель: рассмотреть плюсы и минусы электронного голосования, которое применяется в зарубежных странах, а также в России и выработать рекомендации по усовершенствованию отечественного избирательного права. Методы: помимо общенаучных методов широко использовались частнонаучные, включая сравнительно-правовой и системный. Результаты: развитие информационно-коммуникативных технологий в последнее время активирует их применение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и при осуществлении народовластия. Имплементация в российскую правовую систему электронного голосования преследует цели: повышение активности избирателей, в том числе и со стороны маломобильных групп граждан или при голосовании не по месту жительства; повышение прозрачности выборов; повышение оперативности в деле подсчета голосов и опубликования результатов выборов; сокращение расходов на организацию и проведение выборов; приведение в соответствие с уровнем развития общества форм участия граждан в демократических процессах. Выводы: использование ГАС "Выборы" в автономном режиме, не имеющем возможности передачи информации посредством телекоммуникационной сети Интернет, хотя и повышает ее надежность и не допускает несанкционированного вмешательства и изменения результатов голосования извне, в то же время оставляет лазейку для фальсификации итогов голосования при получении данных с избирательных участков в территориальной избирательной комиссии (ТИК), что требует решения данной проблемы. Сбор подписей в поддержку кандидата / списков кандидатов в электронной форме через портал "Госуслуги" должен стать единственной формой, применяемой в избирательном процессе. Дистанционное электронное голосование на выборах в России должно обеспечивать возможность избирателю неоднократно изменять свое волеизъявление вплоть до окончания времени голосования, чтобы исключить возможное использование административного ресурса и подкуп избирателя.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Введение: в статье анализируются системы электронного голосования в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Цель: рассмотреть плюсы и минусы электронного голосования, которое применяется в зарубежных странах, а также в России и выработать рекомендации по усовершенствованию отечественного избирательного права. Методы: помимо общенаучных методов широко использовались частнонаучные, включая сравнительно-правовой и системный. Результаты: развитие информационно-коммуникативных технологий в последнее время активирует их применение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и при осуществлении народовластия. Имплементация в российскую правовую систему электронного голосования преследует цели: повышение активности избирателей, в том числе и со стороны маломобильных групп граждан или при голосовании не по месту жительства; повышение прозрачности выборов; повышение оперативности в деле подсчета голосов и опубликования результатов выборов; сокращение расходов на организацию и проведение выборов; приведение в соответствие с уровнем развития общества форм участия граждан в демократических процессах. Выводы: использование ГАС "Выборы" в автономном режиме, не имеющем возможности передачи информации посредством телекоммуникационной сети Интернет, хотя и повышает ее надежность и не допускает несанкционированного вмешательства и изменения результатов голосования извне, в то же время оставляет лазейку для фальсификации итогов голосования при получении данных с избирательных участков в территориальной избирательной комиссии (ТИК), что требует решения данной проблемы. Сбор подписей в поддержку кандидата / списков кандидатов в электронной форме через портал "Госуслуги" должен стать единственной формой, применяемой в избирательном процессе. Дистанционное электронное голосование на выборах в России должно обеспечивать возможность избирателю неоднократно изменять свое волеизъявление вплоть до окончания времени голосования, чтобы исключить возможное использование административного ресурса и подкуп избирателя.
Статья: Проблема квазиверховенства закона в избирательном праве
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)При электронном сборе подписей меняются как сам алгоритм предписываемых законодательством избирательных действий, так и субъектный состав участников. В обоих случаях, по сравнению с их традиционными формами, появляется фактор использования технических средств, которые автоматически выполняют предписанные программным обеспечением цепочки действий, призванные ускорить тем самым выполнение общего алгоритма, конечной точкой которого будет являться получение избирательной комиссией воли избирателя. Избиратель взаимодействует уже не с лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, а с программным обеспечением. Иными словами, если физический контакт избирателя с подписным листом и лицом, осуществляющим сбор подписей в традиционной форме, имеет четко определенное время и место, то с применением цифровых технологий эта грань размывается, что порождает проблему определения места волеизъявления: где оно находится? Идет ли речь о месте взаимодействия избирателя с программным обеспечением на своем телефоне или компьютере, либо о месте расположения информационно-технических средств оператора информационно-технической системы "Единый портал государственных услуг и муниципальных услуг Российской Федерации" (ЕПГУ), либо о месте расположения портала федеральной или московской цифровой платформы, либо о месте введения информации в систему ГАС "Выборы"? Поскольку фиксация происходящего в каждом из этих мест определяется программным обеспечением, на которое избиратель не оказывает никакого влияния, то установленные законом запреты в отношении мест сбора подписей могут нарушаться без каких-либо негативных последствий для нарушителей.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)При электронном сборе подписей меняются как сам алгоритм предписываемых законодательством избирательных действий, так и субъектный состав участников. В обоих случаях, по сравнению с их традиционными формами, появляется фактор использования технических средств, которые автоматически выполняют предписанные программным обеспечением цепочки действий, призванные ускорить тем самым выполнение общего алгоритма, конечной точкой которого будет являться получение избирательной комиссией воли избирателя. Избиратель взаимодействует уже не с лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, а с программным обеспечением. Иными словами, если физический контакт избирателя с подписным листом и лицом, осуществляющим сбор подписей в традиционной форме, имеет четко определенное время и место, то с применением цифровых технологий эта грань размывается, что порождает проблему определения места волеизъявления: где оно находится? Идет ли речь о месте взаимодействия избирателя с программным обеспечением на своем телефоне или компьютере, либо о месте расположения информационно-технических средств оператора информационно-технической системы "Единый портал государственных услуг и муниципальных услуг Российской Федерации" (ЕПГУ), либо о месте расположения портала федеральной или московской цифровой платформы, либо о месте введения информации в систему ГАС "Выборы"? Поскольку фиксация происходящего в каждом из этих мест определяется программным обеспечением, на которое избиратель не оказывает никакого влияния, то установленные законом запреты в отношении мест сбора подписей могут нарушаться без каких-либо негативных последствий для нарушителей.
Статья: Дистанционное голосование: pro et contra
(Чашин А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)20 мая 2020 г. национальным парламентом был принят Федеральный закон N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 154-ФЗ). Этим нормативным правовым актом внесен ряд существенных поправок в систему избирательного законодательства, а именно в Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Законом N 154-ФЗ отечественное избирательное право пополнилось следующими новеллами: отложение выборов по причинам чрезвычайного характера; дистанционное электронное голосование; электронный сбор подписей в поддержку кандидатов; почтовое голосование; голосование вне помещений для голосования. Предметом нашей статьи является одна из новелл - дистанционное голосование. Очевидно, что Закон N 154-ФЗ принят в целях повышения доступности голосования и, следовательно, снижения политического абсентеизма.
(Чашин А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)20 мая 2020 г. национальным парламентом был принят Федеральный закон N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 154-ФЗ). Этим нормативным правовым актом внесен ряд существенных поправок в систему избирательного законодательства, а именно в Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Законом N 154-ФЗ отечественное избирательное право пополнилось следующими новеллами: отложение выборов по причинам чрезвычайного характера; дистанционное электронное голосование; электронный сбор подписей в поддержку кандидатов; почтовое голосование; голосование вне помещений для голосования. Предметом нашей статьи является одна из новелл - дистанционное голосование. Очевидно, что Закон N 154-ФЗ принят в целях повышения доступности голосования и, следовательно, снижения политического абсентеизма.