Санпин охрана поверхностных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин охрана поверхностных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В частности, органы власти не вправе вводить препятствия использованию водных объектов, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами в целях, закрепленных в ВК РФ. Так, решением ВС РФ <1> признаны недействующими абз. 3 п. 4.1.2 и п. 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.; далее - СанПиН 2.1.5.980-00) <2> (ныне утратили силу). В СанПиН 2.1.5.980-00 было установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускаются (абз. 3 п. 4.1.2) и что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (п. 6.6). ВС РФ принял во внимание норму комментируемой статьи, по которой сброс сточных вод считается правомерной целью водопользования. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и не уполномочивает Роспотребнадзор на введение указанного нормативного запрета по собственному усмотрению.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В частности, органы власти не вправе вводить препятствия использованию водных объектов, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами в целях, закрепленных в ВК РФ. Так, решением ВС РФ <1> признаны недействующими абз. 3 п. 4.1.2 и п. 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.; далее - СанПиН 2.1.5.980-00) <2> (ныне утратили силу). В СанПиН 2.1.5.980-00 было установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускаются (абз. 3 п. 4.1.2) и что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (п. 6.6). ВС РФ принял во внимание норму комментируемой статьи, по которой сброс сточных вод считается правомерной целью водопользования. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и не уполномочивает Роспотребнадзор на введение указанного нормативного запрета по собственному усмотрению.
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)- нормативы по теплу включены в правила по охране труда "ПОТ Р М 005-97. "Правила по охране труда при термической обработке металлов" от 29 сентября 1997 г. <12>; в межгосударственный стандарт "МСанПиН 001-96. Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" от 19 января 1996 г. <13>; СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" от 18 мая 2010 г. <14>; решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" <15> и др. Все они направлены на обеспечение интересов человека. Удалось обнаружить один норматив по данному показателю по отношению к природным объектам - воде водного объекта, но только для питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования. Так, в СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" от 22 июня 2000 г. <16> установлено, что летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна превышать более чем на 3 °C среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние десять лет. Таких нормативов по воздуху и почве для природных территорий нет;
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)- нормативы по теплу включены в правила по охране труда "ПОТ Р М 005-97. "Правила по охране труда при термической обработке металлов" от 29 сентября 1997 г. <12>; в межгосударственный стандарт "МСанПиН 001-96. Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" от 19 января 1996 г. <13>; СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" от 18 мая 2010 г. <14>; решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" <15> и др. Все они направлены на обеспечение интересов человека. Удалось обнаружить один норматив по данному показателю по отношению к природным объектам - воде водного объекта, но только для питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования. Так, в СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" от 22 июня 2000 г. <16> установлено, что летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна превышать более чем на 3 °C среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние десять лет. Таких нормативов по воздуху и почве для природных территорий нет;
Нормативные акты
"Инструкция по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения"
(утв. МПС РФ 09.10.2000 N ЦМ-787, Минсельхозом РФ 04.10.2000 N 13-8-01/7100)
(с изм. от 23.08.2013)11.6. Сточные воды после промывки и дезинфекции вагонов очищают, обеззараживают на ДПС (ДПП, ПП) силами и средствами этих предприятий с помощью имеющихся сооружений, которые должны отвечать требованиям Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденных главным санитарным врачом СССР 04.07.1988 N 4360-88. Руководство ДПС, ДПП и ПП несет ответственность за эффективность работы очистных сооружений.
(утв. МПС РФ 09.10.2000 N ЦМ-787, Минсельхозом РФ 04.10.2000 N 13-8-01/7100)
(с изм. от 23.08.2013)11.6. Сточные воды после промывки и дезинфекции вагонов очищают, обеззараживают на ДПС (ДПП, ПП) силами и средствами этих предприятий с помощью имеющихся сооружений, которые должны отвечать требованиям Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденных главным санитарным врачом СССР 04.07.1988 N 4360-88. Руководство ДПС, ДПП и ПП несет ответственность за эффективность работы очистных сооружений.
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору места расположения водозаборных сооружений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 85 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды. Основным техническим требованием к источнику нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения является обоснование выбора места расположения водозаборных сооружений. Выбор места расположения водозаборных сооружений должны осуществлять с привлечением соответствующих специалистов (геологов, гидрогеологов, др.) и проводить на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов санитарного обследования близлежащей территории (п. 6.10 ГОСТ 33937-2016 "Межгосударственный стандарт. Система газоснабжения. Магистральная трубопроводная транспортировка газа. Охрана окружающей среды. Охрана водной среды. Водоподготовка. Технические требования" (далее - ГОСТ 33937-2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 85 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды. Основным техническим требованием к источнику нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения является обоснование выбора места расположения водозаборных сооружений. Выбор места расположения водозаборных сооружений должны осуществлять с привлечением соответствующих специалистов (геологов, гидрогеологов, др.) и проводить на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов санитарного обследования близлежащей территории (п. 6.10 ГОСТ 33937-2016 "Межгосударственный стандарт. Система газоснабжения. Магистральная трубопроводная транспортировка газа. Охрана окружающей среды. Охрана водной среды. Водоподготовка. Технические требования" (далее - ГОСТ 33937-2016).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ЗСО организуются вне зависимости от ведомственной принадлежности на всех водопроводах, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ЗСО организуются вне зависимости от ведомственной принадлежности на всех водопроводах, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Что же касается СанПиН 2.1.4.1110-02, то они довольно исчерпывающе регламентируют порядок создания и правовой режим ЗСО. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Что же касается СанПиН 2.1.4.1110-02, то они довольно исчерпывающе регламентируют порядок создания и правовой режим ЗСО. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)в ходе эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов следуйте п. п. 27 - 29 Требований по обращению с ТКО, в частности принимайте меры по охране атмосферного воздуха и подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ (п. 27 Требований по обращению с ТКО).
(КонсультантПлюс, 2025)в ходе эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов следуйте п. п. 27 - 29 Требований по обращению с ТКО, в частности принимайте меры по охране атмосферного воздуха и подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ (п. 27 Требований по обращению с ТКО).