Санпин коммунальные отходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин коммунальные отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13.4 "Требования к местам (площадкам) накопления отходов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""В силу Закона N 52-ФЗ, Санитарных правил периодичность вывоза твердых коммунальных отходов не должна противоречить законодательству. Вывоз твердых коммунальных отходов должен осуществляться в соответствии с нормами СанПин вне зависимости от заполнения контейнеров, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения."
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 88А-18874/2024 (УИД 75RS0025-01-2021-001174-53)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении требований о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приведенные основания не свидетельствуют о наличии обстоятельств для прекращения исполнительного производства. Доказательств того, что в настоящее время администрация не может по объективным причинам исполнить решение суда, не представлено. Выводы из заключения эксперта N от 17 ноября 2023 г. о невозможности соблюдения санитарных норм и правил для расположения площадок накопления твердых коммунальных отходов по ряду улиц, не могут служить основанием для прекращения исполнительного производства.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении требований о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приведенные основания не свидетельствуют о наличии обстоятельств для прекращения исполнительного производства. Доказательств того, что в настоящее время администрация не может по объективным причинам исполнить решение суда, не представлено. Выводы из заключения эксперта N от 17 ноября 2023 г. о невозможности соблюдения санитарных норм и правил для расположения площадок накопления твердых коммунальных отходов по ряду улиц, не могут служить основанием для прекращения исполнительного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в Требованиях по обращению с ТКО, в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в Требованиях по обращению с ТКО, в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), в частности:
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"По договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены конкретным договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156). При этом периодичность вывоза региональным оператором твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, в частности допустимого срока временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток и составляет: при температуре плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; при температуре плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3).
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"По договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены конкретным договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156). При этом периодичность вывоза региональным оператором твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, в частности допустимого срока временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток и составляет: при температуре плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; при температуре плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3).
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества допускается использование земельного участка общего назначения для реализации гражданами, являющимися правообладателями садовых земельных участков и огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выращенной ими сельскохозяйственной продукции с возможностью возведения для такой реализации некапитальных строений, сооружений или нестационарных торговых объектов при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества допускается использование земельного участка общего назначения для реализации гражданами, являющимися правообладателями садовых земельных участков и огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выращенной ими сельскохозяйственной продукции с возможностью возведения для такой реализации некапитальных строений, сооружений или нестационарных торговых объектов при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
Вопрос: Как открыть ресторан или кафе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сбор и обращение отходов должны соответствовать требованиям по обращению с твердыми коммунальными отходами и содержанию территории (п. 2.17 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сбор и обращение отходов должны соответствовать требованиям по обращению с твердыми коммунальными отходами и содержанию территории (п. 2.17 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО <5> (далее - Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО <5> (далее - Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)В свою очередь, "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - это действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и перемещению их в мусоровоз.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)В свою очередь, "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - это действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и перемещению их в мусоровоз.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Прежде всего это требования к тому, с каких территорий допускается вывоз мусора бестарным методом. Это территории сельских поселений или малоэтажной застройки городских поселений (п. 15 СанПиН 2.1.3684-21).
(КонсультантПлюс, 2025)Прежде всего это требования к тому, с каких территорий допускается вывоз мусора бестарным методом. Это территории сельских поселений или малоэтажной застройки городских поселений (п. 15 СанПиН 2.1.3684-21).
Вопрос: Можно ли дополнить договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО обязанностью информировать об изменении тарифа письменно и за подписью уполномоченного лица? Установлена ли периодичность вывоза ТКО?
(Консультация эксперта, 2025)Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО можно дополнить условием об обязательном письменном информировании об изменении тарифа. Периодичность вывоза мусора определяется сторонами договора в соответствии со сроками временного накопления ТКО, установленными санитарными правилами и нормами.
(Консультация эксперта, 2025)Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО можно дополнить условием об обязательном письменном информировании об изменении тарифа. Периодичность вывоза мусора определяется сторонами договора в соответствии со сроками временного накопления ТКО, установленными санитарными правилами и нормами.
Статья: Вывоз мусора из дворов жильцов: анализ проблемы и споров
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Ранее согласно СанПиН 42-128-4690-88 в холодное время года срок хранения твердых коммунальных отходов должен быть не более трех суток, в теплое время - не более одних суток (ежедневный вывоз) <10>. Поэтому в холодное время года региональные операторы обязаны вывозить твердые коммунальные отходы в срок, который не превышает трех дней, а в теплое время года - ежедневно <11>.
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Ранее согласно СанПиН 42-128-4690-88 в холодное время года срок хранения твердых коммунальных отходов должен быть не более трех суток, в теплое время - не более одних суток (ежедневный вывоз) <10>. Поэтому в холодное время года региональные операторы обязаны вывозить твердые коммунальные отходы в срок, который не превышает трех дней, а в теплое время года - ежедневно <11>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Применительно к деятельности по производству рекультиванта с использованием отходов, к деятельности по сбору, утилизации отходов производства и потребления, следует обратить внимание на санитарную классификацию промышленных объектов, определенную в разд. 12 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - "Раздел 12. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг":
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Применительно к деятельности по производству рекультиванта с использованием отходов, к деятельности по сбору, утилизации отходов производства и потребления, следует обратить внимание на санитарную классификацию промышленных объектов, определенную в разд. 12 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - "Раздел 12. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг":
Вопрос: Какие установлены требования по содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- на федеральном уровне - в Законе об отходах, СанПиН 2.1.3684-21;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- на федеральном уровне - в Законе об отходах, СанПиН 2.1.3684-21;
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Выборочный анализ муниципальных правовых актов показал, что в основном данное право реализуется посредством разработки и принятия муниципальных программ обеспечения экологической безопасности городов с весьма узким перечнем задач, направленных в основном на обеспечение соблюдения требований законодательства, санитарно-гигиенических норм и правил содержания инфраструктуры мест погребения, утилизации, захоронения отходов; создание системы по отлову и содержанию безнадзорных животных; повышение уровня обеспеченности населения объектами коммунального назначения <147>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Выборочный анализ муниципальных правовых актов показал, что в основном данное право реализуется посредством разработки и принятия муниципальных программ обеспечения экологической безопасности городов с весьма узким перечнем задач, направленных в основном на обеспечение соблюдения требований законодательства, санитарно-гигиенических норм и правил содержания инфраструктуры мест погребения, утилизации, захоронения отходов; создание системы по отлову и содержанию безнадзорных животных; повышение уровня обеспеченности населения объектами коммунального назначения <147>.
Статья: Гражданско-правовое регулирование права собственности на медицинские отходы
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Для достижения указанных целей санитарные нормы и правила классифицируют отходы по классам опасности: А, Б, В, Г и Д. При этом запрещается смешивание отходов в одной емкости на стадии сбора. Вывоз на полигоны твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) допускается исключительно для отходов класса А, приравниваемых согласно правилам к ТКО (твердым коммунальным отходам), а также для отходов классов Б и В [1] после применения аппаратных способов обеззараживания при условии изменения их внешнего вида (например, путем измельчения, спекания, прессования и т.д.) с целью предотвращения их дальнейшего использования.
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Для достижения указанных целей санитарные нормы и правила классифицируют отходы по классам опасности: А, Б, В, Г и Д. При этом запрещается смешивание отходов в одной емкости на стадии сбора. Вывоз на полигоны твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) допускается исключительно для отходов класса А, приравниваемых согласно правилам к ТКО (твердым коммунальным отходам), а также для отходов классов Б и В [1] после применения аппаратных способов обеззараживания при условии изменения их внешнего вида (например, путем измельчения, спекания, прессования и т.д.) с целью предотвращения их дальнейшего использования.