Санпин хранение отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин хранение отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 по делу N 88-5693/2024 (УИД 77MS0373-01-2023-000584-22)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ответчик не исполняет обязанность по внесению платы за оказанные услуги по вывозу ТКО, в результате чего образовалась задолженность.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы жалобы об удаленности площадки для хранения бытовых отходов от дома ответчика, несоблюдение предусмотренного СанПиН 2.1.3684-21 расстояния между контейнерной площадкой для складирования твердых коммунальных отходов и жилым домом и, как следствие, об отсутствии обязанности производить плату за оказываемые услуги, не состоятельны, поскольку услуги по вывозу ТКО - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" осуществляет из мест, определенных органом местного самоуправления на территории по адресу: <адрес>, и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок в конкретном населенном пункте, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО. Кроме того, несоблюдение предусмотренных нормативных требований для установки контейнеров не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ответчик не исполняет обязанность по внесению платы за оказанные услуги по вывозу ТКО, в результате чего образовалась задолженность.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы жалобы об удаленности площадки для хранения бытовых отходов от дома ответчика, несоблюдение предусмотренного СанПиН 2.1.3684-21 расстояния между контейнерной площадкой для складирования твердых коммунальных отходов и жилым домом и, как следствие, об отсутствии обязанности производить плату за оказываемые услуги, не состоятельны, поскольку услуги по вывозу ТКО - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" осуществляет из мест, определенных органом местного самоуправления на территории по адресу: <адрес>, и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок в конкретном населенном пункте, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО. Кроме того, несоблюдение предусмотренных нормативных требований для установки контейнеров не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2024 N 88А-25349/2024
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Изменение кадастрового номера земельного участка не исключает обязанность должника организовать приведение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-ОЗ, поскольку при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Изменение кадастрового номера земельного участка не исключает обязанность должника организовать приведение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-ОЗ, поскольку при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вывоз мусора из дворов жильцов: анализ проблемы и споров
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Ранее согласно СанПиН 42-128-4690-88 в холодное время года срок хранения твердых коммунальных отходов должен быть не более трех суток, в теплое время - не более одних суток (ежедневный вывоз) <10>. Поэтому в холодное время года региональные операторы обязаны вывозить твердые коммунальные отходы в срок, который не превышает трех дней, а в теплое время года - ежедневно <11>.
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Ранее согласно СанПиН 42-128-4690-88 в холодное время года срок хранения твердых коммунальных отходов должен быть не более трех суток, в теплое время - не более одних суток (ежедневный вывоз) <10>. Поэтому в холодное время года региональные операторы обязаны вывозить твердые коммунальные отходы в срок, который не превышает трех дней, а в теплое время года - ежедневно <11>.
Статья: Закупка услуг по обращению с медицинскими отходами
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Согласно п. 3.4 СанПиН процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и т.д.).
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Согласно п. 3.4 СанПиН процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и т.д.).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Анализ СанПиН 2.1.3684-21, в частности пунктов 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244, показывает, что положениями данных правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО в отношении их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Анализ СанПиН 2.1.3684-21, в частности пунктов 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244, показывает, что положениями данных правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО в отношении их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 248-ФЗ
"О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, устанавливаемыми в соответствии с частью 6 настоящей статьи, ветеринарными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды.
"О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, устанавливаемыми в соответствии с частью 6 настоящей статьи, ветеринарными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Отдельно СанПиН 2.1.3684-21 закрепляют санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к условиям хранения медицинских отходов, их перемещения и транспортировки; предусматривают алгоритм действий персонала медицинской организации при возникновении аварийной ситуации (рассыпание, разливание отходов).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Отдельно СанПиН 2.1.3684-21 закрепляют санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к условиям хранения медицинских отходов, их перемещения и транспортировки; предусматривают алгоритм действий персонала медицинской организации при возникновении аварийной ситуации (рассыпание, разливание отходов).
Вопрос: У медицинской клиники заключен договор об утилизации медицинских отходов классов "А", "Б", "В", "Г". Необходимо ли клинике дополнительно заключать дополнительный договор об утилизации ртутьсодержащих ламп и градусников, либо по данному договору клиника может сдавать их на утилизацию?
(Консультация эксперта, 2023)Сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы I - IV классов опасности, далее - класс "Г"), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. Использованные ртутьсодержащие приборы, лампы, оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса "Г", должны собираться в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях для хранения медицинских отходов (п. п. 157, 189 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).
(Консультация эксперта, 2023)Сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы I - IV классов опасности, далее - класс "Г"), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. Использованные ртутьсодержащие приборы, лампы, оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса "Г", должны собираться в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях для хранения медицинских отходов (п. п. 157, 189 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования к мероприятиям по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности установлены в п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01. Такие мероприятия должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров. Рассматриваемые Санитарные правила утрачивают силу с 1 января 2025 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования к мероприятиям по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности установлены в п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01. Такие мероприятия должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров. Рассматриваемые Санитарные правила утрачивают силу с 1 января 2025 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21".
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
Готовое решение: Какие требования предъявляются к временному хранению (накоплению) отходов на территории предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)обустройству мест накопления отходов. В частности, на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация. Ее можно не делать, только если вы храните отходы в водонепроницаемой таре. Сток из такой канализации можно сливать в общегородскую систему дождевой канализации или в водоемы только после его очистки (п. 221 СанПиН 2.1.3684-21);
(КонсультантПлюс, 2025)обустройству мест накопления отходов. В частности, на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация. Ее можно не делать, только если вы храните отходы в водонепроницаемой таре. Сток из такой канализации можно сливать в общегородскую систему дождевой канализации или в водоемы только после его очистки (п. 221 СанПиН 2.1.3684-21);
Статья: К вопросу о реализации принципов контрактной системы: современный взгляд
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Также ограничением конкуренции в сфере закупок органы исполнительной власти признают объединение нескольких товаров (работ, услуг) в один лот. Так, Краснодарским УФАС была признана обоснованной жалоба участника закупки на то, что заказчиком были "объединены оказание услуг и поставка холодильного оборудования, одноразовой и многоразовой тары для хранения (накопления) отходов в один лот", т.е. были нарушены положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе <11>. Антимонопольный орган согласился с позицией участника, проанализировав закупочную документацию и СанПиНы и указав, "что Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе, функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает Участников закупки".
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Также ограничением конкуренции в сфере закупок органы исполнительной власти признают объединение нескольких товаров (работ, услуг) в один лот. Так, Краснодарским УФАС была признана обоснованной жалоба участника закупки на то, что заказчиком были "объединены оказание услуг и поставка холодильного оборудования, одноразовой и многоразовой тары для хранения (накопления) отходов в один лот", т.е. были нарушены положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе <11>. Антимонопольный орган согласился с позицией участника, проанализировав закупочную документацию и СанПиНы и указав, "что Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе, функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает Участников закупки".