Санкции форс мажор
Подборка наиболее важных документов по запросу Санкции форс мажор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФНе признали обстоятельством непреодолимой силы:
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, инспекцией были установлены следующие смягчающие обстоятельства: признание вины; тяжелое финансовое положение организации; социально значимые действия организации, направленные на сохранение рабочих мест сотрудников организации, вызванные обстоятельствами коронавирусной инфекции COVID-19; потенциальные дополнительные форс-мажорные обременения субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванные введенными в отношении РФ санкциями. В связи с этим штраф был снижен в два раза.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, инспекцией были установлены следующие смягчающие обстоятельства: признание вины; тяжелое финансовое положение организации; социально значимые действия организации, направленные на сохранение рабочих мест сотрудников организации, вызванные обстоятельствами коронавирусной инфекции COVID-19; потенциальные дополнительные форс-мажорные обременения субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванные введенными в отношении РФ санкциями. В связи с этим штраф был снижен в два раза.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 401 ГК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Признаются ли международные санкции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)?
(КонсультантПлюс, 2025)3. Признаются ли международные санкции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)?
Нормативные акты
"Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)"
(приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14)
(ред. от 30.03.2023)В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
(приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14)
(ред. от 30.03.2023)В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Обзор: "Как юристу работать с учетом антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)1. Ограничительные меры как форс-мажор
(КонсультантПлюс, 2025)1. Ограничительные меры как форс-мажор
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В РНП не включаются сведения о недобросовестном участнике закупки или поставщике (исполнителе, подрядчике), если в результате проверки обнаружилось, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К последним относятся в том числе мобилизация в РФ, введение санкций и (или) ограничений в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика). Уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора из-за введения санкций и (или) ограничений в отношении заказчика обстоятельством непреодолимой силы не считается (п. 9(1) Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, пп. "в" п. 1 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства от 09.08.2022 N 1397).
(КонсультантПлюс, 2025)В РНП не включаются сведения о недобросовестном участнике закупки или поставщике (исполнителе, подрядчике), если в результате проверки обнаружилось, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К последним относятся в том числе мобилизация в РФ, введение санкций и (или) ограничений в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика). Уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора из-за введения санкций и (или) ограничений в отношении заказчика обстоятельством непреодолимой силы не считается (п. 9(1) Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, пп. "в" п. 1 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства от 09.08.2022 N 1397).
Готовое решение: Какую ответственность сторон предусмотреть в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Именно эти обстоятельства учитывает ФАС России, принимая решение о включении или невключении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в РНП (п. 9(1) Правил ведения РНП). Полагаем, что такую трактовку можно использовать в том числе и для решения вопросов о привлечении стороны к ответственности за неисполнение обязательств по договору. Однако договором могут быть предусмотрены иные правила. Например, на практике встречается подход о правомерности включения в текст договора условия о том, что санкции не рассматриваются сторонами в качестве обстоятельства непреодолимой силы.
(КонсультантПлюс, 2025)Именно эти обстоятельства учитывает ФАС России, принимая решение о включении или невключении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в РНП (п. 9(1) Правил ведения РНП). Полагаем, что такую трактовку можно использовать в том числе и для решения вопросов о привлечении стороны к ответственности за неисполнение обязательств по договору. Однако договором могут быть предусмотрены иные правила. Например, на практике встречается подход о правомерности включения в текст договора условия о том, что санкции не рассматриваются сторонами в качестве обстоятельства непреодолимой силы.
Готовое решение: Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем принять участие в заседании комиссии контрольного органа. Благодаря этому вы продемонстрируете заинтересованность в исходе дела, сможете дать дополнительные объяснения обстоятельств случившегося и подтвердить свое намерение исполнить контракт. Так, Минфин России указал, что поставщику (подрядчику, исполнителю) следует принять участие в заседании комиссии контрольного органа, чтобы представить информацию и документы, которые подтвердят, что он не смог исполнить контракт в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, например в связи с введением санкций в отношений закупаемого товара.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем принять участие в заседании комиссии контрольного органа. Благодаря этому вы продемонстрируете заинтересованность в исходе дела, сможете дать дополнительные объяснения обстоятельств случившегося и подтвердить свое намерение исполнить контракт. Так, Минфин России указал, что поставщику (подрядчику, исполнителю) следует принять участие в заседании комиссии контрольного органа, чтобы представить информацию и документы, которые подтвердят, что он не смог исполнить контракт в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, например в связи с введением санкций в отношений закупаемого товара.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.