Самозанятые пенсионные отчисления

Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые пенсионные отчисления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2021 по делу N 88-23050/2021, 2-222/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О возложении обязанности выдать трудовую книжку; 5) Об изменении основания увольнения.
Обстоятельства: Трудовой договор, заключенный между сторонами, прекращен в связи с однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей: прогула.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Ссылаясь на сведения из ПФ РФ о наличии отчислений по страховым взносам за К. в качестве доказательств предоставления истцу отпусков в период с 28 апреля 2013 года, суд не учел, что по сведениям Пенсионного фонда РФ К. с 01 января 2015 трудоустроена в ООО "Праздничный мир", с 16 апреля 2018 у ИП М. Период работы с 01 мая 2013 по 31 декабря 2014 указан для застрахованного лица из числа самозанятого населения (т. 1 л.д. 59-62) и что данные сведения не подтверждают предоставление работнику отпусков за спорный периоды.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о формировании пенсионного обеспечения в России
(Бондаренко И.В., Фроловская Ю.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2019, N 4)
Пенсионное обеспечение в настоящий момент делится на три вида в зависимости от источника финансирования: государственные пенсии, страховые пенсии, накопительные пенсии. Безусловно, реформирование, начавшееся 18 лет назад, было связано с реализацией программы внедрения пенсионных накоплений для обеспечения граждан в случае нетрудоспособности в силу возраста либо состояния здоровья. По смыслу данной реформы трудоспособное население должно само быть заинтересовано в завтрашнем дне. Формирование пенсионных накоплений гражданами и должно было быть отправной точкой пенсионной системы Российской Федерации. В настоящий момент мы можем констатировать, к сожалению, тот факт, что пенсионные накопления не связаны ни с социальной защищенностью, ни с уверенностью в завтрашнем дне у будущих пенсионеров. Поскольку пенсионные накопления, которые до конца 2015 г. были составной частью трудовой пенсии, в настоящий период оказались "замороженными". Но при этом работодатель либо самозанятое лицо обязаны ежемесячно отчислять 6% на формирование пенсионных накоплений либо в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), либо в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). В том случае, если человек не желает формировать накопительную пенсию, данные взносы работодателем не прекращают отчисляться, но уже в рамках права работника на страховую пенсию. Тем самым страховой взнос составит 26%. Денежная сумма фиксируется на лицевом счете и является подтверждением того, что государство обязуется выплачивать пенсионное обеспечение. При этом страховые взносы будут являться собственностью государства, а не самого застрахованного лица. Как следствие этого, если гражданин не доживет до пенсионного возраста либо не сформирует страховой стаж или страховые баллы, то данные денежные средства не будут возвращены в рамках Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. С пенсионными накоплениями же ситуация диаметрально противоположная. Данные денежные средства являются собственностью граждан. А значит, их реализация не зависит от дожития до пенсионного возраста. Необходимо заметить, что увеличение пенсионного возраста не повлекло за собой изменений в Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ. С 1 января 2005 г. накопительную пенсию формируют лица моложе 1967 г. р., которые сделали выбор в ее пользу. По-прежнему право на этот вид пенсионного обеспечения возникает у женщин, достигших возраста 55 лет, и у мужчин, достигших 60-летнего возраста при наличии соответствующего стажа и пенсионных баллов, необходимых для ее получения. Лица, имеющие право на получение государственного пенсионного обеспечения, не имеют возможности за счет накопительных взносов формировать данный вид пенсий, что, на наш взгляд, является несправедливым по отношению к данной категории граждан. Но при этом есть возможность самостоятельно добровольно формировать данный вид пенсий, заключив соответствующий договор, и самостоятельно производить отчисления в НПФ либо в частную управляющую компанию (далее - ЧУК). Проблемным моментом при формировании пенсионных накоплений является зависимость выплаты накопительной пенсии от страхового стажа лица. Полагаем, данное правило должно быть скорректировано, поскольку пенсионные накопления формируются исключительно на добровольной основе и лицо, участвующее в формировании этого вида пенсии, должно иметь гарантии, что при достижении установленного законом возраста оно будет иметь право воспользоваться пенсионными накоплениями. Считаем возможным предусмотреть на законодательном уровне лицам, формирующим государственную пенсию, одновременно производить взносы в НПФ для дальнейшей реализации своего права на пенсионные накопления.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)
Высокие издержки участия в пенсионной системе при непривлекательном размере будущей страховой пенсии по старости, очевидно, не стимулируют самозанятых добровольно участвовать в пенсионных правоотношениях <18>. Самозанятым пенсионерам, например, это даже экономически невыгодно, так как, добровольно уплачивая страховые взносы, они лишаются права на индексацию пенсий. Налицо отсутствие управленческой логики и элементарной справедливости: работающие пенсионеры (НДФЛ 13%), за которых работодатель продолжает отчислять страховые взносы, лишились права на индексацию пенсий, а самозанятые пенсионеры, получающие профессиональный доход (НПД 4 - 6%) и не делающие добровольных страховых взносов, право на индексацию сохраняют!

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"
Постановлением от 24 февраля 1998 года положения пунктов "б" и "в" статьи 1 данного Федерального закона, устанавливавшие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и трудовыми пенсиями, в настоящее время практически одинаковыми для всех плательщиков страховых взносов; указанный тариф этим требованиям не отвечает, так как правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) для разных категорий плательщиков страховых взносов оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование: при прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие самозанятые граждане, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"
Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей.