Самозанятые 209 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые 209 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Несмотря на то что положения Закона N 209-ФЗ не относят самозанятых к СМСП, ст. 14.1 регламентирует определенные меры поддержки для них, закрепляя их право на финансовую, гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в сфере образования и в области ремесленной деятельности. Данное обстоятельство позволяет с уверенностью говорить о причислении государством самозанятых к числу СМСП.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Несмотря на то что положения Закона N 209-ФЗ не относят самозанятых к СМСП, ст. 14.1 регламентирует определенные меры поддержки для них, закрепляя их право на финансовую, гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в сфере образования и в области ремесленной деятельности. Данное обстоятельство позволяет с уверенностью говорить о причислении государством самозанятых к числу СМСП.
Статья: О распространении на самозанятых антимонопольного регулирования
(Полуян Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Во-вторых, на самозанятых следует распространить гарантии и иммунитеты, предоставляемые законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день самозанятые не смогут претендовать на все соответствующие гарантии. Так, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <6> (далее - Закон о МСП) не относит самозанятых к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, сам Закон о защите конкуренции разграничивает данные категории лиц, указывая субъектов МСП и самозанятых как различных субъектов преференциальной поддержки (п. 13 и п. 13.2 ч. 1 ст. 19). Таким образом, на самозанятых, в частности, не распространяются гарантии по внеплановым проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства, указанные в ч. 5.1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции.
(Полуян Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Во-вторых, на самозанятых следует распространить гарантии и иммунитеты, предоставляемые законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день самозанятые не смогут претендовать на все соответствующие гарантии. Так, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <6> (далее - Закон о МСП) не относит самозанятых к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, сам Закон о защите конкуренции разграничивает данные категории лиц, указывая субъектов МСП и самозанятых как различных субъектов преференциальной поддержки (п. 13 и п. 13.2 ч. 1 ст. 19). Таким образом, на самозанятых, в частности, не распространяются гарантии по внеплановым проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства, указанные в ч. 5.1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2024 N 27-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой"При оценке конституционности оспариваемых норм надлежит учитывать, как следует из части второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и то, что институт самозанятости граждан (физических лиц) получил прямое отражение в целом ряде федеральных законов (Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и др.). Категория "самозанятый" широко используется и во многих подзаконных - президентских, правительственных, ведомственных - нормативных правовых актах, в том числе принятых после вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ и нередко обозначающих самозанятых как физических лиц, применяющих введенный названным Федеральным законом специальный налоговый режим, но, как правило, не относящих к ним индивидуальных предпринимателей.
"По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой"При оценке конституционности оспариваемых норм надлежит учитывать, как следует из части второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и то, что институт самозанятости граждан (физических лиц) получил прямое отражение в целом ряде федеральных законов (Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и др.). Категория "самозанятый" широко используется и во многих подзаконных - президентских, правительственных, ведомственных - нормативных правовых актах, в том числе принятых после вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ и нередко обозначающих самозанятых как физических лиц, применяющих введенный названным Федеральным законом специальный налоговый режим, но, как правило, не относящих к ним индивидуальных предпринимателей.
Приказ ФНС России от 07.11.2023 N ЕА-7-3/816@
"Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также порядков их заполнения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76227)фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
"Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также порядков их заполнения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76227)фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Статья: Сложные вопросы заполнения отчетности по форме 0409265
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)<5> В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)<5> В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Статья: Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)<2> Критерии МСП установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)<2> Критерии МСП установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП).
Статья: Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)<10> Ст. 14.1 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)<10> Ст. 14.1 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006.
Готовое решение: Особенности применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
(КонсультантПлюс, 2025)В реестр СМСП могут быть включены только самозанятые-ИП. Если вы не зарегистрированы как ИП, вы можете получить поддержку наравне с теми, кто имеет такой статус (ч. 1 ст. 4.1, ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В реестр СМСП могут быть включены только самозанятые-ИП. Если вы не зарегистрированы как ИП, вы можете получить поддержку наравне с теми, кто имеет такой статус (ч. 1 ст. 4.1, ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Пример требования к СМСП и самозанятым в положении, документы о закупке
(КонсультантПлюс, 2025)Пример требования к СМСП и самозанятым в положении, документы о закупке
Статья: Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)С 29 апреля 2022 г. программа поддержки оборотного кредитования субъектов МСП дает возможность получить льготный кредит: субъектам МСП, указанным в ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 209-ФЗ, если заемщик осуществляет в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания или если заемщик является микропредприятием, осуществляющим в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли; самозанятым на предпринимательские цели; лизинговым или факторинговым компаниям на цели предоставления имущества в лизинг или факторингового финансирования субъектов МСП
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)С 29 апреля 2022 г. программа поддержки оборотного кредитования субъектов МСП дает возможность получить льготный кредит: субъектам МСП, указанным в ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 209-ФЗ, если заемщик осуществляет в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания или если заемщик является микропредприятием, осуществляющим в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли; самозанятым на предпринимательские цели; лизинговым или факторинговым компаниям на цели предоставления имущества в лизинг или факторингового финансирования субъектов МСП
Вопрос: Вправе ли российская организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к выплатам в пользу физического лица, являющегося гражданином РФ и США, за оказание ей услуг по договору ГПХ удаленно на территории США (физическое лицо не зарегистрировано в качестве самозанятого)?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Субъекты МСП - это, в частности, юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Субъекты МСП - это, в частности, юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Ситуация: Каковы особенности осуществления репетиторской деятельности в статусе самозанятого?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности осуществления репетиторской деятельности самозанятым, применяющим НПД
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности осуществления репетиторской деятельности самозанятым, применяющим НПД
Вопрос: После оплаты организацией услуг самозанятого лица, не зарегистрированного в качестве ИП, выяснилось, что с учетом этого платежа лимит для применения НПД превышен. Вправе ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к сумме оплаты услуг физического лица в таком случае?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Организация, включенная в реестр МСП, должна применить пониженный тариф страховых взносов, при соблюдении условий его применения, к выплате в пользу физического лица, утратившего статус самозанятого в результате превышения лимита для применения НПД.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Организация, включенная в реестр МСП, должна применить пониженный тариф страховых взносов, при соблюдении условий его применения, к выплате в пользу физического лица, утратившего статус самозанятого в результате превышения лимита для применения НПД.
Статья: Правовое положение инвесторов - физических лиц, участвующих в деятельности с использованием инвестиционных платформ
(Борлакова К.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Действительно, различные отрасли законодательства в настоящее время имеют правовые лакуны в отношении правового положения самозанятого, в частности банковское антикризисное законодательство <20>, законодательство о защите конкуренции <21> и др. Безусловно, такая правовая неопределенность должна быть в кратчайшие сроки устранена, тем более что законодатель в последние годы корректирует законодательство в направлении поддержки данной категории физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ради справедливости необходимо отметить, что постепенно такая фрагментарность регулирования начинает устраняться. Например, одними из последних изменений в ст. 19 Закона о защите конкуренции были внесены изменения <22>, в рамках которых государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В 2020 г. в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <23> (далее - Закон о развитии МСП) хотя и была внесена ст. 14.1 "Поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <24>, тем не менее субъектами малого бизнеса самозанятые граждане так и не стали (ст. 3 и 4 Закона о развитии МСП).
(Борлакова К.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Действительно, различные отрасли законодательства в настоящее время имеют правовые лакуны в отношении правового положения самозанятого, в частности банковское антикризисное законодательство <20>, законодательство о защите конкуренции <21> и др. Безусловно, такая правовая неопределенность должна быть в кратчайшие сроки устранена, тем более что законодатель в последние годы корректирует законодательство в направлении поддержки данной категории физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ради справедливости необходимо отметить, что постепенно такая фрагментарность регулирования начинает устраняться. Например, одними из последних изменений в ст. 19 Закона о защите конкуренции были внесены изменения <22>, в рамках которых государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В 2020 г. в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <23> (далее - Закон о развитии МСП) хотя и была внесена ст. 14.1 "Поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <24>, тем не менее субъектами малого бизнеса самозанятые граждане так и не стали (ст. 3 и 4 Закона о развитии МСП).