Самоуправление многоквартирным домом
Подборка наиболее важных документов по запросу Самоуправление многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"7.3.2. Решение о сносе самовольной пристройки, являющейся частью многоквартирного дома, не может быть принято органом местного самоуправления (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
(ред. от 04.11.2025)Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
"ГОСТ Р 56038-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.07.2023 N 578-ст)Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги управления многоквартирными домами, а также собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, а также застройщиками, выступающими в роли заказчиков таких услуг.
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.07.2023 N 578-ст)Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги управления многоквартирными домами, а также собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, а также застройщиками, выступающими в роли заказчиков таких услуг.
Ситуация: Как признать дом аварийным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника. Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (ч. 3 ст. 55.26-1 ГрК РФ; абз. 7 п. 7 Положения N 47; п. п. 1, 5 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2022 N 350; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФСБ России от 18.06.2021 N 228).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника. Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (ч. 3 ст. 55.26-1 ГрК РФ; абз. 7 п. 7 Положения N 47; п. п. 1, 5 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2022 N 350; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФСБ России от 18.06.2021 N 228).
Статья: О делегировании осуществления публичных дел местного самоуправления населению
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Правовая форма делегирования полномочий населению в определенной сфере деятельности для решения соответствующих задач предполагает учет следующих аспектов: 1) характер делегируемых полномочий; 2) объем полномочий по решению задач; 3) способ делегирования. Исходя из содержания пока еще действующего Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и практики муниципального строительства возможны несколько способов приобщения населения к их решению, среди которых: а) формы прямого волеизъявления населения (собрания, конференции, опросы, публичные слушания); б) специальные общественные структуры населения (сельские старосты, территориальные органы общественного самоуправления); в) общественные советы при органах местного самоуправления; г) ассоциации муниципальных образований. Делегирование возлагаемых для решения населением задач исходит от органов местного самоуправления и поэтому носит властный характер. Такое делегирование, поскольку оно происходит в правовом поле, отличается следующими признаками: 1) инициативный порядок делегирования; 2) характер выполняемых задач при делегировании производен от полномочий и вопросов ведения самих делегирующих субъектов; 3) процесс и результаты выполнения этих задач должны быть подконтрольны со стороны делегирующих органов местного самоуправления. За конструктивную основу реализации полномочий органов местного самоуправления населением можно условно взять схемы осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления. Так, в первую очередь, это прямое делегирование полномочий, исполнение которых может носить как срочный, так и бессрочный характер с обязательным финансированием и материальным обеспечением со стороны делегирующего субъекта <4>. Вторая схема взаимоотношений предполагает инициативный со стороны населения и субсидиарный характер его участия (его общественных структур) в решении задач. Рамки такой деятельности, целевая направленность и круг решаемых вопросов определяются органами власти с учетом их потребности в такого рода действиях. Это могут быть инициативные группы населения, как предусмотренные, так и не предусмотренные действующим законодательством (территориальные органы общественного самоуправления (ТОС), советы многоквартирных домов, группы экологического и санитарного контроля, общественные пожарные, торговые и иные инспекции). По своей инициативе в рамках действующего законодательства они могут проверять положение дел в той или иной сфере местного самоуправления, связанной с жизнеобеспечением населения, и как минимум сигнализировать о нарушениях в уполномоченные властные структуры для принятия необходимых мер по их устранению. Третья схема взаимоотношений уже не производна от компетенции органов публичной власти к структурам гражданского общества, а деятельность последних происходит как бы параллельно с действиями соответствующих публичных органов власти и направлена на достижение общих целей и решение общих задач. Условием возникновения такого рода взаимоотношений с юридической точки зрения является принцип деятельности человека в демократическом обществе "разрешено все то, что не запрещено" и позитивный, полезный характер этой деятельности. В этой связи законодатель не может относиться к такого рода деятельности равнодушно, а, напротив, должен ее одобрять и стимулировать. С учетом многообразия структур гражданского общества в качестве интегрированных в систему местного самоуправления их можно считать только при условиях: 1) нацеленность их действий на решение вопросов местного значения и реализацию интересов местного населения; 2) организационной взаимосвязи с органами местного самоуправления и формами прямого волеизъявления населения; 3) функциональной общности и субсидиарного характера в системе местного самоуправления. Практическими примерами такой деятельности являются всякого рода волонтерские организации и движения, которые возникают порой спонтанно в какой-либо экстренной ситуации (связанной, например, с лесными пожарами, наводнениями), осуществляющие какую-либо благотворительную деятельность, и т.п. Их участники - добровольцы действуют не по распоряжению властных структур, а по зову сердца и самостоятельно определяют способы и пределы своего участия в этих процессах.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Правовая форма делегирования полномочий населению в определенной сфере деятельности для решения соответствующих задач предполагает учет следующих аспектов: 1) характер делегируемых полномочий; 2) объем полномочий по решению задач; 3) способ делегирования. Исходя из содержания пока еще действующего Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и практики муниципального строительства возможны несколько способов приобщения населения к их решению, среди которых: а) формы прямого волеизъявления населения (собрания, конференции, опросы, публичные слушания); б) специальные общественные структуры населения (сельские старосты, территориальные органы общественного самоуправления); в) общественные советы при органах местного самоуправления; г) ассоциации муниципальных образований. Делегирование возлагаемых для решения населением задач исходит от органов местного самоуправления и поэтому носит властный характер. Такое делегирование, поскольку оно происходит в правовом поле, отличается следующими признаками: 1) инициативный порядок делегирования; 2) характер выполняемых задач при делегировании производен от полномочий и вопросов ведения самих делегирующих субъектов; 3) процесс и результаты выполнения этих задач должны быть подконтрольны со стороны делегирующих органов местного самоуправления. За конструктивную основу реализации полномочий органов местного самоуправления населением можно условно взять схемы осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления. Так, в первую очередь, это прямое делегирование полномочий, исполнение которых может носить как срочный, так и бессрочный характер с обязательным финансированием и материальным обеспечением со стороны делегирующего субъекта <4>. Вторая схема взаимоотношений предполагает инициативный со стороны населения и субсидиарный характер его участия (его общественных структур) в решении задач. Рамки такой деятельности, целевая направленность и круг решаемых вопросов определяются органами власти с учетом их потребности в такого рода действиях. Это могут быть инициативные группы населения, как предусмотренные, так и не предусмотренные действующим законодательством (территориальные органы общественного самоуправления (ТОС), советы многоквартирных домов, группы экологического и санитарного контроля, общественные пожарные, торговые и иные инспекции). По своей инициативе в рамках действующего законодательства они могут проверять положение дел в той или иной сфере местного самоуправления, связанной с жизнеобеспечением населения, и как минимум сигнализировать о нарушениях в уполномоченные властные структуры для принятия необходимых мер по их устранению. Третья схема взаимоотношений уже не производна от компетенции органов публичной власти к структурам гражданского общества, а деятельность последних происходит как бы параллельно с действиями соответствующих публичных органов власти и направлена на достижение общих целей и решение общих задач. Условием возникновения такого рода взаимоотношений с юридической точки зрения является принцип деятельности человека в демократическом обществе "разрешено все то, что не запрещено" и позитивный, полезный характер этой деятельности. В этой связи законодатель не может относиться к такого рода деятельности равнодушно, а, напротив, должен ее одобрять и стимулировать. С учетом многообразия структур гражданского общества в качестве интегрированных в систему местного самоуправления их можно считать только при условиях: 1) нацеленность их действий на решение вопросов местного значения и реализацию интересов местного населения; 2) организационной взаимосвязи с органами местного самоуправления и формами прямого волеизъявления населения; 3) функциональной общности и субсидиарного характера в системе местного самоуправления. Практическими примерами такой деятельности являются всякого рода волонтерские организации и движения, которые возникают порой спонтанно в какой-либо экстренной ситуации (связанной, например, с лесными пожарами, наводнениями), осуществляющие какую-либо благотворительную деятельность, и т.п. Их участники - добровольцы действуют не по распоряжению властных структур, а по зову сердца и самостоятельно определяют способы и пределы своего участия в этих процессах.
Готовое решение: Какой порядок приемки выполненных работ по капитальному ремонту
(КонсультантПлюс, 2025)состава лиц, участвующих в приемке. Так, если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то он обязан осуществлять приемку выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъекта РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)состава лиц, участвующих в приемке. Так, если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то он обязан осуществлять приемку выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъекта РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ);
Готовое решение: Как подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории
(КонсультантПлюс, 2025)Для случая, когда на земельном участке, схему расположения которого готовит орган госвласти или местного самоуправления, расположен многоквартирный дом и другие входящие в его состав объекты недвижимости, установлен срок такой подготовки. Он не должен превышать трех месяцев (п. 2.1 ст. 11.10 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для случая, когда на земельном участке, схему расположения которого готовит орган госвласти или местного самоуправления, расположен многоквартирный дом и другие входящие в его состав объекты недвижимости, установлен срок такой подготовки. Он не должен превышать трех месяцев (п. 2.1 ст. 11.10 ЗК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Таким образом, наличие в многоквартирном доме даже одной квартиры, относящейся к муниципальному жилому фонду, позволяет осуществлять муниципальный жилищный контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией). Более того, контрольный орган на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления ТСЖ либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда. Это вытекает из положения п. 8 ст. 2 ЖК РФ о том, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе при осуществлении муниципального жилищного контроля. Такой же вывод содержится в письме Минрегиона России от 6 сентября 2012 г. N 23554-ВК/14: "...полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда" <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Таким образом, наличие в многоквартирном доме даже одной квартиры, относящейся к муниципальному жилому фонду, позволяет осуществлять муниципальный жилищный контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией). Более того, контрольный орган на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления ТСЖ либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда. Это вытекает из положения п. 8 ст. 2 ЖК РФ о том, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе при осуществлении муниципального жилищного контроля. Такой же вывод содержится в письме Минрегиона России от 6 сентября 2012 г. N 23554-ВК/14: "...полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда" <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) орган государственной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод такого многоквартирного дома в эксплуатацию;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) орган государственной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод такого многоквартирного дома в эксплуатацию;
Ситуация: Как установить шлагбаум (ограждающее устройство) на придомовой территории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Установка шлагбаума (ограждающего устройства), регулирующего въезд и (или) выезд транспортных средств в границах придомовой территории многоквартирного дома (МКД), осуществляется в соответствии с проектом межевания территории на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и решения органа местного самоуправления о согласовании установки ограждений (если межевание проводилось). Узнать о наличии проекта межевания территории можно, в частности, на официальном сайте соответствующего муниципального образования (п. п. 11, 12 ст. 1, ч. 4 ст. 41, ст. 43, ч. 16 ст. 45 ГрК РФ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Установка шлагбаума (ограждающего устройства), регулирующего въезд и (или) выезд транспортных средств в границах придомовой территории многоквартирного дома (МКД), осуществляется в соответствии с проектом межевания территории на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и решения органа местного самоуправления о согласовании установки ограждений (если межевание проводилось). Узнать о наличии проекта межевания территории можно, в частности, на официальном сайте соответствующего муниципального образования (п. п. 11, 12 ст. 1, ч. 4 ст. 41, ст. 43, ч. 16 ст. 45 ГрК РФ; п. п. 2, 3 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП).
Статья: О некоторых аспектах договорно-правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом
(Голышев В.Г., Голышева А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 10)В статье анализируются отдельные аспекты договорного регулирования отношений по управлению многоквартирным домом. Авторами исследуются основные критерии, определяющие правовую природу такого соглашения. К числу таких критериев авторы относят цель договора, а также его предмет и иные существенные условия, которые относятся законом к числу существенных или необходимых для данной сделки. По итогам исследования авторы приходят к выводу о том, что предмет соглашения, являясь базовым существенным условием, призванным с юридико-технической точки зрения очертить границы договорного регулирования, должен быть конкретизирован в иных существенных условиях договора, системное толкование совокупности которых позволит не только сформировать соответствующую предметную область, но и определить функциональное наполнение управленческих компетенций, распределенных между системой органов самоуправления многоквартирным домом и управляющей организацией.
(Голышев В.Г., Голышева А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 10)В статье анализируются отдельные аспекты договорного регулирования отношений по управлению многоквартирным домом. Авторами исследуются основные критерии, определяющие правовую природу такого соглашения. К числу таких критериев авторы относят цель договора, а также его предмет и иные существенные условия, которые относятся законом к числу существенных или необходимых для данной сделки. По итогам исследования авторы приходят к выводу о том, что предмет соглашения, являясь базовым существенным условием, призванным с юридико-технической точки зрения очертить границы договорного регулирования, должен быть конкретизирован в иных существенных условиях договора, системное толкование совокупности которых позволит не только сформировать соответствующую предметную область, но и определить функциональное наполнение управленческих компетенций, распределенных между системой органов самоуправления многоквартирным домом и управляющей организацией.
Ситуация: Можно ли согласовать возведение пристройки к многоквартирному дому?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если многоквартирный дом расположен на территории, в границах которой предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, необходимо согласовать в установленном порядке архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства с уполномоченным органом местного самоуправления. Исключение составляют, в частности, многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется (например, в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия) (п. 1 ч. 4 ст. 36, ч. 1, 2, 5 ст. 40.1 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если многоквартирный дом расположен на территории, в границах которой предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, необходимо согласовать в установленном порядке архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства с уполномоченным органом местного самоуправления. Исключение составляют, в частности, многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется (например, в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия) (п. 1 ч. 4 ст. 36, ч. 1, 2, 5 ст. 40.1 ГрК РФ).