Самостоятельное проведение зачета налоговым органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельное проведение зачета налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган должен был своевременно проводить зачет переплаты по налогам самостоятельно, в связи с чем отказ в зачете в связи с пропуском трехлетнего срока неправомерен.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган должен был своевременно проводить зачет переплаты по налогам самостоятельно, в связи с чем отказ в зачете в связи с пропуском трехлетнего срока неправомерен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В этой связи следует признать ошибочным вывод судов трех инстанций о допустимости самостоятельного проведения инспекцией зачета уплаченных "участниками схемы" налогов только в счет уплаты налога на прибыль налогоплательщиком-организатором.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В этой связи следует признать ошибочным вывод судов трех инстанций о допустимости самостоятельного проведения инспекцией зачета уплаченных "участниками схемы" налогов только в счет уплаты налога на прибыль налогоплательщиком-организатором.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 19.03.2024 N БВ-2-7/4222 <Будет ли штраф при сдаче уточненки за периоды до 2023 года>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Это связано с тем, что до 2023 года налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Это связано с тем, что до 2023 года налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Суды исходили из того, что у министерства отсутствовала обязанность самостоятельно учитывать факт наличия у общества переплаты по налогу в таком же размере, поскольку решение о зачете недоимки в счет имевшейся переплаты инспекцией не принималось. В обоснование данного вывода суды сослались на то, что, согласно п. 5 ст. 78 НК РФ, для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки налоговому органу дается десятидневный срок со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога. Однако в материалах дела отсутствовали доказательства того, что на момент представления информации в государственный орган налоговому органу было известно о допущенной переплате и нарушен указанный срок проведения зачета. При этом общество самостоятельно с заявлением о проведении зачета в налоговый орган не обращалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Суды исходили из того, что у министерства отсутствовала обязанность самостоятельно учитывать факт наличия у общества переплаты по налогу в таком же размере, поскольку решение о зачете недоимки в счет имевшейся переплаты инспекцией не принималось. В обоснование данного вывода суды сослались на то, что, согласно п. 5 ст. 78 НК РФ, для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки налоговому органу дается десятидневный срок со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога. Однако в материалах дела отсутствовали доказательства того, что на момент представления информации в государственный орган налоговому органу было известно о допущенной переплате и нарушен указанный срок проведения зачета. При этом общество самостоятельно с заявлением о проведении зачета в налоговый орган не обращалось.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 320-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Галины Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 78, 142, 221, 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации, части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей"абзацев первого и второго пункта 5 статьи 78, определяющих порядок самостоятельного зачета налоговым органом суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам;
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Галины Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 78, 142, 221, 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации, части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей"абзацев первого и второго пункта 5 статьи 78, определяющих порядок самостоятельного зачета налоговым органом суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам;
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и его сумме и самостоятельно провести зачет (п. 3 и 5 ст. 78 НК РФ).
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и его сумме и самостоятельно провести зачет (п. 3 и 5 ст. 78 НК РФ).
Вопрос: О привлечении к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога при представлении уточненной декларации за периоды до 01.01.2023 и отнесении данного правонарушения к категории длящихся.
(Письмо ФНС России от 19.03.2024 N БВ-2-7/4222)При этом превышение сумм переплаты по налогу, существовавшей до 01.01.2023, над размером положительного сальдо ЕНС налогоплательщика с 01.01.2023 в связи с зачетом части суммы положительного сальдо ЕНС в счет задолженности налогоплательщика по другому налогу не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика в связи с внедрением института единого налогового счета (с 01.01.2023), поскольку до внедрения ЕНС налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
(Письмо ФНС России от 19.03.2024 N БВ-2-7/4222)При этом превышение сумм переплаты по налогу, существовавшей до 01.01.2023, над размером положительного сальдо ЕНС налогоплательщика с 01.01.2023 в связи с зачетом части суммы положительного сальдо ЕНС в счет задолженности налогоплательщика по другому налогу не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика в связи с внедрением института единого налогового счета (с 01.01.2023), поскольку до внедрения ЕНС налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
Статья: Тренды в судебных спорах с налоговыми органами за I квартал 2025 года
(Беглярова Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Несмотря на признание вышестоящим налоговым органом незаконности ранее проведенного зачета, инспекция отказалась выплачивать проценты.
(Беглярова Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Несмотря на признание вышестоящим налоговым органом незаконности ранее проведенного зачета, инспекция отказалась выплачивать проценты.
Вопрос: Если одновременно подавать уточненные РСВ и декларацию по УСН, то в течение какого периода будет сформировано положительное сальдо для проведения зачета в счет УСН? Надо ли подавать заявление о зачете положительного сальдо в счет недоимки и пеней, или зачет будет проведен автоматически?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Таким образом, проведение зачета сумм на ЕНС в счет доплаты по УСН будет производиться налоговым органом самостоятельно с учетом текущего сальдо по ЕНС, наличия иных обязательств (по п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств определяется налоговыми органами на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением определенной последовательности). Положительного сальдо по РСВ на этот момент, скорее всего, не будет, если камеральная проверка не будет завершена досрочно и соответствующие суммы не появятся на ЕНС (тогда можно подать заявление в порядке ст. 78 НК РФ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Таким образом, проведение зачета сумм на ЕНС в счет доплаты по УСН будет производиться налоговым органом самостоятельно с учетом текущего сальдо по ЕНС, наличия иных обязательств (по п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств определяется налоговыми органами на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением определенной последовательности). Положительного сальдо по РСВ на этот момент, скорее всего, не будет, если камеральная проверка не будет завершена досрочно и соответствующие суммы не появятся на ЕНС (тогда можно подать заявление в порядке ст. 78 НК РФ).
Готовое решение: Зачет переплаты по НДС до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Инспекция может сама провести зачет, только если не истекли сроки принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафов. Если же такие сроки пропущены, налоговый орган не вправе самостоятельно зачесть недоимку (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (п. 32), Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).
(КонсультантПлюс, 2022)Инспекция может сама провести зачет, только если не истекли сроки принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафов. Если же такие сроки пропущены, налоговый орган не вправе самостоятельно зачесть недоимку (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (п. 32), Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).
Статья: К чему приведет подача уточненной декларации после окончания проверки, но до вынесения решения
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)В статье с учетом примеров из судебной практики анализируются правовые последствия подачи уточненных налоговых деклараций после окончания налоговой проверки и до вынесения решения налоговым органом. Какими могут быть действия налоговой инспекции после получения уточненной декларации? В каких случаях не получится зачесть переплату по налогу, отраженную в уточненной декларации? Вправе ли налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку после подачи уточненной декларации, выявить новые нарушения?
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)В статье с учетом примеров из судебной практики анализируются правовые последствия подачи уточненных налоговых деклараций после окончания налоговой проверки и до вынесения решения налоговым органом. Какими могут быть действия налоговой инспекции после получения уточненной декларации? В каких случаях не получится зачесть переплату по налогу, отраженную в уточненной декларации? Вправе ли налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку после подачи уточненной декларации, выявить новые нарушения?
Статья: Старая налоговая задолженность списана за счет средств на ЕНС: закономерность или исключение (комментарий к Постановлению 9 ААС от 04.09.2023 N 09АП-39816/2023)
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 22)- Задолженность, безнадежная к взысканию, не может быть погашена путем проведения зачета за счет ЕНП. Это объясняется тем, что зачет прекращает налоговые обязательства, следовательно, является вариацией взыскания. А что-либо самостоятельно взыскивать с налогоплательщика ИФНС в таком случае уже не может ввиду утраты права на это.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 22)- Задолженность, безнадежная к взысканию, не может быть погашена путем проведения зачета за счет ЕНП. Это объясняется тем, что зачет прекращает налоговые обязательства, следовательно, является вариацией взыскания. А что-либо самостоятельно взыскивать с налогоплательщика ИФНС в таком случае уже не может ввиду утраты права на это.
Статья: Частные случаи оспаривания сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами
(Колчина Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Уплата налогов является обязательством как для юридических, так и для физических лиц, расчеты по обязательным платежам (налогам) носят периодический характер и могут быть оспорены уполномоченными лицами в рамках процедуры несостоятельности по основанию, предусмотренному статьей 61.3 Закона о банкротстве [11, с. 25]. Прежде чем рассматривать особенности оспаривания данной категории сделок, предлагаем вспомнить значимость обстоятельств осведомленности сторон о неплатежеспособности должника при заключении сделки / совершении действий по уменьшению конкурсной массы и особый статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ИФНС России), которая в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Для достижения поставленных целей и задач ИФНС России наделена полномочиями по сбору и анализу бухгалтерских отчетностей организаций, а также налоговых деклараций физических лиц. Уместным является вывод, что орган, обладающий возможностью получить финансовых показателей должника на момент начисления и списания задолженности, не может не знать о наличии у последнего признаков несостоятельности. Однако арбитражные суды повсеместно отклоняют аргументы заявителя о безусловной осведомленности налоговых органов на основании их доступа к информации о финансовом состоянии должника, в связи с обязательным предоставлением отчетности в инспекцию <7>. Таким образом, оспаривание платежей в пользу налоговых органов вне зависимости от способа их совершения на практике происходит невероятно редко. К примеру, оплата обязательных платежей может быть осуществлена должником добровольно для погашения задолженности перед бюджетом, а также принудительно на основании инкассового поручения налоговой службы в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ <8>. В первом случае сделка не будет признана недействительной, если она была совершена в рамках обычной хозяйственной деятельности и порядок, и сроки исполнения не отличаются от ранее проведенных платежей. Во втором случае невозможно аннулирование перечислений только исходя из того, что уполномоченный орган самостоятельно произвел списание денежных средств со счета должника, поскольку такое правомочие предоставлено законом и является ординарным способом взыскания, к использованию которого налоговая обращается не в случае отсутствия финансов, а в случае отказа должника от добровольного исполнения налоговых обязанностей. Также следует отметить, что практика позволяет налоговым органам осуществлять зачет переплат должника на сумму задолженности, при этом оспаривать сделку можно лишь в той части, в которой налоговая служба получила преимущество перед другими кредиторами, включая текущие платежи <9>.
(Колчина Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Уплата налогов является обязательством как для юридических, так и для физических лиц, расчеты по обязательным платежам (налогам) носят периодический характер и могут быть оспорены уполномоченными лицами в рамках процедуры несостоятельности по основанию, предусмотренному статьей 61.3 Закона о банкротстве [11, с. 25]. Прежде чем рассматривать особенности оспаривания данной категории сделок, предлагаем вспомнить значимость обстоятельств осведомленности сторон о неплатежеспособности должника при заключении сделки / совершении действий по уменьшению конкурсной массы и особый статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ИФНС России), которая в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Для достижения поставленных целей и задач ИФНС России наделена полномочиями по сбору и анализу бухгалтерских отчетностей организаций, а также налоговых деклараций физических лиц. Уместным является вывод, что орган, обладающий возможностью получить финансовых показателей должника на момент начисления и списания задолженности, не может не знать о наличии у последнего признаков несостоятельности. Однако арбитражные суды повсеместно отклоняют аргументы заявителя о безусловной осведомленности налоговых органов на основании их доступа к информации о финансовом состоянии должника, в связи с обязательным предоставлением отчетности в инспекцию <7>. Таким образом, оспаривание платежей в пользу налоговых органов вне зависимости от способа их совершения на практике происходит невероятно редко. К примеру, оплата обязательных платежей может быть осуществлена должником добровольно для погашения задолженности перед бюджетом, а также принудительно на основании инкассового поручения налоговой службы в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ <8>. В первом случае сделка не будет признана недействительной, если она была совершена в рамках обычной хозяйственной деятельности и порядок, и сроки исполнения не отличаются от ранее проведенных платежей. Во втором случае невозможно аннулирование перечислений только исходя из того, что уполномоченный орган самостоятельно произвел списание денежных средств со счета должника, поскольку такое правомочие предоставлено законом и является ординарным способом взыскания, к использованию которого налоговая обращается не в случае отсутствия финансов, а в случае отказа должника от добровольного исполнения налоговых обязанностей. Также следует отметить, что практика позволяет налоговым органам осуществлять зачет переплат должника на сумму задолженности, при этом оспаривать сделку можно лишь в той части, в которой налоговая служба получила преимущество перед другими кредиторами, включая текущие платежи <9>.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Например. Срок уплаты налога на прибыль за 2019 г. - не позднее 28 марта 2020 г. Соответственно, переплата за 2019 г. может быть отражена в уточненной декларации, поданной в 2023 г., но с учетом срока проведения КНП на дату ее завершения три года с 28 марта 2020 г., скорее всего, истекут, если, конечно же, налоговый орган не проведет в сокращенные сроки КНП, по итогам которой не выявит нарушений.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Например. Срок уплаты налога на прибыль за 2019 г. - не позднее 28 марта 2020 г. Соответственно, переплата за 2019 г. может быть отражена в уточненной декларации, поданной в 2023 г., но с учетом срока проведения КНП на дату ее завершения три года с 28 марта 2020 г., скорее всего, истекут, если, конечно же, налоговый орган не проведет в сокращенные сроки КНП, по итогам которой не выявит нарушений.
Вопрос: О зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности, которая подлежала взысканию в судебном порядке.
(Письмо Минфина России от 17.01.2024 N 03-02-08/2750)В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 30.08.2018) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производился налоговыми органами самостоятельно.
(Письмо Минфина России от 17.01.2024 N 03-02-08/2750)В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 30.08.2018) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производился налоговыми органами самостоятельно.