Самостоятельная работа обучающихся



Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельная работа обучающихся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)
В связи с этим следует отметить, что один из вопросов широкой полемики - эволюция роли педагога в связи с технологизацией сферы образования. Прогнозируются кардинальные изменения в методах и приемах преподавания в связи с расширением применения ИИ в образовательном процессе и со снижением статуса учителя до уровня консультанта, сопровождающего процесс обучения. При этом подчеркивается значимость педагога как наставника, мотивирующего учеников к самостоятельной работе, обучающего приемам работы с информацией, поиску новых решений <1>.
Статья: Оценочные понятия в нормах о правах ребенка и цифровые технологии
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 4)
В условиях пандемии, когда все учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения, использование цифровых технологий де-факто обеспечивало доступ детей к получению образования. Другое дело - с разной степенью успешности (причем по самым разным причинам), но факт остается фактом. Право на образование худо-бедно реализовывалось с помощью цифровых технологий. Насколько полноценным является такое образование - отдельная тема. Не случайно некоторыми студентами МГУ имени М.В. Ломоносова был подан коллективный иск о возврате части платы за обучение в связи со снижением качества знаний из-за перехода на дистант <5>. Собственное ощущение, основанное на опыте преподавания в дистанционном формате, свидетельствует о частичном снижении качества подготовки обучающихся. Причины тому могут быть самые различные, начиная от не всегда удовлетворительного качества интернет-покрытия нашей необъятной Родины и заканчивая невозможностью полноценного контроля за самостоятельной работой обучающегося в процессе подготовки и ответа. Следует упомянуть и о влиянии так называемого экранного времени (времени нахождения за экраном того или иного гаджета) на состояние здоровья ребенка. Специалисты отмечают негативное воздействие длительной работы за компьютером и иными гаджетами на здоровье человека <6>. Причем в настоящее время речь идет не только о проблемах со зрением, опорно-двигательным аппаратом, гиподинамией и прочими очевидными последствиями, но и о "цифровой деменции" (digital dementia) - прогрессирующем интеллектуальном снижении. Отвечает ли все это интересам ребенка и способствует ли его всестороннему развитию? Едва ли. Бесконтрольное использование цифровых технологий ребенком влечет негативные последствия, не отвечает его интересам и не способствует его всестороннему развитию. Не случайно крупнейшие IT-бизнесмены ввели серьезные ограничения в пользовании гаджетами для своих детей <7>. Уместно упомянуть и о китайском опыте (в 2021 г. детям в Китае ограничили время для видеоигр до трех часов в неделю) <8>.
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н
(ред. от 25.01.2023)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2011 N 20237)
Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров (специалистов). Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).
Приказ Минобрнауки России от 02.11.2021 N 999
"О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации"
2. Определить, что руководители образовательных и научных организаций, исходя из эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации, вправе обеспечить реализацию образовательных программ в форме самостоятельной работы обучающихся и/или с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
показать больше документов