Самостоятельная работа обучающихся
Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельная работа обучающихся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В связи с этим следует отметить, что один из вопросов широкой полемики - эволюция роли педагога в связи с технологизацией сферы образования. Прогнозируются кардинальные изменения в методах и приемах преподавания в связи с расширением применения ИИ в образовательном процессе и со снижением статуса учителя до уровня консультанта, сопровождающего процесс обучения. При этом подчеркивается значимость педагога как наставника, мотивирующего учеников к самостоятельной работе, обучающего приемам работы с информацией, поиску новых решений <1>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В связи с этим следует отметить, что один из вопросов широкой полемики - эволюция роли педагога в связи с технологизацией сферы образования. Прогнозируются кардинальные изменения в методах и приемах преподавания в связи с расширением применения ИИ в образовательном процессе и со снижением статуса учителя до уровня консультанта, сопровождающего процесс обучения. При этом подчеркивается значимость педагога как наставника, мотивирующего учеников к самостоятельной работе, обучающего приемам работы с информацией, поиску новых решений <1>.
Статья: Оценочные понятия в нормах о правах ребенка и цифровые технологии
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 4)В условиях пандемии, когда все учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения, использование цифровых технологий де-факто обеспечивало доступ детей к получению образования. Другое дело - с разной степенью успешности (причем по самым разным причинам), но факт остается фактом. Право на образование худо-бедно реализовывалось с помощью цифровых технологий. Насколько полноценным является такое образование - отдельная тема. Не случайно некоторыми студентами МГУ имени М.В. Ломоносова был подан коллективный иск о возврате части платы за обучение в связи со снижением качества знаний из-за перехода на дистант <5>. Собственное ощущение, основанное на опыте преподавания в дистанционном формате, свидетельствует о частичном снижении качества подготовки обучающихся. Причины тому могут быть самые различные, начиная от не всегда удовлетворительного качества интернет-покрытия нашей необъятной Родины и заканчивая невозможностью полноценного контроля за самостоятельной работой обучающегося в процессе подготовки и ответа. Следует упомянуть и о влиянии так называемого экранного времени (времени нахождения за экраном того или иного гаджета) на состояние здоровья ребенка. Специалисты отмечают негативное воздействие длительной работы за компьютером и иными гаджетами на здоровье человека <6>. Причем в настоящее время речь идет не только о проблемах со зрением, опорно-двигательным аппаратом, гиподинамией и прочими очевидными последствиями, но и о "цифровой деменции" (digital dementia) - прогрессирующем интеллектуальном снижении. Отвечает ли все это интересам ребенка и способствует ли его всестороннему развитию? Едва ли. Бесконтрольное использование цифровых технологий ребенком влечет негативные последствия, не отвечает его интересам и не способствует его всестороннему развитию. Не случайно крупнейшие IT-бизнесмены ввели серьезные ограничения в пользовании гаджетами для своих детей <7>. Уместно упомянуть и о китайском опыте (в 2021 г. детям в Китае ограничили время для видеоигр до трех часов в неделю) <8>.
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 4)В условиях пандемии, когда все учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения, использование цифровых технологий де-факто обеспечивало доступ детей к получению образования. Другое дело - с разной степенью успешности (причем по самым разным причинам), но факт остается фактом. Право на образование худо-бедно реализовывалось с помощью цифровых технологий. Насколько полноценным является такое образование - отдельная тема. Не случайно некоторыми студентами МГУ имени М.В. Ломоносова был подан коллективный иск о возврате части платы за обучение в связи со снижением качества знаний из-за перехода на дистант <5>. Собственное ощущение, основанное на опыте преподавания в дистанционном формате, свидетельствует о частичном снижении качества подготовки обучающихся. Причины тому могут быть самые различные, начиная от не всегда удовлетворительного качества интернет-покрытия нашей необъятной Родины и заканчивая невозможностью полноценного контроля за самостоятельной работой обучающегося в процессе подготовки и ответа. Следует упомянуть и о влиянии так называемого экранного времени (времени нахождения за экраном того или иного гаджета) на состояние здоровья ребенка. Специалисты отмечают негативное воздействие длительной работы за компьютером и иными гаджетами на здоровье человека <6>. Причем в настоящее время речь идет не только о проблемах со зрением, опорно-двигательным аппаратом, гиподинамией и прочими очевидными последствиями, но и о "цифровой деменции" (digital dementia) - прогрессирующем интеллектуальном снижении. Отвечает ли все это интересам ребенка и способствует ли его всестороннему развитию? Едва ли. Бесконтрольное использование цифровых технологий ребенком влечет негативные последствия, не отвечает его интересам и не способствует его всестороннему развитию. Не случайно крупнейшие IT-бизнесмены ввели серьезные ограничения в пользовании гаджетами для своих детей <7>. Уместно упомянуть и о китайском опыте (в 2021 г. детям в Китае ограничили время для видеоигр до трех часов в неделю) <8>.
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н
(ред. от 25.01.2023)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2011 N 20237)Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров (специалистов). Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).
(ред. от 25.01.2023)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2011 N 20237)Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров (специалистов). Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).
Приказ Минобрнауки России от 02.11.2021 N 999
"О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации"2. Определить, что руководители образовательных и научных организаций, исходя из эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации, вправе обеспечить реализацию образовательных программ в форме самостоятельной работы обучающихся и/или с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
"О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации"2. Определить, что руководители образовательных и научных организаций, исходя из эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации, вправе обеспечить реализацию образовательных программ в форме самостоятельной работы обучающихся и/или с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Из анализа содержания данной нормы следует, что виды учебной деятельности - это характеристика учебной нагрузки обучающегося, в частности его аудиторная, самостоятельная работа и практика.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Из анализа содержания данной нормы следует, что виды учебной деятельности - это характеристика учебной нагрузки обучающегося, в частности его аудиторная, самостоятельная работа и практика.
Статья: Обучение по охране труда: когда необходимо, как оплачивать
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 20)Вероятно, дата, которую вы имеете в виду, - это дата начала самостоятельной работы после прохождения обучения по охране труда. Такое обучение обязан организовать работодатель своему сотруднику не позднее 60 календарных дней после заключения с ним трудового договора, в частности, на производственные должности, работа на которых связана с повышенной опасностью <3>. Для таких должностей в максимально объемном наполнении процесс обучения требованиям охраны труда может выглядеть так <4>:
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 20)Вероятно, дата, которую вы имеете в виду, - это дата начала самостоятельной работы после прохождения обучения по охране труда. Такое обучение обязан организовать работодатель своему сотруднику не позднее 60 календарных дней после заключения с ним трудового договора, в частности, на производственные должности, работа на которых связана с повышенной опасностью <3>. Для таких должностей в максимально объемном наполнении процесс обучения требованиям охраны труда может выглядеть так <4>:
Готовое решение: Условия присвоения I группы по электробезопасности
(КонсультантПлюс, 2025)- по ч. 1, 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за непроведение или ненадлежащее проведение обучения и проверки знаний неэлектротехнического персонала и неприсвоение I группы по электробезопасности с регистрацией в специальном журнале, допуск работников к самостоятельной работе без прохождения ими такого обучения и проверки знаний;
(КонсультантПлюс, 2025)- по ч. 1, 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за непроведение или ненадлежащее проведение обучения и проверки знаний неэлектротехнического персонала и неприсвоение I группы по электробезопасности с регистрацией в специальном журнале, допуск работников к самостоятельной работе без прохождения ими такого обучения и проверки знаний;
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)5. Мышко, Папаскири, Эриашвили, Петюкова (2024) - Мышко Ф.Г., Папаскири Т.В., Эриашвили Н.Д., Петюкова О.Н. и др. Земельное право: учебник для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования. 10-е издание, переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)5. Мышко, Папаскири, Эриашвили, Петюкова (2024) - Мышко Ф.Г., Папаскири Т.В., Эриашвили Н.Д., Петюкова О.Н. и др. Земельное право: учебник для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования. 10-е издание, переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024.
Готовое решение: Как провести обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала
(КонсультантПлюс, 2025)по ч. 1, 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за непроведение или ненадлежащее проведение обучения и проверки знаний неэлектротехнического персонала и неприсвоение I группы по электробезопасности с регистрацией в специальном журнале, допуск работников к самостоятельной работе без прохождения ими такого обучения и проверки знаний.
(КонсультантПлюс, 2025)по ч. 1, 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за непроведение или ненадлежащее проведение обучения и проверки знаний неэлектротехнического персонала и неприсвоение I группы по электробезопасности с регистрацией в специальном журнале, допуск работников к самостоятельной работе без прохождения ими такого обучения и проверки знаний.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В комментируемом Законе не дается определение учебника, учебного пособия и учебно-методических материалов. Если руководствоваться стандартом ГОСТ Р 7.0.60-2020 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2020 N 655-ст), под учебником понимается учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе (п. 3.2.10.3.1); под учебным пособием - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник (п. 3.2.10.3.4). Понятия "учебно-методические материалы" стандарты не содержат, есть определение учебно-методического пособия, под которым понимается учебное пособие, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания (п. 3.2.10.3.5). "Учебно-методические материалы", на наш взгляд, понятие несколько более широкое, чем "учебно-методическое пособие". Это могут быть сборники задач, заданий, упражнений, тестов, призванных помочь обучающимся освоить учебный курс, подготовиться к практическим и лабораторным занятиям, методические указания к их выполнению, изучению отдельных тем, написанию проектной или курсовой работы, выполнению самостоятельной работы обучающихся, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные методические разработки, призванные обеспечить качественное освоение обучающимися образовательной программы.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В комментируемом Законе не дается определение учебника, учебного пособия и учебно-методических материалов. Если руководствоваться стандартом ГОСТ Р 7.0.60-2020 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2020 N 655-ст), под учебником понимается учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе (п. 3.2.10.3.1); под учебным пособием - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник (п. 3.2.10.3.4). Понятия "учебно-методические материалы" стандарты не содержат, есть определение учебно-методического пособия, под которым понимается учебное пособие, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания (п. 3.2.10.3.5). "Учебно-методические материалы", на наш взгляд, понятие несколько более широкое, чем "учебно-методическое пособие". Это могут быть сборники задач, заданий, упражнений, тестов, призванных помочь обучающимся освоить учебный курс, подготовиться к практическим и лабораторным занятиям, методические указания к их выполнению, изучению отдельных тем, написанию проектной или курсовой работы, выполнению самостоятельной работы обучающихся, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные методические разработки, призванные обеспечить качественное освоение обучающимися образовательной программы.
Статья: Вопросы юридического образования и науки (на примере криминологии)
(Мацкевич И.М.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)То же самое следует сделать со школьными учебниками, но это другая, еще более сложная часть проблемы. Однако от нее нельзя отмахиваться. Большой ошибкой будет решать вопрос об учебниках для вузов и оставить "на потом" решение вопроса о качестве учебников для школ. Отечественные школьные учебники сродни нашим молодым учителям - в обоих случаях, перефразируя известный афоризм Козьмы Пруткова (нельзя объять необъятное), - обо всем и ни о чем. Во многих случаях учителя, поскольку действующие учебники, видимо, и для них не очень понятны, перекладывают вопросы подготовки учеников к занятиям на родителей. Для меня, например, стало настоящим откровением, когда один школьный учитель в ответ на вопрос родителей, почему он не ставит оценки за самостоятельную работу учеников, которую он поручил подготовить дома, нисколько не смущаясь, ответил: потому что ученики выполнить ее хорошо не смогли бы, если бы за них эту работу не делали родители. Другими словами, он не только дал заведомо невыполнимое задание ученикам (при этом даже не предприняв попытки хоть что-то им объяснить по задаваемому материалу), но и заранее не собирался ничего проверять. При таком подходе у школьников в самом начале их пути пропадает желание выполнять любую школьную работу.
(Мацкевич И.М.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)То же самое следует сделать со школьными учебниками, но это другая, еще более сложная часть проблемы. Однако от нее нельзя отмахиваться. Большой ошибкой будет решать вопрос об учебниках для вузов и оставить "на потом" решение вопроса о качестве учебников для школ. Отечественные школьные учебники сродни нашим молодым учителям - в обоих случаях, перефразируя известный афоризм Козьмы Пруткова (нельзя объять необъятное), - обо всем и ни о чем. Во многих случаях учителя, поскольку действующие учебники, видимо, и для них не очень понятны, перекладывают вопросы подготовки учеников к занятиям на родителей. Для меня, например, стало настоящим откровением, когда один школьный учитель в ответ на вопрос родителей, почему он не ставит оценки за самостоятельную работу учеников, которую он поручил подготовить дома, нисколько не смущаясь, ответил: потому что ученики выполнить ее хорошо не смогли бы, если бы за них эту работу не делали родители. Другими словами, он не только дал заведомо невыполнимое задание ученикам (при этом даже не предприняв попытки хоть что-то им объяснить по задаваемому материалу), но и заранее не собирался ничего проверять. При таком подходе у школьников в самом начале их пути пропадает желание выполнять любую школьную работу.
Статья: Общие положения о программах подготовки MBA
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- наличие специально оборудованных аудиторий и помещений, обеспечивающих проведение теоретического и практического обучения, самостоятельной работы (выход в Интернет, компьютерный класс, аудиовизуальные средства);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- наличие специально оборудованных аудиторий и помещений, обеспечивающих проведение теоретического и практического обучения, самостоятельной работы (выход в Интернет, компьютерный класс, аудиовизуальные средства);
Ситуация: Что входит в обязанности классного руководителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках реализации задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе (разд. 4 Методических рекомендаций):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках реализации задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе (разд. 4 Методических рекомендаций):
Готовое решение: Как проводить инструктажи по охране труда на рабочем месте
(КонсультантПлюс, 2025)Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы (п. 13 Правил обучения по охране труда). Когда именно он должен проводиться для лиц, проходящих производственную практику, нормативно не установлено. По нашему мнению, он должен проводиться до начала выполнения ими работ, связанных с прохождением такой практики.
(КонсультантПлюс, 2025)Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы (п. 13 Правил обучения по охране труда). Когда именно он должен проводиться для лиц, проходящих производственную практику, нормативно не установлено. По нашему мнению, он должен проводиться до начала выполнения ими работ, связанных с прохождением такой практики.