Самодеятельный туризм
Подборка наиболее важных документов по запросу Самодеятельный туризм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о правовом положении туристического агрегатора
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Под самостоятельным (самодеятельным) туризмом понимается туризм, организованный туристами самостоятельно <6>. В целях выбора интересующего предложения и заказа туристических услуг туристами активно используются специальные платформы-агрегаторы. Ассоциация туристических агрегаторов отмечает, что по итогам 2024 г. количество бронирований иностранцами на сайтах российских туристических агрегаторов увеличилось на 40% <7>.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Под самостоятельным (самодеятельным) туризмом понимается туризм, организованный туристами самостоятельно <6>. В целях выбора интересующего предложения и заказа туристических услуг туристами активно используются специальные платформы-агрегаторы. Ассоциация туристических агрегаторов отмечает, что по итогам 2024 г. количество бронирований иностранцами на сайтах российских туристических агрегаторов увеличилось на 40% <7>.
Статья: Правовое обеспечение развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)В законодательстве города Севастополя, на наш взгляд, дополнительные приоритетные направления отображены в уже обозначенной выше Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г., которая относит к стратегическим (а стало быть - и приоритетным) направлениям развития формирование центра военно-исторического, спортивного, яхтенного и других видов туризма, а также развитие курортно-санаторного потенциала города, что следует рассматривать, безусловно, субсидиарно по отношению к федеральному перечню, установленному ст. 4 Федерального закона, содержащему в качестве приоритетных направлений отраслевого государственного регулирования поддержку и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма, что также должно относиться к первоочередным задачам органов государственной власти субъекта Федерации вместе с дополнительными направлениями, целенаправленно обозначенными в законодательстве субъекта.
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)В законодательстве города Севастополя, на наш взгляд, дополнительные приоритетные направления отображены в уже обозначенной выше Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г., которая относит к стратегическим (а стало быть - и приоритетным) направлениям развития формирование центра военно-исторического, спортивного, яхтенного и других видов туризма, а также развитие курортно-санаторного потенциала города, что следует рассматривать, безусловно, субсидиарно по отношению к федеральному перечню, установленному ст. 4 Федерального закона, содержащему в качестве приоритетных направлений отраслевого государственного регулирования поддержку и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма, что также должно относиться к первоочередным задачам органов государственной власти субъекта Федерации вместе с дополнительными направлениями, целенаправленно обозначенными в законодательстве субъекта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)57) организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), в том числе осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, ежегодного установления и выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, создания и организационного сопровождения деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, разработки и утверждения списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, содействия в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, осуществления мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет, принятия мер в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)57) организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), в том числе осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, ежегодного установления и выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, создания и организационного сопровождения деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, разработки и утверждения списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, содействия в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, осуществления мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет, принятия мер в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)57) организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), в том числе осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, создания и организационного сопровождения деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, разработки и утверждения списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, содействия в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, осуществления мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет, принятия мер в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)57) организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), в том числе осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, создания и организационного сопровождения деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, разработки и утверждения списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, содействия в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, осуществления мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет, принятия мер в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Статья: К вопросу: культура и экскурсия - экономика и право
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)"Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг", - именно с этих слов Джорджа Бернарда Шоу хотелось бы начать характеристику новелл действующего законодательства, существенным образом меняющих режим правового регулирования экскурсионной деятельности и роль экскурсовода (гида) <1> как главного действующего лица в ней, непременно дополнив иным высказыванием того же автора - "Свобода означает ответственность" <2>. Речь в дальнейшем пойдет о нормах Федерального закона от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <3>, уже на момент подготовки и принятия ставших дискуссионными. С точки зрения современности очевидно, что человечество характеризуют не только природно-биологические основы его существования, но и экономико-социальные, более того, характеризуемые всеобъемлющим понятием "культура", которое относится к "числу фундаментальных и имеет множество значений" <4>, лишь одно из которых: "Культура - это средство человеческой самореализации, самовыражения" <5>. Она "в самом широком смысле... то, что создано руками и разумом человека... передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания... усваивается личностью в процессе ее социального становления" <6>. Учебник по культурологии под редакцией М.М. Каримова характеризует культуру как "совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным", при этом очень метко определяется ее сущность - это "способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания", таким образом, культура "включает в себя и деятельность, и ее результаты, смыслы и оценки", она "воплощение подлинного человеческого бытия" <7>. Это понятие, неотделимое от абсолютно всех сфер жизнедеятельности общества, соответственно, сфера туризма не является исключением. В этой связи интерес представляет исследование, проведенное Т.В. Рябовой и Е.В. Эртман, в котором авторы опираются на понятие "инкультурация" со ссылкой на мнение М.А. Ариарского о том, что данный процесс существенно отличается от социализации, в том числе тем, что он слагается из "мотивированного "вхождения" индивида в конкретную форму культуры, усвоения особенностей мышления и действий", т.е. "человек... самостоятельно определяет траекторию своей инкультурации", при этом авторы приходят к закономерному выводу, что данный процесс осуществляется посредством участия "в определенных формах и видах культурной деятельности, к числу которых относится туризм" <8>. Сразу же заметим, что они рассматривают процесс инкультурации, подчеркивая важность не просто туризма в широком смысле слова, но и туризма самостоятельного, выделяемого особенно (отмечая, что в его основе лежит "независимая самоорганизация"); более того, констатируют его способность достигать "высокого уровня... культурно-просветительской эффективности", в том числе с учетом ярко выражающейся в нем "познавательной активности как следствия свободного выбора туристом ценностей культуры" <9>. Отметим, что данный вид туризма определен законодательством как "самодеятельный" <10>, к тому же существенно, что в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. сделан акцент на том, что "популяризация самостоятельно организованного туризма способствует усилению разнообразия видов туризма" <11>, более того, говоря об этом, субъект нормотворческой деятельности предусматривает важнейшее условие - снятие социально-экономических и, что важно, административных ограничений. В контексте сказанного несложно заметить два аспекта - самодеятельный туризм важен не исключительно сам по себе, он своеобразный "индикатор" общественных потребностей, не только отражаемых в туризме, но и в целом в социокультурной сфере, а также "катализатор" возникновения новых видов туризма, построенных по модели профессионального. Однако и это далеко не все, в рамках туристской деятельности происходит культурная коммуникация, которая в свою очередь порождает сложные цепочки иных культурных коммуникаций в самых разнообразных социальных сферах, создаются смыслы, идеи, ценности, закладывается основа инкультурации гораздо в более широких масштабах и сложных формах. Определенное значение приобретает весь спектр туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных, способных удовлетворить духовные и иные потребности), который может быть использован туристом, в том числе самостоятельно.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)"Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг", - именно с этих слов Джорджа Бернарда Шоу хотелось бы начать характеристику новелл действующего законодательства, существенным образом меняющих режим правового регулирования экскурсионной деятельности и роль экскурсовода (гида) <1> как главного действующего лица в ней, непременно дополнив иным высказыванием того же автора - "Свобода означает ответственность" <2>. Речь в дальнейшем пойдет о нормах Федерального закона от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <3>, уже на момент подготовки и принятия ставших дискуссионными. С точки зрения современности очевидно, что человечество характеризуют не только природно-биологические основы его существования, но и экономико-социальные, более того, характеризуемые всеобъемлющим понятием "культура", которое относится к "числу фундаментальных и имеет множество значений" <4>, лишь одно из которых: "Культура - это средство человеческой самореализации, самовыражения" <5>. Она "в самом широком смысле... то, что создано руками и разумом человека... передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания... усваивается личностью в процессе ее социального становления" <6>. Учебник по культурологии под редакцией М.М. Каримова характеризует культуру как "совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным", при этом очень метко определяется ее сущность - это "способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания", таким образом, культура "включает в себя и деятельность, и ее результаты, смыслы и оценки", она "воплощение подлинного человеческого бытия" <7>. Это понятие, неотделимое от абсолютно всех сфер жизнедеятельности общества, соответственно, сфера туризма не является исключением. В этой связи интерес представляет исследование, проведенное Т.В. Рябовой и Е.В. Эртман, в котором авторы опираются на понятие "инкультурация" со ссылкой на мнение М.А. Ариарского о том, что данный процесс существенно отличается от социализации, в том числе тем, что он слагается из "мотивированного "вхождения" индивида в конкретную форму культуры, усвоения особенностей мышления и действий", т.е. "человек... самостоятельно определяет траекторию своей инкультурации", при этом авторы приходят к закономерному выводу, что данный процесс осуществляется посредством участия "в определенных формах и видах культурной деятельности, к числу которых относится туризм" <8>. Сразу же заметим, что они рассматривают процесс инкультурации, подчеркивая важность не просто туризма в широком смысле слова, но и туризма самостоятельного, выделяемого особенно (отмечая, что в его основе лежит "независимая самоорганизация"); более того, констатируют его способность достигать "высокого уровня... культурно-просветительской эффективности", в том числе с учетом ярко выражающейся в нем "познавательной активности как следствия свободного выбора туристом ценностей культуры" <9>. Отметим, что данный вид туризма определен законодательством как "самодеятельный" <10>, к тому же существенно, что в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. сделан акцент на том, что "популяризация самостоятельно организованного туризма способствует усилению разнообразия видов туризма" <11>, более того, говоря об этом, субъект нормотворческой деятельности предусматривает важнейшее условие - снятие социально-экономических и, что важно, административных ограничений. В контексте сказанного несложно заметить два аспекта - самодеятельный туризм важен не исключительно сам по себе, он своеобразный "индикатор" общественных потребностей, не только отражаемых в туризме, но и в целом в социокультурной сфере, а также "катализатор" возникновения новых видов туризма, построенных по модели профессионального. Однако и это далеко не все, в рамках туристской деятельности происходит культурная коммуникация, которая в свою очередь порождает сложные цепочки иных культурных коммуникаций в самых разнообразных социальных сферах, создаются смыслы, идеи, ценности, закладывается основа инкультурации гораздо в более широких масштабах и сложных формах. Определенное значение приобретает весь спектр туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных, способных удовлетворить духовные и иные потребности), который может быть использован туристом, в том числе самостоятельно.
Статья: Уголовная ответственность в сфере туризма как приоритетное направление национальной безопасности
(Никиташина Н.А., Замараев В.И.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)<5> Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования: ГОСТ Р 57806-2017 от 1 июня 2018 г., утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 октября 2017 г. N 1467-ст. URL: https://gostassistent.ru/doc/9faaf7ac-1129-4b6b-a95d-2e670464090b (дата обращения: 09.10.2023).
(Никиташина Н.А., Замараев В.И.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)<5> Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования: ГОСТ Р 57806-2017 от 1 июня 2018 г., утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 октября 2017 г. N 1467-ст. URL: https://gostassistent.ru/doc/9faaf7ac-1129-4b6b-a95d-2e670464090b (дата обращения: 09.10.2023).