С 1 января изменятся счета Казначейства
Подборка наиболее важных документов по запросу С 1 января изменятся счета Казначейства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: С 1 января меняются реквизиты для уплаты налогов через ЕНС
("Официальный сайт ФНС России", 2022)С 1 января 2023 года изменится порядок перечисления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Все платежи будут зачисляться на единый казначейский счет в УФК по Тульской области.
("Официальный сайт ФНС России", 2022)С 1 января 2023 года изменится порядок перечисления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Все платежи будут зачисляться на единый казначейский счет в УФК по Тульской области.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"11. Установить, что остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание ими государственных услуг, выполнение работ) в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, не использованные по состоянию на 1 января 2025 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями, указанными в части 12 настоящей статьи, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"11. Установить, что остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание ими государственных услуг, выполнение работ) в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, не использованные по состоянию на 1 января 2025 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями, указанными в части 12 настоящей статьи, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
Вопрос: О казначейском сопровождении бюджетных инвестиций в объекты аэропортовой инфраструктуры Республики Крым, софинансируемых из федерального бюджета, и использовании их остатков.
(Письмо Минфина России от 01.07.2024 N 02-12-14/61196)Относительно вопроса о механизме использования остатков неиспользованных бюджетных инвестиций, находящихся на счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, Департамент отмечает, что частью 11 статьи 5 Федерального закона N 540-ФЗ установлено, что остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание ими государственных услуг, выполнение работ) в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства (далее - остатки целевых средств), на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, не использованные по состоянию на 1 января 2024 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями главных распорядителей средств федерального бюджета, принятыми до 1 мая 2024 года, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
(Письмо Минфина России от 01.07.2024 N 02-12-14/61196)Относительно вопроса о механизме использования остатков неиспользованных бюджетных инвестиций, находящихся на счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, Департамент отмечает, что частью 11 статьи 5 Федерального закона N 540-ФЗ установлено, что остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание ими государственных услуг, выполнение работ) в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства (далее - остатки целевых средств), на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, не использованные по состоянию на 1 января 2024 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями главных распорядителей средств федерального бюджета, принятыми до 1 мая 2024 года, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В комментируемую статью с 1 января 2026 г. внесен ряд изменений Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Как отмечалось разработчиками проекта изменений, комментируемая статья дополняется полномочием Казначейства России по согласованию с Банком России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля при проведении валютных операций между резидентами - участниками бюджетного процесса и нерезидентами устанавливать правила оформления паспорта сделки, а также полномочием Казначейства России передавать указанную информацию в электронном виде органам валютного контроля в объеме и в порядке, установленных им по согласованию с органами валютного контроля.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В комментируемую статью с 1 января 2026 г. внесен ряд изменений Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Как отмечалось разработчиками проекта изменений, комментируемая статья дополняется полномочием Казначейства России по согласованию с Банком России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля при проведении валютных операций между резидентами - участниками бюджетного процесса и нерезидентами устанавливать правила оформления паспорта сделки, а также полномочием Казначейства России передавать указанную информацию в электронном виде органам валютного контроля в объеме и в порядке, установленных им по согласованию с органами валютного контроля.
Статья: Проверка факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) как инструмент расширенного казначейского сопровождения
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Современные цели развития российской экономики требуют большого финансового обеспечения, которое осуществляется за счет средств бюджета. В связи с этим начиная с 2016 г. успешно реализуется механизм казначейского сопровождения, благодаря которому становится возможным отражение операций с бюджетными средствами на казначейских счетах. В частности, активно внедряется расширенное казначейское сопровождение, которое способно предотвратить утрату средств бюджета, нецелевое или неэффективное их использование, а также заблаговременно выявить недостижение определенных показателей.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Современные цели развития российской экономики требуют большого финансового обеспечения, которое осуществляется за счет средств бюджета. В связи с этим начиная с 2016 г. успешно реализуется механизм казначейского сопровождения, благодаря которому становится возможным отражение операций с бюджетными средствами на казначейских счетах. В частности, активно внедряется расширенное казначейское сопровождение, которое способно предотвратить утрату средств бюджета, нецелевое или неэффективное их использование, а также заблаговременно выявить недостижение определенных показателей.
Последние изменения: Казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Среди изменений можно выделить то, что до 1 января 2026 г. продлили действие следующего правила. Не требуется открывать лицевые счета участника казначейского сопровождения в ТОФК и финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при расчетах по контрактам (договорам) в ряде случаев. При этом заказчик производит оплату в порядке, который определяет Правительство РФ, на расчетный счет контрагента, открытый в кредитной организации.
(КонсультантПлюс, 2025)Среди изменений можно выделить то, что до 1 января 2026 г. продлили действие следующего правила. Не требуется открывать лицевые счета участника казначейского сопровождения в ТОФК и финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при расчетах по контрактам (договорам) в ряде случаев. При этом заказчик производит оплату в порядке, который определяет Правительство РФ, на расчетный счет контрагента, открытый в кредитной организации.
Статья: Казначейский контроль расходов бюджета субъекта Российской Федерации: практика и возможности оптимизации
(Канкулова М.И., Османова С.З.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)На современном этапе развития казначейской системы исполнения бюджетов созданы правовая база и набор казначейских технологий и процедур для консолидации средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на Едином казначейском счете <6> [12]. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ, которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, с 1 января 2021 г. в Российской Федерации функционирует система казначейских платежей. Основную роль в системе казначейских платежей выполняет единый казначейский счет, который открывается Федеральному казначейству и на котором сосредотачиваются все средства бюджетной системы. Таким образом, в бюджетном процессе Российской Федерации окончательно и в полной мере реализован принцип единства кассы, поэтапное внедрение которого было инициировано Концепцией и закреплено Бюджетным кодексом РФ в целях обеспечения прозрачности финансовой деятельности и доступности информации о государственных финансах <7>.
(Канкулова М.И., Османова С.З.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)На современном этапе развития казначейской системы исполнения бюджетов созданы правовая база и набор казначейских технологий и процедур для консолидации средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на Едином казначейском счете <6> [12]. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ, которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, с 1 января 2021 г. в Российской Федерации функционирует система казначейских платежей. Основную роль в системе казначейских платежей выполняет единый казначейский счет, который открывается Федеральному казначейству и на котором сосредотачиваются все средства бюджетной системы. Таким образом, в бюджетном процессе Российской Федерации окончательно и в полной мере реализован принцип единства кассы, поэтапное внедрение которого было инициировано Концепцией и закреплено Бюджетным кодексом РФ в целях обеспечения прозрачности финансовой деятельности и доступности информации о государственных финансах <7>.
Последние изменения: Реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Одно из основных изменений в следующем: в отношении контрактов, заключенных заказчиками и лицами, указанными в пп. "а", "б", "г" и "д", "е", "ж", "и", "к" п. 2 Положения N 1279 (если им открыты лицевые счета в Федеральном казначействе), по результатам проведения электронного запроса котировок, извещения о проведении которых размещены в ЕИС с 1 апреля 2024 г., а также контрактов (и их изменений), заключенных с 1 января 2024 г. с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме тех контрактов, информация, содержащаяся в которых формируется с использованием ЕИС), начинает применяться в том числе пп. "и" п. 18 Правил ведения реестра контрактов о проведении проверки соответствия информации об источнике финансирования (КВР классификации расходов бюджетов бюджетной системы) предмету контракта и наименованию объекта закупки (пп. "м" п. 2 Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Одно из основных изменений в следующем: в отношении контрактов, заключенных заказчиками и лицами, указанными в пп. "а", "б", "г" и "д", "е", "ж", "и", "к" п. 2 Положения N 1279 (если им открыты лицевые счета в Федеральном казначействе), по результатам проведения электронного запроса котировок, извещения о проведении которых размещены в ЕИС с 1 апреля 2024 г., а также контрактов (и их изменений), заключенных с 1 января 2024 г. с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме тех контрактов, информация, содержащаяся в которых формируется с использованием ЕИС), начинает применяться в том числе пп. "и" п. 18 Правил ведения реестра контрактов о проведении проверки соответствия информации об источнике финансирования (КВР классификации расходов бюджетов бюджетной системы) предмету контракта и наименованию объекта закупки (пп. "м" п. 2 Постановления).
Статья: Перевод денежных средств на казначейские лицевые счета АУ и ЮЛ
(Фокина Д.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)С 1 января 2023 года Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ внесены изменения в части новой обязанности перевода средств федеральными автономными учреждениями и юридическими лицами, получающими субсидии из федерального бюджета, не подлежащие казначейскому сопровождению, с банковских счетов кредитных учреждений на лицевые счета Казначейства автономного учреждения (код 30) и получателей средств из бюджета (код 41).
(Фокина Д.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)С 1 января 2023 года Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ внесены изменения в части новой обязанности перевода средств федеральными автономными учреждениями и юридическими лицами, получающими субсидии из федерального бюджета, не подлежащие казначейскому сопровождению, с банковских счетов кредитных учреждений на лицевые счета Казначейства автономного учреждения (код 30) и получателей средств из бюджета (код 41).
Вопрос: Об актуальности реквизитов казначейского счета, открытого в целях учета, распределения поступлений, администрируемых налоговыми органами, и БИК Федерального казначейства, его территориальных органов.
(Письмо Минфина России от 21.11.2023 N 02-13-13/111344)В связи с чем при формировании номеров казначейских счетов, открываемых в органах Федерального казначейства, применяется код валюты "643".
(Письмо Минфина России от 21.11.2023 N 02-13-13/111344)В связи с чем при формировании номеров казначейских счетов, открываемых в органах Федерального казначейства, применяется код валюты "643".
Статья: Один за всех (ЕНП) и все на одного (ЕНС): разбираемся в новом порядке уплаты налогов
(Янмурзина В.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 2)Как известно, с 1 января 2023 г. для всех организаций и ИП действует новая форма оплаты налогов и страховых взносов. Ранее ЕНП можно было использовать по желанию, с 1 января это стало обязательством. Новый порядок введен Законом N 263-ФЗ <2>.
(Янмурзина В.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 2)Как известно, с 1 января 2023 г. для всех организаций и ИП действует новая форма оплаты налогов и страховых взносов. Ранее ЕНП можно было использовать по желанию, с 1 января это стало обязательством. Новый порядок введен Законом N 263-ФЗ <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Во-вторых, часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что бюджетным законодательством РФ также устанавливаются условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством РФ казначейскому сопровождению. Данное положение введено с 1 января 2022 г. Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 253-ФЗ <36> в связи с включением с этой же даты Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ <37> в БК РФ главы 24.4 "Казначейское сопровождение". Как отмечалось разработчиками проекта изменений, новой главой БК РФ устанавливается механизм осуществления и учета операций на казначейских счетах, открытых в Казначействе России, со средствами, предоставляемыми из соответствующего бюджета, а также средствами, направленными на исполнение контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются указанные средства - механизм казначейского сопровождения.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Во-вторых, часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что бюджетным законодательством РФ также устанавливаются условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством РФ казначейскому сопровождению. Данное положение введено с 1 января 2022 г. Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 253-ФЗ <36> в связи с включением с этой же даты Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ <37> в БК РФ главы 24.4 "Казначейское сопровождение". Как отмечалось разработчиками проекта изменений, новой главой БК РФ устанавливается механизм осуществления и учета операций на казначейских счетах, открытых в Казначействе России, со средствами, предоставляемыми из соответствующего бюджета, а также средствами, направленными на исполнение контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются указанные средства - механизм казначейского сопровождения.