Рубка в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Рубка в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФУтверждение о незаконности судебных решений в связи с отсутствием в материалах дела нормативно-правовых документов об отнесении земельного участка, на котором была совершена незаконная рубка деревьев, к защитным лесам, является несостоятельным, поскольку незаконная рубка совершена в водоохранной зоне реки Волги, в соответствии ст. 65 Водного кодекса РФ входящей в перечень водных объектов, по которым выделены запретные водоохранные зоны, водоохранная зона данной реки составляет 200 м."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 N 17АП-1671/2025-АК по делу N А60-70202/2024
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, следует, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, следует, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Следовательно, арендатор лесного участка на основании соответствующего договора несет ответственность за отвод лесных участков в рубку; некачественный отвод ответчиком делянок привел к рубке деревьев, не подлежащих рубке в водоохранной зоне, что повлекло за собой возникновение ущерба, причиненного лесному фонду в заявленном размере. Именно арендатор, по сути, признан судами лицом, допустившим по неосторожности причинение вреда лесным насаждениям вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по договору аренды (Постановление АС СЗО от 26.05.2022 по делу N А26-7715/2019).
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Следовательно, арендатор лесного участка на основании соответствующего договора несет ответственность за отвод лесных участков в рубку; некачественный отвод ответчиком делянок привел к рубке деревьев, не подлежащих рубке в водоохранной зоне, что повлекло за собой возникновение ущерба, причиненного лесному фонду в заявленном размере. Именно арендатор, по сути, признан судами лицом, допустившим по неосторожности причинение вреда лесным насаждениям вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по договору аренды (Постановление АС СЗО от 26.05.2022 по делу N А26-7715/2019).
Статья: Применение судами положений ст. 1080 ГК РФ
(Романова О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Рассмотрим для начала Постановление АС Северо-Западного округа от 19 декабря 2019 года по делу N А26-925/2019. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось к обществу с иском о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой в природоохранной зоне. В качестве соответчиков также были привлечены комбинат и индивидуальный предприниматель. Как было установлено судом, министерство и общество заключили договор аренды земельного участка в целях заготовки древесины. Общество привлекло к выполнению работ комбинат на основании договора подряда, а комбинат поручил выполнение части работ индивидуальному предпринимателю. Впоследствии была выявлена незаконная рубка древесины в водоохранной зоне. На основании п. 9 Постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суд привлек общество, комбинат и индивидуального предпринимателя к солидарной ответственности, указав, что предприниматель выполнил отвод делянки в водоохранной зоне, комбинат осуществлял рубку в водоохранной зоне, а общество не контролировало работы по отводу лесосек, в связи с чем ущерб причинен совместными действиями всех соответчиков.
(Романова О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Рассмотрим для начала Постановление АС Северо-Западного округа от 19 декабря 2019 года по делу N А26-925/2019. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось к обществу с иском о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой в природоохранной зоне. В качестве соответчиков также были привлечены комбинат и индивидуальный предприниматель. Как было установлено судом, министерство и общество заключили договор аренды земельного участка в целях заготовки древесины. Общество привлекло к выполнению работ комбинат на основании договора подряда, а комбинат поручил выполнение части работ индивидуальному предпринимателю. Впоследствии была выявлена незаконная рубка древесины в водоохранной зоне. На основании п. 9 Постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суд привлек общество, комбинат и индивидуального предпринимателя к солидарной ответственности, указав, что предприниматель выполнил отвод делянки в водоохранной зоне, комбинат осуществлял рубку в водоохранной зоне, а общество не контролировало работы по отводу лесосек, в связи с чем ущерб причинен совместными действиями всех соответчиков.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 02.11.2022 N АКПИ22-822
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 примечаний к Нормативам противопожарного обустройства лесов, утв. Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174>Данными правилами в пункте 17 предусмотрен запрет на применение мер предупреждения лесных пожаров, связанных со сплошными рубками, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников; в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий); в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 примечаний к Нормативам противопожарного обустройства лесов, утв. Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174>Данными правилами в пункте 17 предусмотрен запрет на применение мер предупреждения лесных пожаров, связанных со сплошными рубками, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников; в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий); в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).
Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)16.3. Частью 15 комментируемой статьи разрешено размещение в специализированных хранилищах на территориях морских портов химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, а также агрохимикатов в границах водоохранных зон, но вне прибрежных защитных полос водных объектов. При этом такие хранилища должны быть оборудованы сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов. Состав сооружений и систем, указанных в ч. 16.3 комментируемой статьи, установлен ч. 16 комментируемой статьи.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)16.3. Частью 15 комментируемой статьи разрешено размещение в специализированных хранилищах на территориях морских портов химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, а также агрохимикатов в границах водоохранных зон, но вне прибрежных защитных полос водных объектов. При этом такие хранилища должны быть оборудованы сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов. Состав сооружений и систем, указанных в ч. 16.3 комментируемой статьи, установлен ч. 16 комментируемой статьи.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В литературе нормы ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ квалифицируются как легальный сервитут, поскольку допускают использование береговой полосы для высадки людей, размещения информационных знаков, рубки деревьев и расчистки полосы с целью обеспечения безопасности судоходства <1>. С данной точкой зрения можно согласиться, но с оговоркой о том, что ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта, в отличие от норм об охранных зонах, не предусматривает четкого порядка использования береговой полосы, информирования собственника полосы об этом и прямой нормы, предусматривающей случаи, когда соответствующие субъекты вправе без какого-либо разрешения осуществлять ее использование.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В литературе нормы ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ квалифицируются как легальный сервитут, поскольку допускают использование береговой полосы для высадки людей, размещения информационных знаков, рубки деревьев и расчистки полосы с целью обеспечения безопасности судоходства <1>. С данной точкой зрения можно согласиться, но с оговоркой о том, что ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта, в отличие от норм об охранных зонах, не предусматривает четкого порядка использования береговой полосы, информирования собственника полосы об этом и прямой нормы, предусматривающей случаи, когда соответствующие субъекты вправе без какого-либо разрешения осуществлять ее использование.
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)- разумеется, предусмотрены запреты, например, для водоохранных зон и нерестоохранных полос (п. 11), а также проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы (п. 20), требования при рубке лесов (п. 13), в том числе по соблюдению правил пожарной и санитарной безопасности (п. 18).
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)- разумеется, предусмотрены запреты, например, для водоохранных зон и нерестоохранных полос (п. 11), а также проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы (п. 20), требования при рубке лесов (п. 13), в том числе по соблюдению правил пожарной и санитарной безопасности (п. 18).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);
Вопрос: Какая ответственность установлена за нарушение природоохранного законодательства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В судебной практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции наиболее часто встречается привлечение к ответственности за следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, в том числе их уничтожение (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39); нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 8.51); нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (ст. 8.55).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В судебной практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции наиболее часто встречается привлечение к ответственности за следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, в том числе их уничтожение (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39); нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 8.51); нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (ст. 8.55).