Роспотребнадзор санатории
Подборка наиболее важных документов по запросу Роспотребнадзор санатории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организацию (ИП, Должностное лицо) привлекают к ответственности за нарушение требований по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо санатория в нарушение действовавших в тот момент требований допустило размещение отдыхающих без справки об отсутствии коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо санатория в нарушение действовавших в тот момент требований допустило размещение отдыхающих без справки об отсутствии коронавируса
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.06.2024 по делу N А33-24047/2022
Требование: О взыскании задолженности за оказание услуги по проживанию и питанию по договору на оказание услуг.
Встречное требование: О расторжении договора на оказание услуг.
Решение: Требование удовлетворено в части.Так, согласно пояснениям истца по первоначальному иску, у АО "Красмаш" имеется лицензия N ЛО-24-01-003965 от 26.06.2018, предоставляющая обществу право вести медицинскую деятельность по санаторно-курортному лечению. Вместе с тем, в Рекомендациях Роспотребнадзора РФ от 22.03.2020 N 02/4708-2020-27 не предъявляются требования к организации, оказывающей услуги по обсервации о необходимости наличия лицензии на право вести медицинскую деятельность. Кроме того, само по себе ведение журнала термометрии в период пандемии коронавирусной инфекции также не свидетельствует об оказании услуг по обсервации. При этом, как было указано АО "Красмаш", при согласовании предмета договора N 08/2020 от 29.06.2020 г. условие о проведении термометрии работников ООО "Авто-Транс НН" было исключено сторонами, поскольку заказчик намеревался самостоятельно проводить измерение температуры тела у своих работников.
Требование: О взыскании задолженности за оказание услуги по проживанию и питанию по договору на оказание услуг.
Встречное требование: О расторжении договора на оказание услуг.
Решение: Требование удовлетворено в части.Так, согласно пояснениям истца по первоначальному иску, у АО "Красмаш" имеется лицензия N ЛО-24-01-003965 от 26.06.2018, предоставляющая обществу право вести медицинскую деятельность по санаторно-курортному лечению. Вместе с тем, в Рекомендациях Роспотребнадзора РФ от 22.03.2020 N 02/4708-2020-27 не предъявляются требования к организации, оказывающей услуги по обсервации о необходимости наличия лицензии на право вести медицинскую деятельность. Кроме того, само по себе ведение журнала термометрии в период пандемии коронавирусной инфекции также не свидетельствует об оказании услуг по обсервации. При этом, как было указано АО "Красмаш", при согласовании предмета договора N 08/2020 от 29.06.2020 г. условие о проведении термометрии работников ООО "Авто-Транс НН" было исключено сторонами, поскольку заказчик намеревался самостоятельно проводить измерение температуры тела у своих работников.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно Правилам подготовки и заключения договора водопользования <1> для рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование в целях санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных ресурсов в случае, если предполагается использование акватории водных объектов санаторно-курортными организациями, исполнительный орган или орган местного самоуправления должен запросить у Роспотребнадзора (его территориальных органов) сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении, а у Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) - сведения о лицензии на оказание медицинской помощи в части санаторно-курортного лечения.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно Правилам подготовки и заключения договора водопользования <1> для рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование в целях санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных ресурсов в случае, если предполагается использование акватории водных объектов санаторно-курортными организациями, исполнительный орган или орган местного самоуправления должен запросить у Роспотребнадзора (его территориальных органов) сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении, а у Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) - сведения о лицензии на оказание медицинской помощи в части санаторно-курортного лечения.
Статья: Понятие нежилого помещения: публично-правовой аспект
(Вербицкая Ю.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)5. В соответствии с п. 1 Письма Роспотребнадзора от 20.05.2020 N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <5> все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха.
(Вербицкая Ю.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)5. В соответствии с п. 1 Письма Роспотребнадзора от 20.05.2020 N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <5> все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К поставщикам информации в систему отнесены Роснедра, Роспотребнадзор, санаторно-курортные организации, а также федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, подготавливающие и выдающие специальные медицинские заключения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К поставщикам информации в систему отнесены Роснедра, Роспотребнадзор, санаторно-курортные организации, а также федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, подготавливающие и выдающие специальные медицинские заключения.
Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 N 274
(ред. от 30.11.2024)
"О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами подготовки и заключения договора водопользования")а) у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) - сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении в случае, если водный объект предоставляется в пользование в целях:
(ред. от 30.11.2024)
"О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами подготовки и заключения договора водопользования")а) у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) - сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении в случае, если водный объект предоставляется в пользование в целях:
Статья: Содержание договора о санаторно-курортном лечении
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В понимание квалифицированной помощи входит и безопасность ее оказания. Следование предписаниям и режиму санатория не только повышает эффективность лечения, но и обеспечивает безопасность пациента. Однако при определенных обстоятельствах правомочие на безопасность формируется в отдельное автономное право. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" приводятся Методические рекомендации "МР 3.1/2.1.0182-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <11>. В данном акте подробно раскрываются обязательные действия санатория в период пандемии, в частности: "Групповые процедуры проводят с соблюдением принципа социального дистанцирования, при невозможности - отменяют. Все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха. После приема каждого пациента проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещения. В случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела, а также с другими признаками ОРВИ - незамедлительно изолировать и принимать меры для лабораторного обследования на COVID-19 и госпитализации. Во всех местах общего пользования необходимо установить дозаторы с кожными антисептиками (по возможности - бесконтактные), обеспечить условия для соблюдения гигиены рук". Таким образом, перечисленные выше правила поведения не связаны с непосредственным заболеванием пациента (причиной обращения в санаторий), а направлены на предупреждение другого заболевания. Поэтому право на безопасность в этом примере трактуется нами как возможность требовать формирования безопасной среды (условий) оказания лечебно-профилактической помощи в санатории.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В понимание квалифицированной помощи входит и безопасность ее оказания. Следование предписаниям и режиму санатория не только повышает эффективность лечения, но и обеспечивает безопасность пациента. Однако при определенных обстоятельствах правомочие на безопасность формируется в отдельное автономное право. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" приводятся Методические рекомендации "МР 3.1/2.1.0182-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <11>. В данном акте подробно раскрываются обязательные действия санатория в период пандемии, в частности: "Групповые процедуры проводят с соблюдением принципа социального дистанцирования, при невозможности - отменяют. Все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха. После приема каждого пациента проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещения. В случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела, а также с другими признаками ОРВИ - незамедлительно изолировать и принимать меры для лабораторного обследования на COVID-19 и госпитализации. Во всех местах общего пользования необходимо установить дозаторы с кожными антисептиками (по возможности - бесконтактные), обеспечить условия для соблюдения гигиены рук". Таким образом, перечисленные выше правила поведения не связаны с непосредственным заболеванием пациента (причиной обращения в санаторий), а направлены на предупреждение другого заболевания. Поэтому право на безопасность в этом примере трактуется нами как возможность требовать формирования безопасной среды (условий) оказания лечебно-профилактической помощи в санатории.
Вопрос: Как регулируются цены на гостиничные и санаторно-курортные услуги на курортах Российской Федерации?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на гостиничные и санаторно-курортные услуги не подлежат государственному регулированию. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на гостиничные и санаторно-курортные услуги не подлежат государственному регулированию. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).
Вопрос: Обязан ли работодатель создавать столовую для работников (организовать горячее питание)?
(Консультация эксперта, 2025)Аналогичные рекомендации по выделению работодателем комнаты для приема пищи в отсутствие столовой утверждены при отдельных формах организации работы или для отдельных производств, в частности (п. 4.8 МР 3.1/2.2.0176/1-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24), п. 5 МР 3.1/2.1.0194-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2020), п. 16 МР 3.1/2.1.0192-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020), п. 6 МР 3.1/2.1.0202-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.07.2020), разд. 3 МР 3.1/2.1.0182-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 20.05.2020 N 02/9876-2020-23)):
(Консультация эксперта, 2025)Аналогичные рекомендации по выделению работодателем комнаты для приема пищи в отсутствие столовой утверждены при отдельных формах организации работы или для отдельных производств, в частности (п. 4.8 МР 3.1/2.2.0176/1-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24), п. 5 МР 3.1/2.1.0194-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2020), п. 16 МР 3.1/2.1.0192-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020), п. 6 МР 3.1/2.1.0202-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.07.2020), разд. 3 МР 3.1/2.1.0182-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 20.05.2020 N 02/9876-2020-23)):
Статья: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Учитывая, что с момента подготовки разъяснений Роспотребнадзора прошло 13 лет, за которые регулирование отношений в сфере туризма существенно изменилось, необходимо нормативно закрепить новую классификацию субъектов туристской деятельности в зависимости от связи с реализацией туристского продукта:
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Учитывая, что с момента подготовки разъяснений Роспотребнадзора прошло 13 лет, за которые регулирование отношений в сфере туризма существенно изменилось, необходимо нормативно закрепить новую классификацию субъектов туристской деятельности в зависимости от связи с реализацией туристского продукта:
Вопрос: Вправе ли работодатель установить запрет на прием пищи на рабочем месте?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Также Роспотребнадзором утверждены соответствующие рекомендации, предусматривающие установление запрета на прием пищи на рабочем месте при отдельных формах организации работы или для отдельных производств, в частности (п. 4.8 МР 3.1/2.2.0176/1-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24), п. 5 МР 3.1/2.1.0194-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2020), п. 16 МР 3.1/2.1.0192-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020), п. 6 МР 3.1/2.1.0202-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.07.2020), разд. 3 МР 3.1/2.1.0182-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 20.05.2020 N 02/9876-2020-23)):
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Также Роспотребнадзором утверждены соответствующие рекомендации, предусматривающие установление запрета на прием пищи на рабочем месте при отдельных формах организации работы или для отдельных производств, в частности (п. 4.8 МР 3.1/2.2.0176/1-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24), п. 5 МР 3.1/2.1.0194-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2020), п. 16 МР 3.1/2.1.0192-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020), п. 6 МР 3.1/2.1.0202-20 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.07.2020), разд. 3 МР 3.1/2.1.0182-20 (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 20.05.2020 N 02/9876-2020-23)):