Роспотребнадзор изоляция
Подборка наиболее важных документов по запросу Роспотребнадзор изоляция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 N 17АП-12568/2022-ГК по делу N А60-59286/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки истца на протокол N 17 Регионального оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - региональный штаб) обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как решения регионального штаба носят рекомендательный характер, а кроме того, рекомендация принять меры по изоляции работников, а также обеспечить исполнение обязательных мероприятий согласно предписаниям Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре NN 170/э, 171/э, 175/э, 182/э, 185/э, 186/э, не свидетельствует, что ответчик в данном случае является обязанным лицом по отношению к своим работникам в части обеспечения их лабораторными исследованиями.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки истца на протокол N 17 Регионального оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - региональный штаб) обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как решения регионального штаба носят рекомендательный характер, а кроме того, рекомендация принять меры по изоляции работников, а также обеспечить исполнение обязательных мероприятий согласно предписаниям Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре NN 170/э, 171/э, 175/э, 182/э, 185/э, 186/э, не свидетельствует, что ответчик в данном случае является обязанным лицом по отношению к своим работникам в части обеспечения их лабораторными исследованиями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Работа органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показала возможность обеспечения баланса интересов. При этом деятельность органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в этих условиях была нацелена не только на принятие мер для обеспечения безопасности населения, но и на защиту трудовых, социальных и иных прав граждан. Так, в суды направлялись иски о взыскании заработной платы и выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных задач медработниками, оказывающими помощь заболевшим гражданам; признании отношений трудовыми; возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами, об оснащении медицинских организаций и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты; запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от COVID-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки; приостановлении деятельности по предоставлению услуг и др. <8>. Права граждан защищались прокурорами и при реализации полномочий по участию в делах, в том числе по искам органов Роспотребнадзора о принудительной госпитализации в медицинские учреждения, принудительной изоляции по месту пребывания (жительства), а также при вступлении в процесс в порядке ч. 7 ст. 39 КАС для дачи заключения.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Работа органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показала возможность обеспечения баланса интересов. При этом деятельность органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в этих условиях была нацелена не только на принятие мер для обеспечения безопасности населения, но и на защиту трудовых, социальных и иных прав граждан. Так, в суды направлялись иски о взыскании заработной платы и выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных задач медработниками, оказывающими помощь заболевшим гражданам; признании отношений трудовыми; возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами, об оснащении медицинских организаций и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты; запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от COVID-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки; приостановлении деятельности по предоставлению услуг и др. <8>. Права граждан защищались прокурорами и при реализации полномочий по участию в делах, в том числе по искам органов Роспотребнадзора о принудительной госпитализации в медицинские учреждения, принудительной изоляции по месту пребывания (жительства), а также при вступлении в процесс в порядке ч. 7 ст. 39 КАС для дачи заключения.
Статья: Правовые проблемы разработки и внедрения механизмов защиты конституционных прав граждан в условиях пандемии COVID-19
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
Готовое решение: В каком порядке проводятся предвахтовые медицинские осмотры
(КонсультантПлюс, 2025)Если у работников, находящихся в обсерваторе перед направлением на вахту, положительный результат исследования на COVID-19 методом ПЦР и (или) выявлено наличие антител IgM, они должны быть госпитализированы в медицинскую организацию. А лица, контактировавшие с ними, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению (п. 1.6 Методических рекомендаций МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленных Письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24, Письмо Роспотребнадзора от 17.08.2020 N 02/16825-2020-32).
(КонсультантПлюс, 2025)Если у работников, находящихся в обсерваторе перед направлением на вахту, положительный результат исследования на COVID-19 методом ПЦР и (или) выявлено наличие антител IgM, они должны быть госпитализированы в медицинскую организацию. А лица, контактировавшие с ними, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению (п. 1.6 Методических рекомендаций МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленных Письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24, Письмо Роспотребнадзора от 17.08.2020 N 02/16825-2020-32).
Статья: Особенности грузоперевозок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ранее установленные меры об обязательной изоляции на 14 дней, закрепленные в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (ред. от 19.03.2020), также не распространялись на водителей и экипаж, осуществляющих международные грузоперевозки (Письмо Роспотребнадзора от 23.03.2020 N 02/4745-2020-32; Письмо Роспотребнадзора от 29.04.2020 N 02/8280-2020-32).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ранее установленные меры об обязательной изоляции на 14 дней, закрепленные в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (ред. от 19.03.2020), также не распространялись на водителей и экипаж, осуществляющих международные грузоперевозки (Письмо Роспотребнадзора от 23.03.2020 N 02/4745-2020-32; Письмо Роспотребнадзора от 29.04.2020 N 02/8280-2020-32).
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)"9.1.3. Соблюдать постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного Государственного санитарного врача РФ, санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому.
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)"9.1.3. Соблюдать постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного Государственного санитарного врача РФ, санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обратилось с административным иском к гражданке о принудительной госпитализации, поскольку ответчица является потенциальным источником инфекции, создавая угрозу жизни и здоровью граждан. Судом было установлено, что постановлением главного государственного санитарного врача было поручено поместить ответчицу в инфекционный стационар для проведения обязательного медицинского осмотра, изоляции и медицинского наблюдения, однако последняя отказалась от госпитализации в медицинское учреждение. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия административный иск был удовлетворен. Следует отметить, что на момент совершения противоправных действий отсутствовала вакцина, предотвращающая или смягчающая тяжкие последствия этого инфекционного заболевания.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обратилось с административным иском к гражданке о принудительной госпитализации, поскольку ответчица является потенциальным источником инфекции, создавая угрозу жизни и здоровью граждан. Судом было установлено, что постановлением главного государственного санитарного врача было поручено поместить ответчицу в инфекционный стационар для проведения обязательного медицинского осмотра, изоляции и медицинского наблюдения, однако последняя отказалась от госпитализации в медицинское учреждение. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия административный иск был удовлетворен. Следует отметить, что на момент совершения противоправных действий отсутствовала вакцина, предотвращающая или смягчающая тяжкие последствия этого инфекционного заболевания.
Статья: Право на охрану здоровья и домашний арест: проблемы регулирования и правоприменения
(Юрьев С.С., Короткова П.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)Из приведенной таблицы видно, что при недостаточной двигательной активности поражаются основные жизненно важные системы организма; этот фактор риска оценивается как неприемлемый для здоровья <6>. По данным ВОЗ, недостаточная физическая активность в 30% случаев является причиной ишемической болезни сердца, около 25% - рака толстой кишки и в 27% случаев - диабета <7>. Лицо, пребывающее под домашним арестом, зачастую бывает лишено возможности своевременно посещать врача, поэтому использует "самолечение", что характеризуется Роспотребнадзором как "безответственное медицинское поведение" и по матрице оценки риска дает комплексные оценки, которые приближаются к 100%. Таким образом, можно констатировать, что длительное пребывание в вынужденной изоляции влечет существенное ухудшение состояния здоровья лица, которое находится в таких условиях, и преждевременную его смерть.
(Юрьев С.С., Короткова П.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)Из приведенной таблицы видно, что при недостаточной двигательной активности поражаются основные жизненно важные системы организма; этот фактор риска оценивается как неприемлемый для здоровья <6>. По данным ВОЗ, недостаточная физическая активность в 30% случаев является причиной ишемической болезни сердца, около 25% - рака толстой кишки и в 27% случаев - диабета <7>. Лицо, пребывающее под домашним арестом, зачастую бывает лишено возможности своевременно посещать врача, поэтому использует "самолечение", что характеризуется Роспотребнадзором как "безответственное медицинское поведение" и по матрице оценки риска дает комплексные оценки, которые приближаются к 100%. Таким образом, можно констатировать, что длительное пребывание в вынужденной изоляции влечет существенное ухудшение состояния здоровья лица, которое находится в таких условиях, и преждевременную его смерть.