Роль федерального казначейства
Подборка наиболее важных документов по запросу Роль федерального казначейства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы казначейского сопровождения контрактов
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)В современный период развития российского государства с необходимостью решения многих сложных и важных задач, что требует соответствующего финансового обеспечения, особое значение приобретает совершенствование бюджетного законодательства, направленное на целевое и эффективное использование бюджетных средств, что влияет на повышение эффективности государственного управления в целом <1>. К таким изменениям следует отнести и совершенствование положений об исполнении бюджетов и усиление роли Федерального казначейства в данном процессе, что выразилось во включении в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ ряда новых институтов (гл. 24.2 "Система казначейских платежей", гл. 24.3 "Казначейское обслуживание", гл. 24.4 "Казначейское сопровождение" и других положений) <2>.
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)В современный период развития российского государства с необходимостью решения многих сложных и важных задач, что требует соответствующего финансового обеспечения, особое значение приобретает совершенствование бюджетного законодательства, направленное на целевое и эффективное использование бюджетных средств, что влияет на повышение эффективности государственного управления в целом <1>. К таким изменениям следует отнести и совершенствование положений об исполнении бюджетов и усиление роли Федерального казначейства в данном процессе, что выразилось во включении в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ ряда новых институтов (гл. 24.2 "Система казначейских платежей", гл. 24.3 "Казначейское обслуживание", гл. 24.4 "Казначейское сопровождение" и других положений) <2>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> О правовом статусе Федерального казначейства см. подробнее: Артюхин Р.Е. Казначейство: становление и развитие. От кассового к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов // Финансы. 2022. N 1. С. 3 - 6; Он же. Роль Казначейства России в реализации стратегических задач государства // Финансы. 2018. N 6. С. 3 - 6; Он же. Казначейство как государственный аудитор. Praemonitus, praemunitus // Бюджет. 2018. N 10 (190). С. 42 - 44; Он же. Казначейство России: от проверок к управлению рисками // Финансы. 2017. N 6. С. 13 - 16; Он же. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. 2016. N 3. С. 3 - 7; Демидов А. "Родовая функция" Федерального казначейства // Государственная служба. 2015. N 1 (93) и др.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> О правовом статусе Федерального казначейства см. подробнее: Артюхин Р.Е. Казначейство: становление и развитие. От кассового к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов // Финансы. 2022. N 1. С. 3 - 6; Он же. Роль Казначейства России в реализации стратегических задач государства // Финансы. 2018. N 6. С. 3 - 6; Он же. Казначейство как государственный аудитор. Praemonitus, praemunitus // Бюджет. 2018. N 10 (190). С. 42 - 44; Он же. Казначейство России: от проверок к управлению рисками // Финансы. 2017. N 6. С. 13 - 16; Он же. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. 2016. N 3. С. 3 - 7; Демидов А. "Родовая функция" Федерального казначейства // Государственная служба. 2015. N 1 (93) и др.
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Статья представляет собой одно из первых исследований проблем правового регулирования финансового обеспечения публичных закупок в России. Наглядно рассмотрены и проанализированы как действующая модель финансового обеспечения публичных закупок в России, так и иные, возможные к использованию в финансировании сферы закупок модели. В целях разумного сочетания публичных и частных интересов предложено усилить роль Федерального казначейства в части финансового обеспечения публичных закупок, максимально ограничив участие коммерческих банков из публичных закупок. На основании проведенного анализа сформулированы авторские определения казначейского аккредитива, единого казначейского счета (ЕКС) и единого налогового счета (ЕНС), предложенные к использованию в рамках казначейско-стимулирующей модели финансового обеспечения публичных закупок. Определена необходимость расширения полномочий Федерального казначейства в сфере публичных закупок по реализации финансового контроля и бюджетного мониторинга, что позволит не только санкционировать и подтверждать факт приемки выполненного обязательства, но и осуществлять мониторинг планирования и обоснования заказчиками потребности в товарах, работах, услугах, включая определение их стоимости. Предложено применение казначейского сопровождения, включая возможность использования казначейского аккредитива по всем без исключения контрактам. Авторские варианты использования ЕКС и ЕНС в рамках казначейского обслуживания будут способствовать: эффективному и целевому расходу бюджетных средств; оперативной, адресной финансовой помощи национальным производителям со стороны государства; снижению трансакционных издержек как заказчика, так и хозяйствующих субъектов; прямому бюджетному кредитованию реального производственного сектора; повышению привлекательности закупок и конкуренции на торгах; уменьшению коррупционных проявлений и иных злоупотреблений в сфере закупок.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Статья представляет собой одно из первых исследований проблем правового регулирования финансового обеспечения публичных закупок в России. Наглядно рассмотрены и проанализированы как действующая модель финансового обеспечения публичных закупок в России, так и иные, возможные к использованию в финансировании сферы закупок модели. В целях разумного сочетания публичных и частных интересов предложено усилить роль Федерального казначейства в части финансового обеспечения публичных закупок, максимально ограничив участие коммерческих банков из публичных закупок. На основании проведенного анализа сформулированы авторские определения казначейского аккредитива, единого казначейского счета (ЕКС) и единого налогового счета (ЕНС), предложенные к использованию в рамках казначейско-стимулирующей модели финансового обеспечения публичных закупок. Определена необходимость расширения полномочий Федерального казначейства в сфере публичных закупок по реализации финансового контроля и бюджетного мониторинга, что позволит не только санкционировать и подтверждать факт приемки выполненного обязательства, но и осуществлять мониторинг планирования и обоснования заказчиками потребности в товарах, работах, услугах, включая определение их стоимости. Предложено применение казначейского сопровождения, включая возможность использования казначейского аккредитива по всем без исключения контрактам. Авторские варианты использования ЕКС и ЕНС в рамках казначейского обслуживания будут способствовать: эффективному и целевому расходу бюджетных средств; оперативной, адресной финансовой помощи национальным производителям со стороны государства; снижению трансакционных издержек как заказчика, так и хозяйствующих субъектов; прямому бюджетному кредитованию реального производственного сектора; повышению привлекательности закупок и конкуренции на торгах; уменьшению коррупционных проявлений и иных злоупотреблений в сфере закупок.
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское обслуживание охватывает, в отличие от ранее действовавшего кассового обслуживания, не только исполнение бюджетов, но и операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также юридических лиц - неучастников бюджетного процесса. Участие Федерального казначейства в платежах со средствами неучастников бюджетного процесса - явление не новое. Так, в Российской Федерации начиная с 2015 г. функционировала система казначейского сопровождения бюджетов, введение которой было обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за бюджетными средствами, предоставленными неучастникам бюджетного процесса для исполнения государственных контрактов. В новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль принадлежит Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства. Действующая система казначейского исполнения бюджета, как и ее предшественник - аналог - казначейское сопровождение, призвана противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований - решены.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское обслуживание охватывает, в отличие от ранее действовавшего кассового обслуживания, не только исполнение бюджетов, но и операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также юридических лиц - неучастников бюджетного процесса. Участие Федерального казначейства в платежах со средствами неучастников бюджетного процесса - явление не новое. Так, в Российской Федерации начиная с 2015 г. функционировала система казначейского сопровождения бюджетов, введение которой было обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за бюджетными средствами, предоставленными неучастникам бюджетного процесса для исполнения государственных контрактов. В новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль принадлежит Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства. Действующая система казначейского исполнения бюджета, как и ее предшественник - аналог - казначейское сопровождение, призвана противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований - решены.
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Следует учитывать, что с 1 января 2021 г. существенным изменениям была подвергнута система исполнения бюджетов с одновременной модификацией правового статуса ее основного участника - Федерального казначейства <34>. Существенное отличие бюджетных норм заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ключевым моментом для исследования является не сам факт перехода, а характеристика содержания понятия "казначейское обслуживание" <35>, определяемое через внедрение системы казначейских платежей, под которой ст. 242.7 Бюджетного кодекса РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Таким образом, в новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль отводится Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства, при этом действующая система казначейского исполнения бюджета призвана повысить эффективность бюджетных процессов, противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований решены <36>.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Следует учитывать, что с 1 января 2021 г. существенным изменениям была подвергнута система исполнения бюджетов с одновременной модификацией правового статуса ее основного участника - Федерального казначейства <34>. Существенное отличие бюджетных норм заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ключевым моментом для исследования является не сам факт перехода, а характеристика содержания понятия "казначейское обслуживание" <35>, определяемое через внедрение системы казначейских платежей, под которой ст. 242.7 Бюджетного кодекса РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Таким образом, в новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль отводится Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства, при этом действующая система казначейского исполнения бюджета призвана повысить эффективность бюджетных процессов, противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований решены <36>.