РОИВ
Подборка наиболее важных документов по запросу РОИВ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Региональный орган исполнительной власти по земельным и имущественным отношениям включил объект недвижимости с видом разрешенного использования "под производственную базу" в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, так как в соответствии со сведениями из ЕГРН спорный объект имеет наименование "административное здание". Суд признал неправомерным включение объекта в перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривал возможность размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а фактический вид использования здания не отвечал критериям, предусмотренным подп. 1 - 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ для объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Суд отметил, что здание не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Региональный орган исполнительной власти по земельным и имущественным отношениям включил объект недвижимости с видом разрешенного использования "под производственную базу" в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, так как в соответствии со сведениями из ЕГРН спорный объект имеет наименование "административное здание". Суд признал неправомерным включение объекта в перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривал возможность размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а фактический вид использования здания не отвечал критериям, предусмотренным подп. 1 - 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ для объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Суд отметил, что здание не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24.7 "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Системный анализ следующих норм: статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), пункта 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, пунктов 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, пунктов 2, 6 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ, пункта 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацев двадцатого, двадцать второго пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделов VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16), пункта 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункта 43(1) Основ ценообразования, пункта 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункта 43(1) Основ ценообразования, - позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие полномочия возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Система и структура исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ч. 3 ст. 31 Закона о публичной власти в субъектах РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Система и структура исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ч. 3 ст. 31 Закона о публичной власти в субъектах РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТА
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТА
Статья: Субсидии как меры государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса: отдельные аспекты надзорной деятельности
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Исследовать стадию заключения гражданско-правовых договоров с поставщиками (по приобретению оборудования для производственных целей) и (или) подрядчиками (при выполнении строительно-монтажных работ). При этом отдельное внимание акцентировать на вопросах: экономической обоснованности цены договора (с учетом базовых принципов свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела участников гражданских правоотношений); действительности хозяйственной деятельности контрагентов и их реальной возможности исполнить принятые на себя обязательства. Так, в рамках выполнения указанной задачи эффективны как имеющиеся в распоряжении органов прокуратуры информационно-аналитические ресурсы (например, "Спарк.Интерфакс"), так и межведомственное информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (региональные и межрегиональные управления ФНС России и Росфинмониторинга соответственно).
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Исследовать стадию заключения гражданско-правовых договоров с поставщиками (по приобретению оборудования для производственных целей) и (или) подрядчиками (при выполнении строительно-монтажных работ). При этом отдельное внимание акцентировать на вопросах: экономической обоснованности цены договора (с учетом базовых принципов свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела участников гражданских правоотношений); действительности хозяйственной деятельности контрагентов и их реальной возможности исполнить принятые на себя обязательства. Так, в рамках выполнения указанной задачи эффективны как имеющиеся в распоряжении органов прокуратуры информационно-аналитические ресурсы (например, "Спарк.Интерфакс"), так и межведомственное информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (региональные и межрегиональные управления ФНС России и Росфинмониторинга соответственно).
Ситуация: Какова ответственность застройщика по договору участия в долевом строительстве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чтобы инициировать привлечение застройщика к административной ответственности по данным статьям, дольщик может обратиться в управление Роспотребнадзора по субъекту РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства (п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ст. ст. 23.49, 23.64 КоАП РФ; ч. 2, п. 7 ч. 6 ст. 23, ст. 23.5 Закона N 214-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чтобы инициировать привлечение застройщика к административной ответственности по данным статьям, дольщик может обратиться в управление Роспотребнадзора по субъекту РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства (п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ст. ст. 23.49, 23.64 КоАП РФ; ч. 2, п. 7 ч. 6 ст. 23, ст. 23.5 Закона N 214-ФЗ).
Статья: Бездействие жилищной инспекции подрывает доверие граждан к органам государственной власти
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Жилищная инспекция является региональным исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Жилищная инспекция является региональным исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Статья: Подготовка населения и сотрудников экстренных оперативных служб к оказанию первой помощи как важнейшая составляющая защиты от чрезвычайных ситуаций
(Никитин А.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)Дальнейшее развитие системы оказания первой помощи требует принятия Концепции развития первой помощи в Российской Федерации и максимального вовлечения федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных и некоммерческих организаций.
(Никитин А.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)Дальнейшее развитие системы оказания первой помощи требует принятия Концепции развития первой помощи в Российской Федерации и максимального вовлечения федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных и некоммерческих организаций.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Однако использование земельных участков, необходимых для пользования недрами в целях образования ООГО, на основании сервитута осложняется тем, что такие земельные участки преимущественно предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям, управляющим соответствующей ООПТ. В связи с этим соглашение об установлении сервитута в отношении таких земельных участков может быть заключено при наличии согласия как указанного государственного учреждения, так и федерального или регионального органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится <26>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Однако использование земельных участков, необходимых для пользования недрами в целях образования ООГО, на основании сервитута осложняется тем, что такие земельные участки преимущественно предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям, управляющим соответствующей ООПТ. В связи с этим соглашение об установлении сервитута в отношении таких земельных участков может быть заключено при наличии согласия как указанного государственного учреждения, так и федерального или регионального органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится <26>.
Ситуация: Каковы общие требования к медицинской организации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Должности руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным и региональным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, их заместителей и руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, не могут замещаться лицами в возрасте старше 65 лет. В установленном законом порядке срок пребывания этих лиц в указанной должности может быть продлен до 70 лет (ч. 8 - 10 ст. 350 ТК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Должности руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным и региональным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, их заместителей и руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, не могут замещаться лицами в возрасте старше 65 лет. В установленном законом порядке срок пребывания этих лиц в указанной должности может быть продлен до 70 лет (ч. 8 - 10 ст. 350 ТК РФ).
Статья: К вопросу о видах организаций в сфере обеспечения продовольственной безопасности в России
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Образовательные организации осуществляют кадровое обеспечение сельского хозяйства на основе двухуровневой организации государственного управления: 1) подведомственные региональным органам исполнительной власти профессиональные образовательные организации готовят кадры среднего звена в сфере агробизнеса, механизации сельского хозяйства, агротехнологической, гидромелиоративной и иных сферах; 2) находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Минсельхоза России, вузы удовлетворяют потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, а также научно-педагогических кадрах. В.М. Манохин отмечал первоочередное значение кадров для государственного управления и его отраслей, в том числе работников низового уровня, указывая на общемировую тенденцию перехода к формированию отраслевого управления, в том числе в области экономики, снизу вверх, когда приоритет отдается подготовке специалистов для непосредственного обслуживания отрасли, а не наполнению высшего звена управления <10>.
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Образовательные организации осуществляют кадровое обеспечение сельского хозяйства на основе двухуровневой организации государственного управления: 1) подведомственные региональным органам исполнительной власти профессиональные образовательные организации готовят кадры среднего звена в сфере агробизнеса, механизации сельского хозяйства, агротехнологической, гидромелиоративной и иных сферах; 2) находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Минсельхоза России, вузы удовлетворяют потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, а также научно-педагогических кадрах. В.М. Манохин отмечал первоочередное значение кадров для государственного управления и его отраслей, в том числе работников низового уровня, указывая на общемировую тенденцию перехода к формированию отраслевого управления, в том числе в области экономики, снизу вверх, когда приоритет отдается подготовке специалистов для непосредственного обслуживания отрасли, а не наполнению высшего звена управления <10>.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 22.01.2025 N 03-05-04-01/4709 <Площадь торгового объекта для налоговых целей оценивают с учетом вспомогательных помещений>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Недвижимость относится к торговым центрам или комплексам, в частности, если для размещения торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания используется не менее 20% от общей площади. В этом случае считается, что здание, строение или сооружение фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания. При определении площади торгового объекта в целях проверки критерия ст. 378.2 НК РФ Минфин России требует учитывать в том числе площади подсобных, административно-бытовых и аналогичных помещений этого объекта. Если на основании ст. 378.2 НК РФ, данных ЕГРН и документов технического учета или инвентаризации невозможно однозначно определить вид фактического использования здания, строения, сооружения или помещения, то решать этот вопрос уполномочен региональный орган исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным в субъекте РФ.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Недвижимость относится к торговым центрам или комплексам, в частности, если для размещения торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания используется не менее 20% от общей площади. В этом случае считается, что здание, строение или сооружение фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания. При определении площади торгового объекта в целях проверки критерия ст. 378.2 НК РФ Минфин России требует учитывать в том числе площади подсобных, административно-бытовых и аналогичных помещений этого объекта. Если на основании ст. 378.2 НК РФ, данных ЕГРН и документов технического учета или инвентаризации невозможно однозначно определить вид фактического использования здания, строения, сооружения или помещения, то решать этот вопрос уполномочен региональный орган исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным в субъекте РФ.
Готовое решение: Как формируются перечни инновационной, высокотехнологичной продукции для целей осуществления закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, на региональном уровне перечни инновационной, высокотехнологичной продукции могут формироваться на основании решений региональных органов исполнительной власти.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, на региональном уровне перечни инновационной, высокотехнологичной продукции могут формироваться на основании решений региональных органов исполнительной власти.
Статья: Конкуренция процедур пересмотра кадастровой стоимости: статьи 16 и 21 Закона о кадастровой оценке
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)Как уже было отмечено, ст. 21 Закона о кадастровой оценке не признает права учреждения исправить ошибку по собственной инициативе без заявления третьего лица. Не приведет ли тогда предложенный подход, предполагающий частичную неприменимость ст. 16 Закона о кадастровой оценке, к тому, что ошибка вовсе останется без исправления, поскольку правообладатель, исходя из своих имущественных интересов, не будет обращаться за ее исправлением? Такое опасение напрасно. Учреждение создается на уровне региона, и региональный орган исполнительной власти управомочен на принятие решения о необходимости исправления ошибки (ч. 25 ст. 21 Закона о кадастровой стоимости). Поэтому выявление ошибки учреждением по смыслу законодательства не может остаться без внимания, но может и должно привести к ее исправлению через доведение информации о ней до регионального органа.
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)Как уже было отмечено, ст. 21 Закона о кадастровой оценке не признает права учреждения исправить ошибку по собственной инициативе без заявления третьего лица. Не приведет ли тогда предложенный подход, предполагающий частичную неприменимость ст. 16 Закона о кадастровой оценке, к тому, что ошибка вовсе останется без исправления, поскольку правообладатель, исходя из своих имущественных интересов, не будет обращаться за ее исправлением? Такое опасение напрасно. Учреждение создается на уровне региона, и региональный орган исполнительной власти управомочен на принятие решения о необходимости исправления ошибки (ч. 25 ст. 21 Закона о кадастровой стоимости). Поэтому выявление ошибки учреждением по смыслу законодательства не может остаться без внимания, но может и должно привести к ее исправлению через доведение информации о ней до регионального органа.