Родной русский язык
Подборка наиболее важных документов по запросу Родной русский язык (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Язык уголовного судопроизводства" УПК РФ"Между тем, по смыслу ст. 18 УПК РФ, право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке, не являющемся русским, а также пользоваться помощью переводчика, должно быть обеспечено только участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обращения, связанные с изучением государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации, а также изучение предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература", "Русский язык", "Литературное чтение".
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
Статья: О некоторых вопросах получения российского гражданства носителями русского языка
(Куликовская Л.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Вследствие чего нередко возникали ситуации, когда иностранный гражданин постсоветского пространства, по существу с двумя родными языками, русским в том числе, но с низким уровнем образования, не соответствовал требованиям, предъявляемым законом, и члены Комиссии вынуждены были голосовать против.
(Куликовская Л.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Вследствие чего нередко возникали ситуации, когда иностранный гражданин постсоветского пространства, по существу с двумя родными языками, русским в том числе, но с низким уровнем образования, не соответствовал требованиям, предъявляемым законом, и члены Комиссии вынуждены были голосовать против.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.01.2002 N 8-ФЗ
(ред. от 24.04.2020, с изм. от 30.09.2024)
"О Всероссийской переписи населения"владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки);
(ред. от 24.04.2020, с изм. от 30.09.2024)
"О Всероссийской переписи населения"владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки);
"Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)Помимо выяснения таких юридически значимых обстоятельств, как состояние здоровья, род занятий, круг общения, финансовые, жилищные условия усыновителей, их личностные качества, суды исследовали также вопрос о том, владеют ли усыновители русским языком. Если усыновители не владели русским языком, то суд выяснял, каким образом они планируют преодолевать языковой барьер с учетом возраста ребенка и периода, необходимого для его адаптации и овладения языком страны проживания. Обобщение практики показало, что, как правило, усыновители планировали прибегать к помощи знакомых и родных, владеющих русским языком, педагогов либо они имели русскоговорящую домработницу или няню. Кроме того, некоторые усыновители планировали устроить детей в дошкольные либо школьные учреждения, в которых имелись русскоговорящие воспитатели и педагоги. Другие усыновители имели договоренность с частными лицами, владеющими русским языком, о том, что они помогут ребенку изучить иностранный язык.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)Помимо выяснения таких юридически значимых обстоятельств, как состояние здоровья, род занятий, круг общения, финансовые, жилищные условия усыновителей, их личностные качества, суды исследовали также вопрос о том, владеют ли усыновители русским языком. Если усыновители не владели русским языком, то суд выяснял, каким образом они планируют преодолевать языковой барьер с учетом возраста ребенка и периода, необходимого для его адаптации и овладения языком страны проживания. Обобщение практики показало, что, как правило, усыновители планировали прибегать к помощи знакомых и родных, владеющих русским языком, педагогов либо они имели русскоговорящую домработницу или няню. Кроме того, некоторые усыновители планировали устроить детей в дошкольные либо школьные учреждения, в которых имелись русскоговорящие воспитатели и педагоги. Другие усыновители имели договоренность с частными лицами, владеющими русским языком, о том, что они помогут ребенку изучить иностранный язык.
Статья: Языковая политика в интересах поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Для выстраивания дальнейшего законодательного регулирования в сфере поддержания языкового многообразия и формирования основных направлений языковой политики с учетом интересов поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан существенным представляется получение в ходе ВПН информации о владении языками, имея в виду родной язык, русский язык, другой язык (языки). Такая информация может быть принята во внимание при дальнейшем развитии законодательного "языкового" регулирования, поскольку ориентирована на получение существенного объема данных о владении языками.
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Для выстраивания дальнейшего законодательного регулирования в сфере поддержания языкового многообразия и формирования основных направлений языковой политики с учетом интересов поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан существенным представляется получение в ходе ВПН информации о владении языками, имея в виду родной язык, русский язык, другой язык (языки). Такая информация может быть принята во внимание при дальнейшем развитии законодательного "языкового" регулирования, поскольку ориентирована на получение существенного объема данных о владении языками.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обследование детей осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия; обследование является бесплатным. Для проведения обследования родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют весьма объемный перечень документов, характеризующих состояние здоровья ребенка, а также его учебной деятельности - письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обследование детей осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия; обследование является бесплатным. Для проведения обследования родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют весьма объемный перечень документов, характеризующих состояние здоровья ребенка, а также его учебной деятельности - письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка;
Статья: Организация культурно-воспитательной работы в отечественных пенитенциарных учреждениях в первой половине XX в.
(Сивова А.А., Костромина Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)После Октябрьской революции в РСФСР большое внимание уделялось культурно-воспитательной работе с населением, частью которой являлась ликвидация безграмотности. Так, 26 декабря 1919 г. принят Декрет Совета Народных Комиссаров "О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.", регламентирующий основные положения данного процесса: все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию; срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов по принадлежности в соответствии с общими планами по ликвидации безграмотности на местах; привлечение к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всего грамотного населения страны, не призванного в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения; обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых на милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращался на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы; в качестве мест обучения предоставлялись народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т.п. Уклоняющиеся от установленных декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности <1>.
(Сивова А.А., Костромина Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)После Октябрьской революции в РСФСР большое внимание уделялось культурно-воспитательной работе с населением, частью которой являлась ликвидация безграмотности. Так, 26 декабря 1919 г. принят Декрет Совета Народных Комиссаров "О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.", регламентирующий основные положения данного процесса: все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию; срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов по принадлежности в соответствии с общими планами по ликвидации безграмотности на местах; привлечение к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всего грамотного населения страны, не призванного в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения; обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых на милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращался на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы; в качестве мест обучения предоставлялись народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т.п. Уклоняющиеся от установленных декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности <1>.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В свою очередь, в 1980 году американский философ Джон Серль написал статью, вызвавшую большой резонанс в научном сообществе и довольно оживленные дискуссии по теме самой статьи. Дело в том, что в своей публикации Серль описал модель, получившую впоследствии название "Китайская комната", данная модель представляла не что иное, как мысленный эксперимент, суть которого заключалась в следующем: некий человек, находящийся внутри комнаты и не знающий китайского языка, имеет набор точных инструкций на своем родном языке, допустим русском, с описанием конкретных манипуляций иероглифами, по типу "Возьмите такой-то иероглиф из корзинки номер один и поместите его рядом с таким-то иероглифом из корзинки номер два", при этом в этих инструкциях отсутствует информация о значении имеющихся иероглифов, человек просто следует этим инструкциям. Таким образом, для внешнего наблюдателя складывается впечатление, что перед ним протекает некий обычный диалог на китайском языке. Фактически инструкция представляет собой подобие компьютерного алгоритма, а человек, участвующий в этом мысленном эксперименте, просто исполняет алгоритм так же, как его исполнил бы компьютер <307>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В свою очередь, в 1980 году американский философ Джон Серль написал статью, вызвавшую большой резонанс в научном сообществе и довольно оживленные дискуссии по теме самой статьи. Дело в том, что в своей публикации Серль описал модель, получившую впоследствии название "Китайская комната", данная модель представляла не что иное, как мысленный эксперимент, суть которого заключалась в следующем: некий человек, находящийся внутри комнаты и не знающий китайского языка, имеет набор точных инструкций на своем родном языке, допустим русском, с описанием конкретных манипуляций иероглифами, по типу "Возьмите такой-то иероглиф из корзинки номер один и поместите его рядом с таким-то иероглифом из корзинки номер два", при этом в этих инструкциях отсутствует информация о значении имеющихся иероглифов, человек просто следует этим инструкциям. Таким образом, для внешнего наблюдателя складывается впечатление, что перед ним протекает некий обычный диалог на китайском языке. Фактически инструкция представляет собой подобие компьютерного алгоритма, а человек, участвующий в этом мысленном эксперименте, просто исполняет алгоритм так же, как его исполнил бы компьютер <307>.
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)родной язык из числа языков народов РФ - в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)родной язык из числа языков народов РФ - в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка;
Ситуация: Какими правами обладают соотечественники, проживающие за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанные в п. 2 данного раздела лица признают свою принадлежность к соотечественникам в силу самоидентификации, подкрепляя это общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов РФ, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с РФ, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с РФ (п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанные в п. 2 данного раздела лица признают свою принадлежность к соотечественникам в силу самоидентификации, подкрепляя это общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов РФ, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с РФ, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с РФ (п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)<2> См., например: Винокуров В.А. Право человека и гражданина на пользование родным русским языком при изучении правовой литературы // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 8. С. 30 - 34; Винокуров В.А. Свобода научного творчества и проблемы публикации результатов научных исследований в области права // Теория государства и права. 2018. N 2. С. 12 - 18.
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)<2> См., например: Винокуров В.А. Право человека и гражданина на пользование родным русским языком при изучении правовой литературы // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 8. С. 30 - 34; Винокуров В.А. Свобода научного творчества и проблемы публикации результатов научных исследований в области права // Теория государства и права. 2018. N 2. С. 12 - 18.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Понятие "родной язык", как правило, соотносится с этническим, "материнским" языком. Это язык своей народности независимо от степени владения им, он является одним из основных показателей национальной принадлежности. Иногда "родной язык" выступает синонимом национального языка, в частности, когда "родной язык" противопоставляется "русскому языку" обучения, при этом русский язык функционально используется, как правило, во всех коммуникативных сферах, в то время как другие языки обычно используются в ограниченном кругу сфер.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Понятие "родной язык", как правило, соотносится с этническим, "материнским" языком. Это язык своей народности независимо от степени владения им, он является одним из основных показателей национальной принадлежности. Иногда "родной язык" выступает синонимом национального языка, в частности, когда "родной язык" противопоставляется "русскому языку" обучения, при этом русский язык функционально используется, как правило, во всех коммуникативных сферах, в то время как другие языки обычно используются в ограниченном кругу сфер.