Риски антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Риски антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикризисные меры поддержки субъектов предпринимательства по антимонопольному законодательству России
(Айвазовская И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В связи с изложенным представляется необходимым устранить пробелы в законодательстве, в том числе ввести изменения в Закон о защите конкуренции в части изменения цели "социальное обеспечение населения" на цель, связанную с предоставлением социальных услуг населению, либо ввести законодательную дефиницию "социальное обеспечение населения" для целей предоставления преференций, в отсутствие которой органы власти при предоставлении таких преференций без согласования с антимонопольным органом имеют существенные риски нецелевого предоставления преференций и, как следствие, риски нарушения антимонопольного законодательства.
(Айвазовская И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В связи с изложенным представляется необходимым устранить пробелы в законодательстве, в том числе ввести изменения в Закон о защите конкуренции в части изменения цели "социальное обеспечение населения" на цель, связанную с предоставлением социальных услуг населению, либо ввести законодательную дефиницию "социальное обеспечение населения" для целей предоставления преференций, в отсутствие которой органы власти при предоставлении таких преференций без согласования с антимонопольным органом имеют существенные риски нецелевого предоставления преференций и, как следствие, риски нарушения антимонопольного законодательства.
Ситуация: Как внедрить антимонопольный комплаенс в организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью организации;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью организации;
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
Статья: Современные вызовы и перспективы развития банковской системы России в условиях цифровизации
(Белых В.С.)
("Банковское право", 2024, N 1)С учетом того, что цифровизация экономики банковского сектора сопряжена с рисками нарушения прав потребителей, незаконного использования персональных данных, нарушением законодательства о защите конкуренции, важное значение в указанных условиях приобретает антимонопольный комплаенс. Так, в 2020 г. вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции <17>, в соответствии с которыми введено понятие антимонопольного комплаенса и определены требования к организации внедрения этой системы для хозяйствующих субъектов. Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер организационно-управленческого характера, которые предпринимаются компанией минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства. В свою очередь, антимонопольный комплаенс есть часть цифрового комплаенса, который, как мы полагаем, должен быть организован компаниями, деятельность которых связана с активным использованием информационных технологий. То есть в банковской сфере должен быть банковский комплаенс.
(Белых В.С.)
("Банковское право", 2024, N 1)С учетом того, что цифровизация экономики банковского сектора сопряжена с рисками нарушения прав потребителей, незаконного использования персональных данных, нарушением законодательства о защите конкуренции, важное значение в указанных условиях приобретает антимонопольный комплаенс. Так, в 2020 г. вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции <17>, в соответствии с которыми введено понятие антимонопольного комплаенса и определены требования к организации внедрения этой системы для хозяйствующих субъектов. Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер организационно-управленческого характера, которые предпринимаются компанией минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства. В свою очередь, антимонопольный комплаенс есть часть цифрового комплаенса, который, как мы полагаем, должен быть организован компаниями, деятельность которых связана с активным использованием информационных технологий. То есть в банковской сфере должен быть банковский комплаенс.
Статья: Предоставление хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных преференций в виде передачи имущества в аренду: правовые аспекты соблюдения антимонопольного законодательства
(Айвазовская И.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Предоставление преференций в виде передачи прав пользования имуществом, являясь распространенным видом предоставления органами власти преимуществ хозяйствующим субъектам, сопряжено с рисками нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотренные в настоящей статье правовые аспекты соблюдения антимонопольных требований к предоставлению таких преференций могут способствовать законному, эффективному и конкурентному распоряжению имуществом.
(Айвазовская И.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Предоставление преференций в виде передачи прав пользования имуществом, являясь распространенным видом предоставления органами власти преимуществ хозяйствующим субъектам, сопряжено с рисками нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотренные в настоящей статье правовые аспекты соблюдения антимонопольных требований к предоставлению таких преференций могут способствовать законному, эффективному и конкурентному распоряжению имуществом.
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)ФАС России проводит большую разъяснительную работу по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, принимает методические рекомендации по разработке и применению коммерческих (торгово-сбытовых) политик по отдельным отраслям (рынкам), предлагает компаниям учитывать рекомендации ФАС в локальных нормативных документах по комплаенсу. В ряде случаев при поступлении жалоб на политику ценообразования компаний ФАС России проводит переговоры между всеми заинтересованными лицами и рекомендует (с учетом результатов переговоров) принять (внести изменения) в торговую (коммерческую) политику.
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)ФАС России проводит большую разъяснительную работу по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, принимает методические рекомендации по разработке и применению коммерческих (торгово-сбытовых) политик по отдельным отраслям (рынкам), предлагает компаниям учитывать рекомендации ФАС в локальных нормативных документах по комплаенсу. В ряде случаев при поступлении жалоб на политику ценообразования компаний ФАС России проводит переговоры между всеми заинтересованными лицами и рекомендует (с учетом результатов переговоров) принять (внести изменения) в торговую (коммерческую) политику.
Статья: Об источниках правового регулирования и стандартах формирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и практике ее внедрения в группе АО "ХК "Сибцем"
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Из анализа ст. 9.1 Закона N 135-ФЗ следует, что система антимонопольного комплаенса предполагает добровольность и инициативу хозяйствующего субъекта (компании). Чтобы ее создать, компания принимает внутренний акт, регламентирующий требования к оценке рисков нарушений антимонопольного законодательства, меры по снижению рисков и по контролю их выполнения, а также информацию о должностном лице, которое отвечает за работу всей системы. Этот нормативный минимум компания может расширить по своему усмотрению.
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Из анализа ст. 9.1 Закона N 135-ФЗ следует, что система антимонопольного комплаенса предполагает добровольность и инициативу хозяйствующего субъекта (компании). Чтобы ее создать, компания принимает внутренний акт, регламентирующий требования к оценке рисков нарушений антимонопольного законодательства, меры по снижению рисков и по контролю их выполнения, а также информацию о должностном лице, которое отвечает за работу всей системы. Этот нормативный минимум компания может расширить по своему усмотрению.
Статья: Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)2) меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)2) меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
Статья: Методы антимонопольного регулирования
(Михайлов А.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Подтверждением заметной и даже более возрастающей роли частноправового приема является процесс внедрения антимонопольного комплаенса. Внедрение комплаенса - не обязанность, а право хозяйствующего субъекта. При внедрении антимонопольного комплаенса необходимо принять ряд внутренних актов (п. 2 ст. 9.1), основа содержания которых устанавливается законом (требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности; меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности, и т.д.), но в Законе фактически нет требований к конкретному содержанию этих документов. Антимонопольный комплаенс рассматривается как межотраслевой институт, как система мер, предпринимаемых субъектами предпринимательской деятельности и направленных на учет предпринимательских рисков и предупреждение возможных нарушений антимонопольного законодательства <13>.
(Михайлов А.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Подтверждением заметной и даже более возрастающей роли частноправового приема является процесс внедрения антимонопольного комплаенса. Внедрение комплаенса - не обязанность, а право хозяйствующего субъекта. При внедрении антимонопольного комплаенса необходимо принять ряд внутренних актов (п. 2 ст. 9.1), основа содержания которых устанавливается законом (требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности; меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности, и т.д.), но в Законе фактически нет требований к конкретному содержанию этих документов. Антимонопольный комплаенс рассматривается как межотраслевой институт, как система мер, предпринимаемых субъектами предпринимательской деятельности и направленных на учет предпринимательских рисков и предупреждение возможных нарушений антимонопольного законодательства <13>.
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Законопроект носит принципиальный характер в силу ряда причин. Во-первых, для рынков в географических границах Российской Федерации, а таковых достаточно много, сопоставимым может быть только рынок за ее пределами. В случае принятия законопроекта анализ цены на таких рынках можно будет провести только затратным методом. Во-вторых, при наличии экспорта за пределы Российской Федерации зарубежный рынок может представлять собой экспортную альтернативу для отечественного производителя продукции. Хозяйствующий субъект не сможет принимать такую цену в расчет при ценообразовании на внутреннем рынке, однако должен обеспечить его приоритет в части поставок необходимых объемов продукции. Если учесть еще и предложенные поправки в ст. 8 "Согласованные действия хозяйствующих субъектов", которые исключают возможность оправдывать одновременные действия на рынке изменением цен на товар на мировых товарных рынках, то можно прийти к выводу, что следование ценам на мировых рынках при определении цены на внутреннем рынке само по себе создает риск нарушения антимонопольного законодательства. Некоторые последствия данного подхода для отечественного конкурентного права отмечены выше: акцент на затратном методе определения монопольно высокой цены, потребность в выработке подходов к определению обоснованной рентабельности, опора на российские статистические показатели и параметры прошлых периодов, не всегда имеющие достаточную информативность, предложения по изменению ранее выданных предписаний. В будущем это может привести к закреплению в российском конкурентном праве обособленных правил анализа ценообразования, основанных на ограниченном числе факторов, а в правоприменении в отдельных случаях - к ошибкам первого рода (наказанию невиновных).
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Законопроект носит принципиальный характер в силу ряда причин. Во-первых, для рынков в географических границах Российской Федерации, а таковых достаточно много, сопоставимым может быть только рынок за ее пределами. В случае принятия законопроекта анализ цены на таких рынках можно будет провести только затратным методом. Во-вторых, при наличии экспорта за пределы Российской Федерации зарубежный рынок может представлять собой экспортную альтернативу для отечественного производителя продукции. Хозяйствующий субъект не сможет принимать такую цену в расчет при ценообразовании на внутреннем рынке, однако должен обеспечить его приоритет в части поставок необходимых объемов продукции. Если учесть еще и предложенные поправки в ст. 8 "Согласованные действия хозяйствующих субъектов", которые исключают возможность оправдывать одновременные действия на рынке изменением цен на товар на мировых товарных рынках, то можно прийти к выводу, что следование ценам на мировых рынках при определении цены на внутреннем рынке само по себе создает риск нарушения антимонопольного законодательства. Некоторые последствия данного подхода для отечественного конкурентного права отмечены выше: акцент на затратном методе определения монопольно высокой цены, потребность в выработке подходов к определению обоснованной рентабельности, опора на российские статистические показатели и параметры прошлых периодов, не всегда имеющие достаточную информативность, предложения по изменению ранее выданных предписаний. В будущем это может привести к закреплению в российском конкурентном праве обособленных правил анализа ценообразования, основанных на ограниченном числе факторов, а в правоприменении в отдельных случаях - к ошибкам первого рода (наказанию невиновных).
Статья: Благонадежность контрагентов: конфликт регулирования и его технологическая гармонизация
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)По этой причине, наряду с оценкой полноты соблюдения требований ОТ, ПБ и ООС, образуется необходимость оценки рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства. Особенностью ее является то, что обозначенные категории направлены на оценку непосредственно самого контрагента, но данная категория обозначает необходимость постоянной оценки и мониторинга самой процедуры оценки и отбора контрагентов. В этой связи формируется потребность в классификации и закрытости критериев оценки благонадежности, а также обоснованности отказа в заключении договора с не прошедшими оценку контрагентами.
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)По этой причине, наряду с оценкой полноты соблюдения требований ОТ, ПБ и ООС, образуется необходимость оценки рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства. Особенностью ее является то, что обозначенные категории направлены на оценку непосредственно самого контрагента, но данная категория обозначает необходимость постоянной оценки и мониторинга самой процедуры оценки и отбора контрагентов. В этой связи формируется потребность в классификации и закрытости критериев оценки благонадежности, а также обоснованности отказа в заключении договора с не прошедшими оценку контрагентами.
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Вместе с тем при наличии не бумажной, а действующей системы антимонопольного комплаенса снижение риска нарушения антимонопольного законодательства и доказывание обоснованности применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ являются вполне реальной задачей <20>, равно как и защита членов органов управления корпорации от рисков признания их действий неразумными по смыслу положений ст. 53.1 ГК РФ в случае причинения ущерба корпорации антимонопольными штрафами и ограничениями <21>.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Вместе с тем при наличии не бумажной, а действующей системы антимонопольного комплаенса снижение риска нарушения антимонопольного законодательства и доказывание обоснованности применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ являются вполне реальной задачей <20>, равно как и защита членов органов управления корпорации от рисков признания их действий неразумными по смыслу положений ст. 53.1 ГК РФ в случае причинения ущерба корпорации антимонопольными штрафами и ограничениями <21>.