Резиденты инновационных научно-технологических центров
Подборка наиболее важных документов по запросу Резиденты инновационных научно-технологических центров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Источники цифрового права
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)А. Законодательство предусматривает различные налоговые стимулы для инновационных компаний и частных инвесторов, осуществляющих инвестиции в российские высокотехнологичные проекты. Например, резиденты инновационного научно-технологического центра освобождены от уплаты налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость, им предоставлены льготы по страховым взносам и уплате государственной пошлины, возмещению затрат на уплату таможенных платежей и др.
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)А. Законодательство предусматривает различные налоговые стимулы для инновационных компаний и частных инвесторов, осуществляющих инвестиции в российские высокотехнологичные проекты. Например, резиденты инновационного научно-технологического центра освобождены от уплаты налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость, им предоставлены льготы по страховым взносам и уплате государственной пошлины, возмещению затрат на уплату таможенных платежей и др.
Статья: Налоговые льготы для высокотехнологичных компаний: особенности и перспективы
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Налоговые льготы по уплате НДС, исчислению ставки налога на прибыль и ставки налога на имущество предоставляются и резидентам инновационного научно-технологического центра "Сириус" <25>.
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Налоговые льготы по уплате НДС, исчислению ставки налога на прибыль и ставки налога на имущество предоставляются и резидентам инновационного научно-технологического центра "Сириус" <25>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"11) организациями, являющимися резидентами территорий опережающего развития, особой экономической зоны, Арктической зоны, свободного порта Владивосток, либо организациями, получившими статус участника проекта на территориях инновационного центра "Сколково", международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, а также статус участника Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (при условии нахождения в соответствующем статусе не менее трех лет).
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"11) организациями, являющимися резидентами территорий опережающего развития, особой экономической зоны, Арктической зоны, свободного порта Владивосток, либо организациями, получившими статус участника проекта на территориях инновационного центра "Сколково", международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, а также статус участника Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (при условии нахождения в соответствующем статусе не менее трех лет).
Приказ Росстата от 17.09.2025 N 507
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и указаний по ее заполнению"Прием на целевое обучение проводится в рамках установленной квоты на основе договоров о целевом обучении, заключаемых соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с федеральным государственным органом (строка 06), органом государственной власти субъекта Российской Федерации (строка 07), органом местного самоуправления (строка 08), государственными (муниципальными) учреждениями (строка 09), унитарными предприятиями (строка 10), государственными корпорациями (строка 11), государственными компаниями (строка 12), организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (строка 13), с государственными хозяйственными обществами (строка 14), с акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации (строка 15), с дочерними хозяйственными обществами (строка 16), организациями, созданными государственными корпорациями или переданные государственным корпорациям (строка 17), организациями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями (строка 18), или организациями, являющимися резидентами территорий опережающего развития, особой экономической зоны, зоны территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток, либо организациями, получившими статус участника проекта на территориях инновационного центра "Сколково", международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, а также статус участника Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (при условии нахождения в соответствующем статусе не менее трех лет) (строка 19), в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и которые заключили договор о целевом обучении с физическими лицами (гражданами).
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и указаний по ее заполнению"Прием на целевое обучение проводится в рамках установленной квоты на основе договоров о целевом обучении, заключаемых соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с федеральным государственным органом (строка 06), органом государственной власти субъекта Российской Федерации (строка 07), органом местного самоуправления (строка 08), государственными (муниципальными) учреждениями (строка 09), унитарными предприятиями (строка 10), государственными корпорациями (строка 11), государственными компаниями (строка 12), организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (строка 13), с государственными хозяйственными обществами (строка 14), с акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации (строка 15), с дочерними хозяйственными обществами (строка 16), организациями, созданными государственными корпорациями или переданные государственным корпорациям (строка 17), организациями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями (строка 18), или организациями, являющимися резидентами территорий опережающего развития, особой экономической зоны, зоны территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток, либо организациями, получившими статус участника проекта на территориях инновационного центра "Сколково", международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, а также статус участника Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (при условии нахождения в соответствующем статусе не менее трех лет) (строка 19), в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и которые заключили договор о целевом обучении с физическими лицами (гражданами).
Готовое решение: Какие организации освобождены от уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)резиденты (участники) особых зон;
(КонсультантПлюс, 2025)резиденты (участники) особых зон;
Готовое решение: Льготируемое имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)управляющих компаний, их "дочек", фондов и участников инновационных научно-технологических центров. Одно из условий для участника - недвижимость должна находиться на территории центра;
(КонсультантПлюс, 2025)управляющих компаний, их "дочек", фондов и участников инновационных научно-технологических центров. Одно из условий для участника - недвижимость должна находиться на территории центра;
Вопрос: Какие коды пониженных тарифов страховых взносов указываются в расчете по страховым взносам?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)23 - плательщики страховых взносов, получившие статус участников проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра;
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)23 - плательщики страховых взносов, получившие статус участников проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)По данным, представленным в "Сколково life 2019" <1>, в экосистеме инновационного центра насчитывается 1 937 участников, 113 индустриальных партнеров и 42 центра НИОКР. В технопарке "Сколково" насчитывается 250 компаний резидентов и 40 центров коллективного пользования.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)По данным, представленным в "Сколково life 2019" <1>, в экосистеме инновационного центра насчитывается 1 937 участников, 113 индустриальных партнеров и 42 центра НИОКР. В технопарке "Сколково" насчитывается 250 компаний резидентов и 40 центров коллективного пользования.
Статья: Договоры, опосредующие реализацию проекта инновационного научно-технологического центра
(Гена Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)<14> Управляющая компания ИНТЦ МГУ "Воробьевы горы" в качестве примеров взаимодействия между участниками проекта ИНТЦ приводит: соглашение о взаимодействии онлайн-лаборатории ООО "ГлобалЛаб" и ООО "Антара" компании-тестировщика и разработчика программного обеспечения. URL: https://sticmsu.ru/study/news/нетворкинг-в-интц-резиденты-долины-ovision-и/.
(Гена Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)<14> Управляющая компания ИНТЦ МГУ "Воробьевы горы" в качестве примеров взаимодействия между участниками проекта ИНТЦ приводит: соглашение о взаимодействии онлайн-лаборатории ООО "ГлобалЛаб" и ООО "Антара" компании-тестировщика и разработчика программного обеспечения. URL: https://sticmsu.ru/study/news/нетворкинг-в-интц-резиденты-долины-ovision-и/.
Статья: Налоговая политика как инструмент стимулирования и стабилизации
(Батайкин П.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Кроме того, как отмечает Н.А. Шевелева, современное налоговое законодательство Российской Федерации стимулируют организации, которые осуществляют инвестирование в значимые для государства объекты и виды деятельности на определенной территории <26>. Так, согласно последним изменениям законодательства налоговые стимулы предложены резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, частным субъектам предпринимательской деятельности, заключившим специальный инвестиционный контракт, а также субъектам, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
(Батайкин П.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Кроме того, как отмечает Н.А. Шевелева, современное налоговое законодательство Российской Федерации стимулируют организации, которые осуществляют инвестирование в значимые для государства объекты и виды деятельности на определенной территории <26>. Так, согласно последним изменениям законодательства налоговые стимулы предложены резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, частным субъектам предпринимательской деятельности, заключившим специальный инвестиционный контракт, а также субъектам, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Иной подход принят законодателем за основу при создании ИНТЦ на федеральной территории "Сириус". Во избежание излишнего дробления функций и путаницы, а также в целях сохранения права на выбор различных вариантов организации управления территорией Федеральным законом об ИНТЦ предусмотрена возможность осуществления на федеральной территории Сириуса функций управляющей компании ИНТЦ органами публичной власти этой территории (пункт 7 статьи 2), которые одновременно могут выступать в качестве собственников объектов инфраструктуры центра (часть 1.1 статьи 6 Федерального закона об ИНТЦ). В таком случае УК в частноправовой форме на федеральной территории вовсе не создается. Таким образом, с точки зрения избранной модели управления статус ИНТЦ поглощается статусом федеральной территории "Сириус". Вместе с тем Федеральный закон об ИНТЦ не исключает и других вариантов сочетания статусов ИНТЦ и федеральной территории "Сириус", указывая на возможность создания самостоятельной управляющей компании и на заключение в этом случае соглашения между УК) и органами публичной власти федеральной территории "Сириус" о передаче полномочий от управляющей компании органам публичной власти федеральной территории (часть 6.1 статьи 12 Федерального закона об ИНТЦ).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Иной подход принят законодателем за основу при создании ИНТЦ на федеральной территории "Сириус". Во избежание излишнего дробления функций и путаницы, а также в целях сохранения права на выбор различных вариантов организации управления территорией Федеральным законом об ИНТЦ предусмотрена возможность осуществления на федеральной территории Сириуса функций управляющей компании ИНТЦ органами публичной власти этой территории (пункт 7 статьи 2), которые одновременно могут выступать в качестве собственников объектов инфраструктуры центра (часть 1.1 статьи 6 Федерального закона об ИНТЦ). В таком случае УК в частноправовой форме на федеральной территории вовсе не создается. Таким образом, с точки зрения избранной модели управления статус ИНТЦ поглощается статусом федеральной территории "Сириус". Вместе с тем Федеральный закон об ИНТЦ не исключает и других вариантов сочетания статусов ИНТЦ и федеральной территории "Сириус", указывая на возможность создания самостоятельной управляющей компании и на заключение в этом случае соглашения между УК) и органами публичной власти федеральной территории "Сириус" о передаче полномочий от управляющей компании органам публичной власти федеральной территории (часть 6.1 статьи 12 Федерального закона об ИНТЦ).
Статья: Правовое обеспечение деятельности инновационных научно-технологических центров
(Гена Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)В данных технико-внедренческих ОЭЗ также установлен специальный правовой режим, резиденты обеспечены соответствующей инфраструктурой, имеется управляющая компания, однако, в отличие от ИНТЦ и ИЦ "Сколково", резидентом технико-внедренческой ОЭЗ может стать не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель.
(Гена Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)В данных технико-внедренческих ОЭЗ также установлен специальный правовой режим, резиденты обеспечены соответствующей инфраструктурой, имеется управляющая компания, однако, в отличие от ИНТЦ и ИЦ "Сколково", резидентом технико-внедренческой ОЭЗ может стать не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель.
Статья: Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Инновационные территории - инновационный центр "Сколково" (далее - ИЦ Сколково) <15>, инновационные научно-технологические центры (далее - ИНТЦ) <16>. Порядок осуществления контроля, в том числе налогового, за участниками проектов на инновационных территориях первоначально был сформулирован для резидентов ИЦ Сколково в 2010 г., а с 2017 г. практически идентичные правила были распространены на участников ИНТЦ <17>. Органами управления ИЦ Сколково признается управляющая компания, ее дочерние общества (хозяйственные общества по своей организационно-правовой форме), а также в некотором аспекте региональные операторы <18>. Право осуществления контрольных полномочий закреплено за управляющей компанией с правом передачи таковых дочерним обществам. Значимыми являются контрольные полномочия за соблюдением резидентами установленных правил осуществления проекта <19> и ведением реестра участников проектов. Именно управляющей компанией принимается решение об исключении из реестра хозяйствующих субъектов, в том числе в связи с нарушением установленных правил проекта <20>. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке, и о таких ситуациях свидетельствуют судебные решения <21>. Таким образом, в данном правовом режиме действует административный порядок прекращения статуса резидента, в отличие от ранее рассмотренных правовых режимов, где право принятия решений отдано суду. Специфика статуса участника ИЦ Сколково проявляется в нескольких моментах. Во-первых, получение статуса предшествует постановке на налоговый учет, тогда как в иных правовых режимах для получения статуса резидента необходимо предъявить налоговый статус - подтверждение постановки на налоговый учет на соответствующей территории <22>. Во-вторых, допустимая деятельность участника ограничена одной целью - исследовательской деятельностью и коммерциализацией ее результатов, нарушение этого условия влечет последствие в виде исключения из реестра участников <23>. Данный факт, в свою очередь, влечет утрату права на все налоговые преференции с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен (ст. 246.1 НК РФ). Следовательно, в данном случае применяется не квартал, который является обычным отчетным периодом, а налоговый период - календарный год, таким образом, если участник проекта утратит статус 31 декабря соответствующего года, то налоговая обязанность будет относиться к налоговой базе, исчисленной за весь истекший год.
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Инновационные территории - инновационный центр "Сколково" (далее - ИЦ Сколково) <15>, инновационные научно-технологические центры (далее - ИНТЦ) <16>. Порядок осуществления контроля, в том числе налогового, за участниками проектов на инновационных территориях первоначально был сформулирован для резидентов ИЦ Сколково в 2010 г., а с 2017 г. практически идентичные правила были распространены на участников ИНТЦ <17>. Органами управления ИЦ Сколково признается управляющая компания, ее дочерние общества (хозяйственные общества по своей организационно-правовой форме), а также в некотором аспекте региональные операторы <18>. Право осуществления контрольных полномочий закреплено за управляющей компанией с правом передачи таковых дочерним обществам. Значимыми являются контрольные полномочия за соблюдением резидентами установленных правил осуществления проекта <19> и ведением реестра участников проектов. Именно управляющей компанией принимается решение об исключении из реестра хозяйствующих субъектов, в том числе в связи с нарушением установленных правил проекта <20>. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке, и о таких ситуациях свидетельствуют судебные решения <21>. Таким образом, в данном правовом режиме действует административный порядок прекращения статуса резидента, в отличие от ранее рассмотренных правовых режимов, где право принятия решений отдано суду. Специфика статуса участника ИЦ Сколково проявляется в нескольких моментах. Во-первых, получение статуса предшествует постановке на налоговый учет, тогда как в иных правовых режимах для получения статуса резидента необходимо предъявить налоговый статус - подтверждение постановки на налоговый учет на соответствующей территории <22>. Во-вторых, допустимая деятельность участника ограничена одной целью - исследовательской деятельностью и коммерциализацией ее результатов, нарушение этого условия влечет последствие в виде исключения из реестра участников <23>. Данный факт, в свою очередь, влечет утрату права на все налоговые преференции с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен (ст. 246.1 НК РФ). Следовательно, в данном случае применяется не квартал, который является обычным отчетным периодом, а налоговый период - календарный год, таким образом, если участник проекта утратит статус 31 декабря соответствующего года, то налоговая обязанность будет относиться к налоговой базе, исчисленной за весь истекший год.