Резервы предстоящих расходов в бюджетном учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Резервы предстоящих расходов в бюджетном учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок исправления ошибок прошлых лет в казенном, бюджетном, автономном учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Исправление ошибок, допущенных в прошлом году при формировании резерва предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете, отражайте в общем порядке, изложенном в настоящем материале. Счета применяйте в зависимости от типа хозяйственной операции и от того, самостоятельно обнаружили ошибку или по результатам контрольных мероприятий.
(КонсультантПлюс, 2025)Исправление ошибок, допущенных в прошлом году при формировании резерва предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете, отражайте в общем порядке, изложенном в настоящем материале. Счета применяйте в зависимости от типа хозяйственной операции и от того, самостоятельно обнаружили ошибку или по результатам контрольных мероприятий.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.
Приказ Казначейства России от 11.12.2024 N 479
(ред. от 27.08.2025)
"Об утверждении Перечня вопросов типовой программы проверки управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)"7.4.14. правильность и своевременность отражения в бюджетном учете резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств по товарам, работам, услугам.
(ред. от 27.08.2025)
"Об утверждении Перечня вопросов типовой программы проверки управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)"7.4.14. правильность и своевременность отражения в бюджетном учете резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств по товарам, работам, услугам.
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить в учете текущий или капитальный ремонт основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)При сформированном резерве предстоящих расходов на ремонт основных средств расходы на ремонт производите за счет суммы созданного резерва (п. 302(1) Инструкции N 157н). Формирование резерва отразите следующими бухгалтерскими записями:
(КонсультантПлюс, 2025)При сформированном резерве предстоящих расходов на ремонт основных средств расходы на ремонт производите за счет суммы созданного резерва (п. 302(1) Инструкции N 157н). Формирование резерва отразите следующими бухгалтерскими записями:
Статья: Сравнительный анализ раскрытия информации о пассивах в балансе организаций
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Одним из наиболее сложных объектов учета являются оценочные обязательства, которые отражаются в учете посредством создания резервов предстоящих расходов. Как видно из табл. 2, названия строк, предусмотренных для отражения в балансе оценочных обязательств, различаются, хотя по сути предназначены для раскрытия информации об аналогичных учетных объектах. Авторы уже вносили свои предложения по поводу применения единых терминов для отражения оценочных обязательств [18]. По нашему мнению, Минфину России следует рассмотреть вопрос о переименовании строки "резервы предстоящих расходов" в балансе организаций бюджетной сферы на строку "оценочные обязательства".
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Одним из наиболее сложных объектов учета являются оценочные обязательства, которые отражаются в учете посредством создания резервов предстоящих расходов. Как видно из табл. 2, названия строк, предусмотренных для отражения в балансе оценочных обязательств, различаются, хотя по сути предназначены для раскрытия информации об аналогичных учетных объектах. Авторы уже вносили свои предложения по поводу применения единых терминов для отражения оценочных обязательств [18]. По нашему мнению, Минфину России следует рассмотреть вопрос о переименовании строки "резервы предстоящих расходов" в балансе организаций бюджетной сферы на строку "оценочные обязательства".
Готовое решение: Как учреждению создать и использовать резерв по реструктуризации в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)Для формирования резерва в бухгалтерском (бюджетном) учете используйте счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Для формирования резерва в бухгалтерском (бюджетном) учете используйте счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Готовое решение: Как учреждению отразить порядок списания расходов будущих периодов в учетной политике
(КонсультантПлюс, 2025)В учетной политике определите, какие затраты будете относить к расходам будущих периодов в бухгалтерском (бюджетном) учете. Закрепите, как будете списывать расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года.
(КонсультантПлюс, 2025)В учетной политике определите, какие затраты будете относить к расходам будущих периодов в бухгалтерском (бюджетном) учете. Закрепите, как будете списывать расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года.
Готовое решение: Как отразить в учете учреждения удержание из заработной платы излишне выплаченных отпускных при увольнении работника
(КонсультантПлюс, 2025)Напомним, что обязательства по начислению выплаты по ежегодному оплачиваемому отпуску, за неотработанные дни отпуска в текущем отчетном периоде отражают по дебету счета 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов". Резерв предстоящих расходов в таких случаях не создается (п. 10 Федерального стандарта N 184н, п. 302 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 16.08.2019 N 02-06-10/62943, от 07.03.2018 N 02-07-10/14688, от 05.06.2017 N 02-06-10/34914).
(КонсультантПлюс, 2025)Напомним, что обязательства по начислению выплаты по ежегодному оплачиваемому отпуску, за неотработанные дни отпуска в текущем отчетном периоде отражают по дебету счета 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов". Резерв предстоящих расходов в таких случаях не создается (п. 10 Федерального стандарта N 184н, п. 302 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 16.08.2019 N 02-06-10/62943, от 07.03.2018 N 02-07-10/14688, от 05.06.2017 N 02-06-10/34914).
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В деятельности казенного учреждения могут происходить факты хозяйственной жизни, лежащие в основе принятия обязательств, по которым не определен финансовый период их исполнения и (или) сумма обязательства на момент отражения его в бюджетном учете определена условно. Для отражения таких фактов предназначен счет 502 09 000 "Отложенные обязательства" при условии создания в учете казенного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов или отложенных обязательств.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В деятельности казенного учреждения могут происходить факты хозяйственной жизни, лежащие в основе принятия обязательств, по которым не определен финансовый период их исполнения и (или) сумма обязательства на момент отражения его в бюджетном учете определена условно. Для отражения таких фактов предназначен счет 502 09 000 "Отложенные обязательства" при условии создания в учете казенного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов или отложенных обязательств.
Готовое решение: Как учреждению создать и использовать резерв по претензиям, искам в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)Для формирования резерва в бухгалтерском (бюджетном) учете используйте счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Для формирования резерва в бухгалтерском (бюджетном) учете используйте счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Готовое решение: Как казенному учреждению заполнить и представить сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
(КонсультантПлюс, 2025)0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов".
(КонсультантПлюс, 2025)0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов".
Готовое решение: Как отразить в учете учреждения основные средства, полученные в операционную аренду
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по аренде основного средства
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по аренде основного средства
Статья: Обзор нарушений, выявленных Федеральным казначейством
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Нарушение. Если при ведении бюджетного учета не создаются резервы предстоящих расходов в установленных законодательством случаях, это будет расценено проверяющим органом как нарушение. В частности, Федеральное казначейство указало, что отсутствие сформированного резерва на оплату отпусков нарушает требования пп. 5 п. 1 ст. 162, п. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 124.1, 124.2 Инструкции N 162н.
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Нарушение. Если при ведении бюджетного учета не создаются резервы предстоящих расходов в установленных законодательством случаях, это будет расценено проверяющим органом как нарушение. В частности, Федеральное казначейство указало, что отсутствие сформированного резерва на оплату отпусков нарушает требования пп. 5 п. 1 ст. 162, п. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 124.1, 124.2 Инструкции N 162н.