Решение об отставке правительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение об отставке правительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Конституция (Основной Закон) 1978 г. также содержала обязанность Совета министров РСФСР регулярно отчитываться перед Верховным Советом. Обновленная версия данной Конституции в редакции 1 ноября 1991 г. устанавливала, что Совет министров (Правительство) РСФСР подотчетен Президенту РСФСР. Кроме того, решение об отставке Правительства РСФСР путем выражения недоверия могло быть принято Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР <11>.
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Конституция (Основной Закон) 1978 г. также содержала обязанность Совета министров РСФСР регулярно отчитываться перед Верховным Советом. Обновленная версия данной Конституции в редакции 1 ноября 1991 г. устанавливала, что Совет министров (Правительство) РСФСР подотчетен Президенту РСФСР. Кроме того, решение об отставке Правительства РСФСР путем выражения недоверия могло быть принято Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР <11>.
Статья: Трансформация признаков республиканской формы правления после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В 2008 году в Конституцию РФ была внесена поправка о расширении контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства РФ, Председатель которого обязан ежегодно отчитываться перед нижней палатой парламента. Однако полномочия Государственной Думы не были расширены в случае признания работы Правительства России неудовлетворительной. Решение об отставке Правительства может принять только глава государства, а предоставленное конституционной поправкой Государственной Думе полномочие заслушивать отчет Правительства России носит только информационный характер и существенно не влияет на расширение парламентского контроля за исполнительной властью. Именно отсутствие у Государственной Думы возможности отправить Правительство в отставку (или хотя бы отдельных министров) и является одним из главных аргументов сторонников того, что в России президентская республика.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В 2008 году в Конституцию РФ была внесена поправка о расширении контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства РФ, Председатель которого обязан ежегодно отчитываться перед нижней палатой парламента. Однако полномочия Государственной Думы не были расширены в случае признания работы Правительства России неудовлетворительной. Решение об отставке Правительства может принять только глава государства, а предоставленное конституционной поправкой Государственной Думе полномочие заслушивать отчет Правительства России носит только информационный характер и существенно не влияет на расширение парламентского контроля за исполнительной властью. Именно отсутствие у Государственной Думы возможности отправить Правительство в отставку (или хотя бы отдельных министров) и является одним из главных аргументов сторонников того, что в России президентская республика.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"3. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе в предусмотренном Конституцией Российской Федерации случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
"О Правительстве Российской Федерации"3. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе в предусмотренном Конституцией Российской Федерации случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
Статья: Полупрезидентская республика: особенности реализации в России (сравнительное конституционное обозрение)
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)Таким образом, можно сказать, что Конституция РФ установила в России форму полупрезидентской республики, в которой - в отличие от классической французской модели - законодательная и судебная ветви власти обладают большей самостоятельностью. В то же время, отказ Государственной Думы в доверии Правительству не вел автоматически к отставке последнего, а предоставлял Президенту возможность выбора между решением об отставке Правительства и решением о роспуске Государственной Думы (ст. 117).
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)Таким образом, можно сказать, что Конституция РФ установила в России форму полупрезидентской республики, в которой - в отличие от классической французской модели - законодательная и судебная ветви власти обладают большей самостоятельностью. В то же время, отказ Государственной Думы в доверии Правительству не вел автоматически к отставке последнего, а предоставлял Президенту возможность выбора между решением об отставке Правительства и решением о роспуске Государственной Думы (ст. 117).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Если при отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственной Думой поставлен вопрос о доверии Правительству РФ и Президент РФ принял решение об отставке Правительства РФ (абз. 2 ст. 204 БК РФ), вновь сформированное Правительство РФ не позднее 30 дней после сформирования представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Если при отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственной Думой поставлен вопрос о доверии Правительству РФ и Президент РФ принял решение об отставке Правительства РФ (абз. 2 ст. 204 БК РФ), вновь сформированное Правительство РФ не позднее 30 дней после сформирования представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период <1>.
Статья: Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)С учетом того что в соответствии с поправками Государственная Дума наделена полномочиями утверждать представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, а по предложению последнего - утверждать кандидатуры заместителей председателя Правительства и членов Правительства - федеральных министров, стоило бы исключить в формулировках ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ безусловную возможность роспуска Государственной Думы. Вместе с тем, с целью обеспечения баланса между законодательной и исполнительной властями, предотвращения излишнего парламентского давления на Правительство лучше дополнить ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции диспозитивными полномочиями Президента по принятию решения об отставке Правительства или роспуске Государственной Думы в случае выражения недоверия (отказа в доверии) Правительству РФ в течение года, с момента назначения Председателя Правительства РФ.
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)С учетом того что в соответствии с поправками Государственная Дума наделена полномочиями утверждать представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, а по предложению последнего - утверждать кандидатуры заместителей председателя Правительства и членов Правительства - федеральных министров, стоило бы исключить в формулировках ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ безусловную возможность роспуска Государственной Думы. Вместе с тем, с целью обеспечения баланса между законодательной и исполнительной властями, предотвращения излишнего парламентского давления на Правительство лучше дополнить ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции диспозитивными полномочиями Президента по принятию решения об отставке Правительства или роспуске Государственной Думы в случае выражения недоверия (отказа в доверии) Правительству РФ в течение года, с момента назначения Председателя Правительства РФ.