Репо банк России
Подборка наиболее важных документов по запросу Репо банк России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О включении профессиональным участником РЦБ в расчет размера собственных средств денежных требований в виде процентных доходов от предоставления денежных средств по договору обратного репо.
(Письмо Банка России от 19.06.2024 N 38-1-4/1896)Вопрос: Следует ли включать в расчет размера собственных средств (РСС) в соответствии с требованиями Указания Банка России от 22.03.2019 N 5099-У <1> начисленные и неуплаченные проценты по сделкам репо, учитываемые на счетах бухгалтерского учета 47011 до момента их уплаты?
(Письмо Банка России от 19.06.2024 N 38-1-4/1896)Вопрос: Следует ли включать в расчет размера собственных средств (РСС) в соответствии с требованиями Указания Банка России от 22.03.2019 N 5099-У <1> начисленные и неуплаченные проценты по сделкам репо, учитываемые на счетах бухгалтерского учета 47011 до момента их уплаты?
Вопрос: О расчете профучастником РЦБ величины рыночного риска по ценным бумагам, полученным по первой части договора репо, но не реализованным/переданным, не являющимся обеспечением по привлеченным средствам.
(Письмо Банка России от 21.07.2025 N 38-1-3/4253)Вопрос: Правильно ли, что профессиональный участник рынка ценных бумаг не должен осуществлять расчет величины рыночного риска по ценным бумагам, которые были получены по первой части договора репо, но не были реализованы по договору купли-продажи ценных бумаг или не были переданы по договорам репо, займа ценных бумаг или не являются обеспечением по привлеченным средствам на срок, превышающий срок договора репо, по которому такие ценные бумаги были получены?
(Письмо Банка России от 21.07.2025 N 38-1-3/4253)Вопрос: Правильно ли, что профессиональный участник рынка ценных бумаг не должен осуществлять расчет величины рыночного риска по ценным бумагам, которые были получены по первой части договора репо, но не были реализованы по договору купли-продажи ценных бумаг или не были переданы по договорам репо, займа ценных бумаг или не являются обеспечением по привлеченным средствам на срок, превышающий срок договора репо, по которому такие ценные бумаги были получены?
Нормативные акты
Указание Банка России от 06.07.2020 N 5499-У
"О порядке согласования Банком России примерных условий договоров репо, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и (или) договоров иного вида, объектом которых являются ценные бумаги, и (или) иностранная валюта, и (или) драгоценные металлы, и вносимых в них изменений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2020 N 59235)Зарегистрировано в Минюсте России 11 августа 2020 г. N 59235
"О порядке согласования Банком России примерных условий договоров репо, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и (или) договоров иного вида, объектом которых являются ценные бумаги, и (или) иностранная валюта, и (или) драгоценные металлы, и вносимых в них изменений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2020 N 59235)Зарегистрировано в Минюсте России 11 августа 2020 г. N 59235
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)5) инвестирует временно свободные средства ФОСВ в депозиты Банка России и (или) в иные активы (объекты инвестирования) в соответствии со ст. 7.1 Закона о НКО, совершает с Банком России сделки РЕПО. Данный пункт изложен с 31 декабря 2010 г. полностью в новой редакции Законом 2010 г. N 437-ФЗ (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 381-ФЗ <165>), принятым в рамках совершенствования правового режима деятельности государственных корпораций (компаний). В прежней (первоначальной) редакции данного пункта предусматривалось, что Агентство размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства ФОСВ в порядке, определенном комментируемым Законом. Положение, касающееся совершения Агентством с Банком России сделок РЕПО, введено в рассматриваемый пункт с 19 мая 2013 г. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 81-ФЗ, принятым по вопросу возможности открытия Агентством банковских счетов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)5) инвестирует временно свободные средства ФОСВ в депозиты Банка России и (или) в иные активы (объекты инвестирования) в соответствии со ст. 7.1 Закона о НКО, совершает с Банком России сделки РЕПО. Данный пункт изложен с 31 декабря 2010 г. полностью в новой редакции Законом 2010 г. N 437-ФЗ (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 381-ФЗ <165>), принятым в рамках совершенствования правового режима деятельности государственных корпораций (компаний). В прежней (первоначальной) редакции данного пункта предусматривалось, что Агентство размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства ФОСВ в порядке, определенном комментируемым Законом. Положение, касающееся совершения Агентством с Банком России сделок РЕПО, введено в рассматриваемый пункт с 19 мая 2013 г. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 81-ФЗ, принятым по вопросу возможности открытия Агентством банковских счетов.
Статья: Операции Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Кредитная организация сможет обратиться в Банк России для заключения сделки репо в рамках ДМ на любые сроки в пределах от 1 до 180 дней. Если у банка возникнет потребность в ликвидности на определенный срок, то в рамках ДМ он может сразу заключить сделку на этот срок, а не перезаключать ее ежедневно на срок 1 день, как это может происходить сейчас. При этом ставка по операциям в рамках ДМ на сроки более 1 дня будет плавающей, т.е. изменяться вместе с ключевой ставкой.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Кредитная организация сможет обратиться в Банк России для заключения сделки репо в рамках ДМ на любые сроки в пределах от 1 до 180 дней. Если у банка возникнет потребность в ликвидности на определенный срок, то в рамках ДМ он может сразу заключить сделку на этот срок, а не перезаключать ее ежедневно на срок 1 день, как это может происходить сейчас. При этом ставка по операциям в рамках ДМ на сроки более 1 дня будет плавающей, т.е. изменяться вместе с ключевой ставкой.
Статья: Рамочное соглашение GMRA как пример стандартной документации на международном рынке репо
(Клементьев А.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)<19> Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) более 10 лет назад утвердила примерные условия для договоров репо между российскими контрагентами, таким образом способствовав формированию отечественного внебиржевого рынка репо. См.: Письмо Банка России от 14.02.2012 N 21-Т "О Генеральном соглашении "Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг", утвержденном саморегулируемой организацией "Национальная фондовая ассоциация".
(Клементьев А.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)<19> Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) более 10 лет назад утвердила примерные условия для договоров репо между российскими контрагентами, таким образом способствовав формированию отечественного внебиржевого рынка репо. См.: Письмо Банка России от 14.02.2012 N 21-Т "О Генеральном соглашении "Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг", утвержденном саморегулируемой организацией "Национальная фондовая ассоциация".
Статья: Правовое регулирование денежно-кредитного механизма
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Очевидно, что применяемые государством инструменты управления денежно-кредитным механизмом зачастую направлены на обогащение банков, что препятствует устойчивому экономическому развитию государства. Например, докапитализация банков, предусматривающая предоставление Агентством по страхованию вкладов субординированных займов путем передачи кредитным организациям облигаций федерального займа (ОФЗ), в конечном итоге привела к появлению у банков возможности предоставлять кредиты субъектам Российской Федерации, что увеличило долю коммерческих кредитов в структуре государственного долга <16>. А размещаемые Минфином России ОФЗ в целях финансирования государственных расходов превратились в инструмент увеличения доходов банков, которые "...с помощью кредитов Банка России выкупают ОФЗ, процент по которым больше, чем по займам в ходе РЕПО с Банком России" <17>.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Очевидно, что применяемые государством инструменты управления денежно-кредитным механизмом зачастую направлены на обогащение банков, что препятствует устойчивому экономическому развитию государства. Например, докапитализация банков, предусматривающая предоставление Агентством по страхованию вкладов субординированных займов путем передачи кредитным организациям облигаций федерального займа (ОФЗ), в конечном итоге привела к появлению у банков возможности предоставлять кредиты субъектам Российской Федерации, что увеличило долю коммерческих кредитов в структуре государственного долга <16>. А размещаемые Минфином России ОФЗ в целях финансирования государственных расходов превратились в инструмент увеличения доходов банков, которые "...с помощью кредитов Банка России выкупают ОФЗ, процент по которым больше, чем по займам в ходе РЕПО с Банком России" <17>.
Статья: Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)Денежная эмиссия представляет собой обеспеченный государством и основанный на кредитном механизме процесс создания платежеспособности участников гражданского оборота, опосредованный последовательностью финансовых операций, по своей сущности являющихся гражданско-правовыми сделками, заключенными в финансово-правовой форме. Следовательно, способом регулирования отношений в сфере выпуска денежной массы в обращение в предусмотренных законодательством формах преимущественно выступают частноправовые конструкции, применение которых не может противоречить природе эмиссионных финансовых обязательств, охватываемых сферой действия публичного права. Например, регулирование кредитных договоров, в рамках которых банки эмитируют кредитные деньги, обеспечивается предписаниями ст. 75 Конституции РФ о функции Банка России, направленной на обеспечение устойчивости курса рубля. При этом, как показывает практика, ненадлежащее осуществление ЦБ РФ указанной функции, повлекшее неблагоприятные для заемщика экономические последствия, является основанием для расторжения по требованию гражданина кредитного договора, заключенного между ним и поднадзорным ЦБ РФ банком <3>. А, например, целесообразность проводимых ЦБ РФ сделок репо оценивается с точки зрения их соответствия основным направлениям денежно-кредитной политики, нацеленным на создание рублевой ликвидности банков как ключевых регуляторов вторичной денежной эмиссии.
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)Денежная эмиссия представляет собой обеспеченный государством и основанный на кредитном механизме процесс создания платежеспособности участников гражданского оборота, опосредованный последовательностью финансовых операций, по своей сущности являющихся гражданско-правовыми сделками, заключенными в финансово-правовой форме. Следовательно, способом регулирования отношений в сфере выпуска денежной массы в обращение в предусмотренных законодательством формах преимущественно выступают частноправовые конструкции, применение которых не может противоречить природе эмиссионных финансовых обязательств, охватываемых сферой действия публичного права. Например, регулирование кредитных договоров, в рамках которых банки эмитируют кредитные деньги, обеспечивается предписаниями ст. 75 Конституции РФ о функции Банка России, направленной на обеспечение устойчивости курса рубля. При этом, как показывает практика, ненадлежащее осуществление ЦБ РФ указанной функции, повлекшее неблагоприятные для заемщика экономические последствия, является основанием для расторжения по требованию гражданина кредитного договора, заключенного между ним и поднадзорным ЦБ РФ банком <3>. А, например, целесообразность проводимых ЦБ РФ сделок репо оценивается с точки зрения их соответствия основным направлениям денежно-кредитной политики, нацеленным на создание рублевой ликвидности банков как ключевых регуляторов вторичной денежной эмиссии.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Начиная с февраля 2023 года Советом директоров Банка России принимались решения о включении в Ломбардный список облигаций российских эмитентов, номинированных в китайских юанях. В настоящее время кредитным организациям предоставлена возможность использования в качестве обеспечения по операциям репо Банка России включенных в Ломбардный список облигаций российских эмитентов, номинированных в китайских юанях.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Начиная с февраля 2023 года Советом директоров Банка России принимались решения о включении в Ломбардный список облигаций российских эмитентов, номинированных в китайских юанях. В настоящее время кредитным организациям предоставлена возможность использования в качестве обеспечения по операциям репо Банка России включенных в Ломбардный список облигаций российских эмитентов, номинированных в китайских юанях.
Статья: Сделка с недвижимостью подпадает под особый порядок. Стоит ли банку рассчитывать на удовлетворение требований
(Мезанов П.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)Суды пришли к выводу о том, что Указ N 81 не распространяется на договор ипотеки, так как этот договор не является сделкой, влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество <14>. По своей правовой природе договор ипотеки носит обеспечительный характер. Суд апелляционной инстанции привел расширенную аргументацию, привлекая аналогию закона <15> (отделение залога долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью от их продажи или отчуждения иным образом). Кроме того, в порядке аналогии права суд сослался на разъяснение Банка России, данное в отношении сделок репо с ценными бумагами: разрешения в соответствии с Указом N 81 выдаются на совершение (исполнение) непосредственно сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги <16>.
(Мезанов П.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)Суды пришли к выводу о том, что Указ N 81 не распространяется на договор ипотеки, так как этот договор не является сделкой, влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество <14>. По своей правовой природе договор ипотеки носит обеспечительный характер. Суд апелляционной инстанции привел расширенную аргументацию, привлекая аналогию закона <15> (отделение залога долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью от их продажи или отчуждения иным образом). Кроме того, в порядке аналогии права суд сослался на разъяснение Банка России, данное в отношении сделок репо с ценными бумагами: разрешения в соответствии с Указом N 81 выдаются на совершение (исполнение) непосредственно сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги <16>.
Статья: Международные соглашения о неттинге как инструмент снижения кредитного риска по финансовым сделкам кредитных организаций
(Клементьев А.П.)
("Банковское право", 2021, N 2)Согласно Инструкции Банка России N 180-И <4> (далее - Инструкция N 180-И) снижение кредитного риска путем использования соглашений о неттинге в отношении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (ПФИ), и договоров репо признается ЦБ РФ. Однако для указанных целей требуется соответствие соглашений о неттинге п. 1 и 3 ст. 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5>. Согласно п. 1 ст. 4.1 данного Закона соглашение о неттинге должно отвечать требованиям к примерным условиям договоров, предусмотренных ст. 51.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <6>.
(Клементьев А.П.)
("Банковское право", 2021, N 2)Согласно Инструкции Банка России N 180-И <4> (далее - Инструкция N 180-И) снижение кредитного риска путем использования соглашений о неттинге в отношении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (ПФИ), и договоров репо признается ЦБ РФ. Однако для указанных целей требуется соответствие соглашений о неттинге п. 1 и 3 ст. 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5>. Согласно п. 1 ст. 4.1 данного Закона соглашение о неттинге должно отвечать требованиям к примерным условиям договоров, предусмотренных ст. 51.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <6>.