Репатриация по договору займа
Подборка наиболее важных документов по запросу Репатриация по договору займа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)В то же время согласно подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 впредь до внесения изменений в Закон о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяются требования Закона о валютном регулировании о репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам и договорам займа (ч. 1 и 2 ст. 19), а также о порядке расчетов, в том числе предпринимателей-резидентов через счета в уполномоченных банках по валютным операциям (абз. 1 ч. 2 ст. 14).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)В то же время согласно подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 впредь до внесения изменений в Закон о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяются требования Закона о валютном регулировании о репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам и договорам займа (ч. 1 и 2 ст. 19), а также о порядке расчетов, в том числе предпринимателей-резидентов через счета в уполномоченных банках по валютным операциям (абз. 1 ч. 2 ст. 14).
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данной статье мы решили сосредоточить внимание на нескольких наиболее важных аспектах перечисленных изменений, касающихся непосредственно участников ВЭД, являющихся валютными резидентами Российской Федерации. К таким аспектам, с нашей точки зрения, относятся: введение обязательной продажи части валютной выручки, запрет на вывод иностранной валюты на зарубежные счета и на предоставление валютных займов нерезидентам, а также отдельные изменения в части обязанностей российских валютных резидентов по обеспечению репатриации валюты по внешнеторговым договорам и внешним займам, предусмотренной ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) <1>.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данной статье мы решили сосредоточить внимание на нескольких наиболее важных аспектах перечисленных изменений, касающихся непосредственно участников ВЭД, являющихся валютными резидентами Российской Федерации. К таким аспектам, с нашей точки зрения, относятся: введение обязательной продажи части валютной выручки, запрет на вывод иностранной валюты на зарубежные счета и на предоставление валютных займов нерезидентам, а также отдельные изменения в части обязанностей российских валютных резидентов по обеспечению репатриации валюты по внешнеторговым договорам и внешним займам, предусмотренной ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) <1>.
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)При списании физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.3 настоящей Инструкции, физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом - резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом - резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)При списании физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.3 настоящей Инструкции, физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом - резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом - резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.
Указание Банка России от 09.01.2024 N 6663-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77632)В случае если условия внешнеторгового договора, договора займа не содержат конкретных сроков репатриации и (или) исполнения обязательств, за исключением договоров, в отношении которых требование о репатриации применяется согласно специальным экономическим мерам, резидент вправе определить их следующем образом:";
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77632)В случае если условия внешнеторгового договора, договора займа не содержат конкретных сроков репатриации и (или) исполнения обязательств, за исключением договоров, в отношении которых требование о репатриации применяется согласно специальным экономическим мерам, резидент вправе определить их следующем образом:";
Статья: Можно ли провести взаимозачет с иностранным партнером?
(Егорова А.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
(Егорова А.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение валютного законодательства?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними по внешнеторговым договорам и договорам займа или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России <202>.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними по внешнеторговым договорам и договорам займа или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России <202>.
Вопрос: Возможно ли произвести зачет встречных требований в валюте между резидентом и нерезидентом?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)До введения специальных экономических мер и вступления в силу вышеуказанных положений о возможности не осуществлять репатриацию иностранной валюты резиденты были вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту при предоставлении нерезиденту иностранной валюты по договорам займа в установленных Законом N 173-ФЗ случаях, в частности:
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)До введения специальных экономических мер и вступления в силу вышеуказанных положений о возможности не осуществлять репатриацию иностранной валюты резиденты были вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту при предоставлении нерезиденту иностранной валюты по договорам займа в установленных Законом N 173-ФЗ случаях, в частности:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункты 8 - 10 введены в ч. 2 комментируемой статьи 14 апреля 2018 г. упомянутым выше Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ, принятым в рамках установления требования о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункты 8 - 10 введены в ч. 2 комментируемой статьи 14 апреля 2018 г. упомянутым выше Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ, принятым в рамках установления требования о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа;
Готовое решение: Как поставить внешнеэкономический договор (экспортный, импортный контракт, контракт ЦП, кредитный договор) на учет в банке
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы поставить на учет в банке импортный контракт (импортный контракт ЦП, кредитный договор), резидент-импортер или резидент - сторона кредитного договора должен представить в банк сам контракт или кредитный договор (выписку из него), содержащие информацию, которая нужна для постановки на учет и осуществления валютного контроля, и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля. Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ согласно Приложению N 3 к Инструкции (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы поставить на учет в банке импортный контракт (импортный контракт ЦП, кредитный договор), резидент-импортер или резидент - сторона кредитного договора должен представить в банк сам контракт или кредитный договор (выписку из него), содержащие информацию, которая нужна для постановки на учет и осуществления валютного контроля, и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля. Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ согласно Приложению N 3 к Инструкции (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 18.11.2022 N КВ-3-17/12899@ <О применении законодательства о валютном регулировании и валютном контроле>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)- получение на свои счета в банках РФ валютных денежных средств в соответствии с договорами займа.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)- получение на свои счета в банках РФ валютных денежных средств в соответствии с договорами займа.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так, в соответствии со статьей 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что резиденты обязаны при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так, в соответствии со статьей 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что резиденты обязаны при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)В российском Законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ применяются понятия "внешнеторговый договор" и "договор займа", а в Республике Беларусь и Республике Казахстан введены термины "валютный договор".
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)В российском Законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ применяются понятия "внешнеторговый договор" и "договор займа", а в Республике Беларусь и Республике Казахстан введены термины "валютный договор".
Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: С 14.04.2018 предусмотрены порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа, а также ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение данной обязанности (ч. 1, 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ст. 1, ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 64-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: С 14.04.2018 предусмотрены порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа, а также ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение данной обязанности (ч. 1, 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ст. 1, ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 64-ФЗ)).