Реорганизация органа исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Реорганизация органа исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимоотношения судебной и законодательной власти в контексте уголовной политики
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)В политологическом отношении это может свидетельствовать о двух альтернативных сценариях. Либо сама теория разделения властей, которой имплицитно присуща идея наличия противоречий между ними, которые должны сглаживаться и преодолеваться в процессе их конкурентной борьбы и взаимных ограничений, утрачивает свою значимость и на ее место все больше заступает теория синергии различных ветвей власти, разделенных сугубо техническими функциями, в рамках единого государственного аппарата. Либо идея построения вертикали власти, которая была презентована Президентом страны в качестве "поиска наиболее оптимальных путей организации государства с тем, чтобы каждый из этих звеньев был эффективным при решении тех задач, которые возложены на него законом" <13>, начавшись с реорганизации власти исполнительной, настолько раскрутила свой маховик, что вовлекла в собственную орбиту и иные ветви власти, в силу чего сильная вертикаль стала доминировать над сильной горизонталью.
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)В политологическом отношении это может свидетельствовать о двух альтернативных сценариях. Либо сама теория разделения властей, которой имплицитно присуща идея наличия противоречий между ними, которые должны сглаживаться и преодолеваться в процессе их конкурентной борьбы и взаимных ограничений, утрачивает свою значимость и на ее место все больше заступает теория синергии различных ветвей власти, разделенных сугубо техническими функциями, в рамках единого государственного аппарата. Либо идея построения вертикали власти, которая была презентована Президентом страны в качестве "поиска наиболее оптимальных путей организации государства с тем, чтобы каждый из этих звеньев был эффективным при решении тех задач, которые возложены на него законом" <13>, начавшись с реорганизации власти исполнительной, настолько раскрутила свой маховик, что вовлекла в собственную орбиту и иные ветви власти, в силу чего сильная вертикаль стала доминировать над сильной горизонталью.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Функциональное правопреемство как правопреемство между органами государственной власти и органами местного самоуправления - правовой институт, имеющий высокую востребованность в условиях функционирования сложного механизма компетенции местного самоуправления и в целом разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти, постоянных процессов реорганизации внутри системы исполнительной власти и пр. Введение института перераспределения полномочий поставило перед правоприменительной практикой новые вопросы относительно того, в каких случаях возможно правопреемство.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Функциональное правопреемство как правопреемство между органами государственной власти и органами местного самоуправления - правовой институт, имеющий высокую востребованность в условиях функционирования сложного механизма компетенции местного самоуправления и в целом разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти, постоянных процессов реорганизации внутри системы исполнительной власти и пр. Введение института перераспределения полномочий поставило перед правоприменительной практикой новые вопросы относительно того, в каких случаях возможно правопреемство.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. При реорганизации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в федеральной противопожарной службе.
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. При реорганизации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в федеральной противопожарной службе.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)К сожалению, объективные данные о влиянии этих реорганизаций на эффективность и результативность работы контрольно-надзорного органа в свободном доступе отсутствуют так же, как и данные, на основании которых принимались решения о проведении реорганизации. Вместе с тем очевидно, что перестройка структурно-организационного блока элементов статуса органа исполнительной власти разрушает сложившиеся связи между этим органом и вышестоящими органами исполнительной власти, сопутствующая реорганизация внутренней структуры в совокупности с изменением объема полномочий разрывают связи между структурными подразделениями внутри органа. Формирование новых связей требует времени, в течение которого эффективность и результативность работы неизбежно снижаются. Системные связи могут быть замещены их суррогатами, приводящими к захвату органа заинтересованными сторонами или даже коррупционными связями.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)К сожалению, объективные данные о влиянии этих реорганизаций на эффективность и результативность работы контрольно-надзорного органа в свободном доступе отсутствуют так же, как и данные, на основании которых принимались решения о проведении реорганизации. Вместе с тем очевидно, что перестройка структурно-организационного блока элементов статуса органа исполнительной власти разрушает сложившиеся связи между этим органом и вышестоящими органами исполнительной власти, сопутствующая реорганизация внутренней структуры в совокупности с изменением объема полномочий разрывают связи между структурными подразделениями внутри органа. Формирование новых связей требует времени, в течение которого эффективность и результативность работы неизбежно снижаются. Системные связи могут быть замещены их суррогатами, приводящими к захвату органа заинтересованными сторонами или даже коррупционными связями.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.