Ремонт дороги при сервитуте
Подборка наиболее важных документов по запросу Ремонт дороги при сервитуте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за сервитут определена на основании экспертного заключения с учетом затрат на ремонт и содержание дорог, обеспечение пропускного режима, размера земельного налога и НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за сервитут определена на основании экспертного заключения с учетом затрат на ремонт и содержание дорог, обеспечение пропускного режима, размера земельного налога и НДС
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с установлением сервитута: Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы
(КонсультантПлюс, 2025)экспертным заключением, содержащим размер платы с учетом затрат на ремонт и содержание дорог, на обеспечение пропускного режима, размер земельного налога >>>
(КонсультантПлюс, 2025)экспертным заключением, содержащим размер платы с учетом затрат на ремонт и содержание дорог, на обеспечение пропускного режима, размер земельного налога >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Земляные работы: понятие, порядок выполнения и требования к проведению
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4) размещение и установка объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4) размещение и установка объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
Статья: Наиболее сложные аспекты споров об установлении сервитутов
(Вареникова А.О.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Также при новом рассмотрении выяснилось, что для доступа к земельным участкам, расположенным, как и участок истца, внутри квартала, осуществляется строительство платной дороги через участки предпринимателя, привлеченного к участию в деле. Практически у всех участников процесса, за исключением истца, заключены с предпринимателем договоры на организацию проезда. Предприниматель за счет средств, уплачиваемых пользователями дороги, производит ее ремонт и дальнейшее строительство.
(Вареникова А.О.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Также при новом рассмотрении выяснилось, что для доступа к земельным участкам, расположенным, как и участок истца, внутри квартала, осуществляется строительство платной дороги через участки предпринимателя, привлеченного к участию в деле. Практически у всех участников процесса, за исключением истца, заключены с предпринимателем договоры на организацию проезда. Предприниматель за счет средств, уплачиваемых пользователями дороги, производит ее ремонт и дальнейшее строительство.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения или их капитального ремонта, а также капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения или их капитального ремонта, а также капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Здесь нужно отметить, что на сегодняшний день градостроительное законодательство не содержит таких понятий, как "прокладка", "перенос", "переустройство", хотя для их осуществления требуется получение разрешения на строительство (ч. 4 и 5 ст. 19 Федерального закона N 257-ФЗ), а в случае если они влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, то последние виды работ оплачиваются владельцами инженерных коммуникаций (ч. 6 указанной статьи). Прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, совершенные с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, или без согласия владельца автомобильной дороги, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации <12>.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Здесь нужно отметить, что на сегодняшний день градостроительное законодательство не содержит таких понятий, как "прокладка", "перенос", "переустройство", хотя для их осуществления требуется получение разрешения на строительство (ч. 4 и 5 ст. 19 Федерального закона N 257-ФЗ), а в случае если они влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, то последние виды работ оплачиваются владельцами инженерных коммуникаций (ч. 6 указанной статьи). Прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, совершенные с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, или без согласия владельца автомобильной дороги, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации <12>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<489> В п. 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478), "публичными сервитутами" были объявлены "право безвозмездного и беспрепятственного использования" пешеходных и автомобильных дорог и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на приватизированном земельном участке, а также право размещения на нем межевых и геодезических знаков и право доступа на участок для их ремонта.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<489> В п. 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478), "публичными сервитутами" были объявлены "право безвозмездного и беспрепятственного использования" пешеходных и автомобильных дорог и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на приватизированном земельном участке, а также право размещения на нем межевых и геодезических знаков и право доступа на участок для их ремонта.
Вопрос: О предоставлении в аренду земельных участков для размещения объекта дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами и юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации на условиях частного сервитута. Порядок предоставления земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса, а также перечень необходимых документов и требования к заполнению и содержанию (составу) заявления регламентированы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 137 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса" (далее - Административный регламент). Согласно пункту 21 Административного регламента заявитель направляет в адрес Росавтодора непосредственно либо через подведомственное ему федеральное казенное учреждение заявление о предоставлении государственной услуги (далее - заявление). В заявлении указывается: а) для физического лица (индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество; документ, удостоверяющий личность; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; место жительства; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; б) для юридического лица - полное наименование с указанием организационно-правовой формы; сведения о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; почтовый адрес; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; в) для представителя заявителя - фамилия, имя, отчество, сведения о доверенности, выданной заявителем; документ, удостоверяющий личность; кадастровый номер, местоположение земельного участка, в границах которого планируется размещение объекта дорожного сервиса, и необходимая площадь для размещения такого объекта; сведения о регистрации прав на объект дорожного сервиса (правообладатель, вид права, дата и номер регистрационной записи при их наличии); наименование и назначение объекта дорожного сервиса; цель запроса о предоставлении государственной услуги (эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, строительство объекта дорожного сервиса); номер и наименование автомобильной дороги; участок автомобильной дороги (км+м - км+м, слева/справа); срок использования земельного участка в целях размещения объекта дорожного сервиса; перечень документов, прилагаемых к заявлению, по желанию заявителя. В случае подачи заявления представителем заявителя к заявлению также прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя. Заявление подписывается заявителем с указанием даты и при наличии печати заверяется печатью. Кроме того, согласно пункту 16.1 Административного регламента подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями - владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется информирование заявителей о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги. Контактные данные подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений размещены на официальном сайте Федерального дорожного агентства - https://rosavtodor.gov.ru/.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами и юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации на условиях частного сервитута. Порядок предоставления земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса, а также перечень необходимых документов и требования к заполнению и содержанию (составу) заявления регламентированы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 137 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса" (далее - Административный регламент). Согласно пункту 21 Административного регламента заявитель направляет в адрес Росавтодора непосредственно либо через подведомственное ему федеральное казенное учреждение заявление о предоставлении государственной услуги (далее - заявление). В заявлении указывается: а) для физического лица (индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество; документ, удостоверяющий личность; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; место жительства; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; б) для юридического лица - полное наименование с указанием организационно-правовой формы; сведения о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; почтовый адрес; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; в) для представителя заявителя - фамилия, имя, отчество, сведения о доверенности, выданной заявителем; документ, удостоверяющий личность; кадастровый номер, местоположение земельного участка, в границах которого планируется размещение объекта дорожного сервиса, и необходимая площадь для размещения такого объекта; сведения о регистрации прав на объект дорожного сервиса (правообладатель, вид права, дата и номер регистрационной записи при их наличии); наименование и назначение объекта дорожного сервиса; цель запроса о предоставлении государственной услуги (эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, строительство объекта дорожного сервиса); номер и наименование автомобильной дороги; участок автомобильной дороги (км+м - км+м, слева/справа); срок использования земельного участка в целях размещения объекта дорожного сервиса; перечень документов, прилагаемых к заявлению, по желанию заявителя. В случае подачи заявления представителем заявителя к заявлению также прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя. Заявление подписывается заявителем с указанием даты и при наличии печати заверяется печатью. Кроме того, согласно пункту 16.1 Административного регламента подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями - владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется информирование заявителей о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги. Контактные данные подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений размещены на официальном сайте Федерального дорожного агентства - https://rosavtodor.gov.ru/.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)<1> См. п. 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. (утв. Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1478), где публичными сервитутами были объявлены "право безвозмездного и беспрепятственного использования" пешеходных и автомобильных дорог и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на земельном участке, а также право размещения на нем межевых и геодезических знаков и право доступа на участок для их ремонта.
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)<1> См. п. 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. (утв. Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1478), где публичными сервитутами были объявлены "право безвозмездного и беспрепятственного использования" пешеходных и автомобильных дорог и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на земельном участке, а также право размещения на нем межевых и геодезических знаков и право доступа на участок для их ремонта.
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)организации, являющиеся единым оператором или региональным оператором газификации, если публичный сервитут устанавливается для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей;
(КонсультантПлюс, 2025)организации, являющиеся единым оператором или региональным оператором газификации, если публичный сервитут устанавливается для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами;
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).