Рекомендации министерства просвещения
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекомендации министерства просвещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как выдать доверенность на представление интересов несовершеннолетнего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также, если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет в силу федерального закона вправе самостоятельно выступать в судебном процессе (в частности, в случае злоупотребления родительскими правами), доверенность на ведение дел в суде может быть выдана им самостоятельно, в иных случаях - с согласия законных представителей. Не исключено, что потребуется также предварительное разрешение органов опеки и попечительства (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ; п. 2 ст. 56 СК РФ; п. 3.5 Методических рекомендаций; параграф 1.9 Методических рекомендаций Минпросвещения России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также, если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет в силу федерального закона вправе самостоятельно выступать в судебном процессе (в частности, в случае злоупотребления родительскими правами), доверенность на ведение дел в суде может быть выдана им самостоятельно, в иных случаях - с согласия законных представителей. Не исключено, что потребуется также предварительное разрешение органов опеки и попечительства (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ; п. 2 ст. 56 СК РФ; п. 3.5 Методических рекомендаций; параграф 1.9 Методических рекомендаций Минпросвещения России).
Ситуация: Как заключается договор на организацию питания в школе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Родители могут осуществлять контроль за организацией питания их ребенка в школе. Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующий порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, регламентируется локальным нормативным актом школы (п. п. 1.1, 3.2 МР 2.4.0180-20.2.4, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020; п. 1 разд. 1 Методических рекомендаций, утв. Минпросвещения России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Родители могут осуществлять контроль за организацией питания их ребенка в школе. Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующий порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, регламентируется локальным нормативным актом школы (п. п. 1.1, 3.2 МР 2.4.0180-20.2.4, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020; п. 1 разд. 1 Методических рекомендаций, утв. Минпросвещения России).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"д) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за объектами строительства, приобретения (выкупа), капитального ремонта и реконструкции, на софинансирование расходов которых направляется субсидия в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"д) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за объектами строительства, приобретения (выкупа), капитального ремонта и реконструкции, на софинансирование расходов которых направляется субсидия в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации.
<Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий")МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий")МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Методические рекомендации Минпросвещения России 2022 г. - Методические рекомендации для специалистов органов опеки и попечительства по вопросам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание быть усыновителями или опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан, направлены письмом Министерства просвещения РФ от 4 февраля 2022 г. N 07-748 "О методических рекомендациях" <21>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Методические рекомендации Минпросвещения России 2022 г. - Методические рекомендации для специалистов органов опеки и попечительства по вопросам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание быть усыновителями или опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан, направлены письмом Министерства просвещения РФ от 4 февраля 2022 г. N 07-748 "О методических рекомендациях" <21>.
Статья: Внеурочная деятельность несовершеннолетних осужденных как фактор исправления и ресоциализации
(Фадеева С.А., Вилкова А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Существенные изменения в требования к организации и планированию внеурочной деятельности внесли Методические рекомендации Минпросвещения России <5>, которые предложили иное содержательное наполнение и структуру внеурочной деятельности. Изменения коснулись и общеобразовательных организаций, функционирующих при учреждениях пенитенциарной системы.
(Фадеева С.А., Вилкова А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Существенные изменения в требования к организации и планированию внеурочной деятельности внесли Методические рекомендации Минпросвещения России <5>, которые предложили иное содержательное наполнение и структуру внеурочной деятельности. Изменения коснулись и общеобразовательных организаций, функционирующих при учреждениях пенитенциарной системы.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) рекомендовать Минпросвещения включить организацию в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) рекомендовать Минпросвещения включить организацию в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Статья: Рабочие программы воспитания и методические ошибки проектирования
(Вилкова А.В., Фадеева С.А., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Концептуальной и методологической базой для разработки и реализации программы воспитания в школе служит федеральная рабочая программа воспитания обучающихся (в составе ФООП ОО). В конкретной школе, в соответствии с рекомендациями Минпросвещения <1>, предписано создавать единую рабочую программу воспитания для всех образовательных уровней. При этом проектирование содержания личностного развития и воспитания школьников в каждом образовательном учреждении осуществляется с учетом реальных условий, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс.
(Вилкова А.В., Фадеева С.А., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Концептуальной и методологической базой для разработки и реализации программы воспитания в школе служит федеральная рабочая программа воспитания обучающихся (в составе ФООП ОО). В конкретной школе, в соответствии с рекомендациями Минпросвещения <1>, предписано создавать единую рабочую программу воспитания для всех образовательных уровней. При этом проектирование содержания личностного развития и воспитания школьников в каждом образовательном учреждении осуществляется с учетом реальных условий, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс.
Ситуация: Каким образом организован образовательный процесс при получении общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К процедурам внешней оценки относятся: ГИА (только для уровней основного общего и среднего общего образования), всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней (п. 1.2 Методических рекомендаций, направленных Письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К процедурам внешней оценки относятся: ГИА (только для уровней основного общего и среднего общего образования), всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней (п. 1.2 Методических рекомендаций, направленных Письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49).
Ситуация: Каковы особенности совершения сделок по распоряжению имуществом несовершеннолетнего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении сделок по сдаче имущества несовершеннолетнего в аренду отметим также следующее. Законные представители ребенка не вправе заключать договор о передаче его имущества в пользование (или давать согласие на его заключение), если срок пользования имуществом превышает пять лет. Заключение такого договора допускается в исключительных случаях, с предварительного разрешения органа опеки и попечительства и при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок. При принятии решения о предоставлении имущества несовершеннолетнего в пользование другим лицам рекомендовано предусматривать обязательное страхование имущества от различных рисков его утраты и повреждения за счет арендатора (ч. 6 ст. 19 Закона N 48-ФЗ; параграф 1.7 гл. 1 разд. 2 Методических рекомендаций, направленных Письмом Минпросвещения России от 04.04.2023 N 07-1780).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении сделок по сдаче имущества несовершеннолетнего в аренду отметим также следующее. Законные представители ребенка не вправе заключать договор о передаче его имущества в пользование (или давать согласие на его заключение), если срок пользования имуществом превышает пять лет. Заключение такого договора допускается в исключительных случаях, с предварительного разрешения органа опеки и попечительства и при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок. При принятии решения о предоставлении имущества несовершеннолетнего в пользование другим лицам рекомендовано предусматривать обязательное страхование имущества от различных рисков его утраты и повреждения за счет арендатора (ч. 6 ст. 19 Закона N 48-ФЗ; параграф 1.7 гл. 1 разд. 2 Методических рекомендаций, направленных Письмом Минпросвещения России от 04.04.2023 N 07-1780).