Реклама в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5 "Общие требования к рекламе" Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""Однако, часть 10 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает императивный запрет на размещение рекламы в школьном дневнике, то есть запрет распространяется на любые формы школьного дневника. Если доступ к школьному дневнику осуществляется посредством входа на сайт в сети Интернет, то на всем таком сайте не должно быть рекламы. Следовательно, если рассматривать электронный школьный дневник, доступ к которому осуществляется путем обращения к сайту в сети Интернет, то рекламы не должно быть на всех страницах такого сайта."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор продажи предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем указание в договоре, что продается предприятие, само по себе не свидетельствует, что данный договор регламентирует продажу предприятия, поскольку передаваемые ответчиком истцу материальные активы согласно договору представляли собой: 2 компьютера, 1 планшет Apple, 1 МФУ Kyocera, 1 кулер, 4 маркерные доски, 6 столов, 19 стульев, 2 кресла, 4 вешалки, шкаф, учебная литература, словари, мягкие кресла 5 штук, люстра, 3 дивана, роутер, 2 страницы в социальной сети ВКонтакте, 1 аккаунт в... [социальной сети - ред.], 2 сайта, аккаунты с настроенной контекстной рекламой в Директе и Гугле, управленческие таблицы, шаблоны договоров, заключенные договоры со студентами...
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем указание в договоре, что продается предприятие, само по себе не свидетельствует, что данный договор регламентирует продажу предприятия, поскольку передаваемые ответчиком истцу материальные активы согласно договору представляли собой: 2 компьютера, 1 планшет Apple, 1 МФУ Kyocera, 1 кулер, 4 маркерные доски, 6 столов, 19 стульев, 2 кресла, 4 вешалки, шкаф, учебная литература, словари, мягкие кресла 5 штук, люстра, 3 дивана, роутер, 2 страницы в социальной сети ВКонтакте, 1 аккаунт в... [социальной сети - ред.], 2 сайта, аккаунты с настроенной контекстной рекламой в Директе и Гугле, управленческие таблицы, шаблоны договоров, заключенные договоры со студентами...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
В каком виде видеозапись может быть представлена в суд
(КонсультантПлюс, 2025)В настоящем случае представленные в материалы дела доказательства, подтверждают, что ответчик реализовывал свои услуги в виде курса под наименованием товарного знака истца "Школа сна", размещая информацию о нем и рекламируя с целью реализации на своем сайте http://baby-sleep.ru/ (8 ссылок), в социальной сети Instagram (3 поста), на видеохостинге YouTube (1 видео), в социальной сети TikTok (2 видео).
В каком виде видеозапись может быть представлена в суд
(КонсультантПлюс, 2025)В настоящем случае представленные в материалы дела доказательства, подтверждают, что ответчик реализовывал свои услуги в виде курса под наименованием товарного знака истца "Школа сна", размещая информацию о нем и рекламируя с целью реализации на своем сайте http://baby-sleep.ru/ (8 ссылок), в социальной сети Instagram (3 поста), на видеохостинге YouTube (1 видео), в социальной сети TikTok (2 видео).
Вопрос: Гражданин зарегистрировался в качестве самозанятого для оказания услуг по персональным и групповым тренировкам по фитнесу. При этом гражданин хочет указать на своих страницах в социальных сетях - "Школа фитнеса". Можно ли использовать слово "школа" в названии? Какие правовые последствия могут наступить?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Формально, с позиции закона, использование в средствах индивидуализации деятельности слова "школа" вне связи с реализацией образовательных программ не приводит к автоматическому осуществлению образовательной деятельности как правового последствия использования данного термина. Вместе с тем использование слова "школа" в рекламе, социальных сетях или названии фитнес-центра (клуба) может ассоциироваться контролирующими органами с осуществлением образовательной деятельности.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Формально, с позиции закона, использование в средствах индивидуализации деятельности слова "школа" вне связи с реализацией образовательных программ не приводит к автоматическому осуществлению образовательной деятельности как правового последствия использования данного термина. Вместе с тем использование слова "школа" в рекламе, социальных сетях или названии фитнес-центра (клуба) может ассоциироваться контролирующими органами с осуществлением образовательной деятельности.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"Торговая организация - рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: "В моей школе у многих ребят есть компьютер".
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"Торговая организация - рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: "В моей школе у многих ребят есть компьютер".
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)В рамках данного подхода сложилось три теории. Во-первых, субъективная теория (subjektive Theorie), согласно которой искомый критерий заключался в цели ассоциации, соответственно, направленной на извлечение непосредственной коммерческой выгоды для ассоциации или ее членов или не направленной ("идеальной"). Во-вторых, объективная (предметная) теория (objektive Theorie), которая ориентировалась на наличие или отсутствие коммерческой деятельности, т.е. участия ассоциации в коммерческом обороте. Обе теории не могли быть одинаково применены ко всему многообразию ассоциаций, возникавших на практике (начиная от платных конфессиональных школ заканчивая классическими "идеальными" спортивными союзами, которые с развитием соответствующей индустрии стали содержать футбольные команды с миллионными бюджетами и рекламными контрактами) с получением их убедительной квалификации. Это привело к появлению и восприятию судебной практикой смешанной теории (gemischte Theorie), согласно которой коммерческая ассоциация имела место лишь в случае, когда "объективно" осуществлялась коммерческая деятельность, которая при этом "субъективно" служила основной коммерческой цели <91>.
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)В рамках данного подхода сложилось три теории. Во-первых, субъективная теория (subjektive Theorie), согласно которой искомый критерий заключался в цели ассоциации, соответственно, направленной на извлечение непосредственной коммерческой выгоды для ассоциации или ее членов или не направленной ("идеальной"). Во-вторых, объективная (предметная) теория (objektive Theorie), которая ориентировалась на наличие или отсутствие коммерческой деятельности, т.е. участия ассоциации в коммерческом обороте. Обе теории не могли быть одинаково применены ко всему многообразию ассоциаций, возникавших на практике (начиная от платных конфессиональных школ заканчивая классическими "идеальными" спортивными союзами, которые с развитием соответствующей индустрии стали содержать футбольные команды с миллионными бюджетами и рекламными контрактами) с получением их убедительной квалификации. Это привело к появлению и восприятию судебной практикой смешанной теории (gemischte Theorie), согласно которой коммерческая ассоциация имела место лишь в случае, когда "объективно" осуществлялась коммерческая деятельность, которая при этом "субъективно" служила основной коммерческой цели <91>.
Статья: Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)3. Формирование совместных информационных ресурсов и продуктов, в том числе информационных систем, цифровых платформ, для возможности эффективного электронного взаимодействия, реализации совместных мероприятий на электронных площадках. Данные формы очень перспективны и с точки зрения интеграции в эти процессы возможностей единого портала "Госуслуги", разрабатываемого на платформе "Гостех" домена "Наука". Такие платформы могли бы быть использованы как для рекламы, так и для реализации электронного документооборота в процессе экспорта образовательных услуг высшей школы.
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)3. Формирование совместных информационных ресурсов и продуктов, в том числе информационных систем, цифровых платформ, для возможности эффективного электронного взаимодействия, реализации совместных мероприятий на электронных площадках. Данные формы очень перспективны и с точки зрения интеграции в эти процессы возможностей единого портала "Госуслуги", разрабатываемого на платформе "Гостех" домена "Наука". Такие платформы могли бы быть использованы как для рекламы, так и для реализации электронного документооборота в процессе экспорта образовательных услуг высшей школы.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)К работающим по совместительству, которые в любом случае работают на условиях неполного рабочего времени (ст. 284 ТК РФ), работодатели очень часто не применяют тех гарантий и не предоставляют тех прав, которые полагаются "основным" работникам. Возможно, логика работодателей в данном случае заключается в том, что работник по совместительству должен получать ключевые трудовые гарантии на основном месте работы. При этом важно понимать, что, во-первых, и для работников по основному месту работы трудовая деятельность зачастую не выступает в качестве основного источника существования, а, во-вторых, законодательство не предусматривает обязательной работы по основному месту для работников по совместительству, то есть работа по совместительству на самом деле может быть единственной работой у человека. Например, в системе образования очень распространена практика, когда преподавателям платят заработную плату с различными надбавками только в том случае, если они работают по основной работе, а работающим по совместительству полагается только должностной оклад (пропорционально ставке их неполного рабочего времени). Например, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" открыто приводит данные на своем сайте о том, какие надбавки за публикационную активность преподавателям признаются в случае, если для них работа в НИУ ВШЭ является основной <1>. Поскольку указание в публикациях преподавателей на их работу в НИУ ВШЭ никак не связано с типом их трудового договора и, по сути, они получают надбавки за рекламу своего работодателя, такой подход нарушает принцип равной оплаты за труд равной ценности, является дискриминационным и нарушает не только ст. 19 Конституции Российской Федерации, Конвенцию МОТ 1958 г. о дискриминации в сфере труда и занятий (N 111), ст. 3 и ст. 132 ТК РФ, такая практика широко распространена, продолжается десятилетиями, и никто за нее не несет ответственности.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)К работающим по совместительству, которые в любом случае работают на условиях неполного рабочего времени (ст. 284 ТК РФ), работодатели очень часто не применяют тех гарантий и не предоставляют тех прав, которые полагаются "основным" работникам. Возможно, логика работодателей в данном случае заключается в том, что работник по совместительству должен получать ключевые трудовые гарантии на основном месте работы. При этом важно понимать, что, во-первых, и для работников по основному месту работы трудовая деятельность зачастую не выступает в качестве основного источника существования, а, во-вторых, законодательство не предусматривает обязательной работы по основному месту для работников по совместительству, то есть работа по совместительству на самом деле может быть единственной работой у человека. Например, в системе образования очень распространена практика, когда преподавателям платят заработную плату с различными надбавками только в том случае, если они работают по основной работе, а работающим по совместительству полагается только должностной оклад (пропорционально ставке их неполного рабочего времени). Например, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" открыто приводит данные на своем сайте о том, какие надбавки за публикационную активность преподавателям признаются в случае, если для них работа в НИУ ВШЭ является основной <1>. Поскольку указание в публикациях преподавателей на их работу в НИУ ВШЭ никак не связано с типом их трудового договора и, по сути, они получают надбавки за рекламу своего работодателя, такой подход нарушает принцип равной оплаты за труд равной ценности, является дискриминационным и нарушает не только ст. 19 Конституции Российской Федерации, Конвенцию МОТ 1958 г. о дискриминации в сфере труда и занятий (N 111), ст. 3 и ст. 132 ТК РФ, такая практика широко распространена, продолжается десятилетиями, и никто за нее не несет ответственности.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)170. Рахматуллин Т.Э. Цифровые технологии в рекламной деятельности: правовое регулирование // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. С. 160 - 178.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)170. Рахматуллин Т.Э. Цифровые технологии в рекламной деятельности: правовое регулирование // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. С. 160 - 178.
Статья: Судебные доктрины в сфере интеллектуальных прав в России и за рубежом
(Сидоренко А.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Окружной суд США по Центральному округу Калифорния в деле "Dlugolecki v. Poppel, CV 18 3905 GW (GJSx)" установил, что в 1990-х гг. истец Д. Длуголецки (Dlugolecki) фотографировал американскую актрису Меган Маркл для школьного ежегодного альбома. После объявления о помолвке Маркл с британским принцем Гарри в 2017 г. ответчик American Broadcasting Companies, Inc. (ABC) использовал несколько фотографий истца в программах ABC, освещающих новости о помолвке. ABC показала пять фотографий за 49 секунд в течение восьми часов общего времени трансляции. Фотографии были также показаны в предварительных просмотрах и рекламных акциях в социальных сетях. Длуголецки подал против ABC иск с заявлением о нарушении авторских прав.
(Сидоренко А.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Окружной суд США по Центральному округу Калифорния в деле "Dlugolecki v. Poppel, CV 18 3905 GW (GJSx)" установил, что в 1990-х гг. истец Д. Длуголецки (Dlugolecki) фотографировал американскую актрису Меган Маркл для школьного ежегодного альбома. После объявления о помолвке Маркл с британским принцем Гарри в 2017 г. ответчик American Broadcasting Companies, Inc. (ABC) использовал несколько фотографий истца в программах ABC, освещающих новости о помолвке. ABC показала пять фотографий за 49 секунд в течение восьми часов общего времени трансляции. Фотографии были также показаны в предварительных просмотрах и рекламных акциях в социальных сетях. Длуголецки подал против ABC иск с заявлением о нарушении авторских прав.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Правообладатель, заинтересованный в стабильном осуществлении своих прав, будет действовать на опережение, предупреждая нарушение, - пресекать рекламу будущего контрафактного товара (запрещать анонсы, трейлеры, тизеры, любые подобные сообщения в социальных сетях и т.д.) и разного рода приготовления к контрафактной деятельности. В этом случае речь тоже должна идти о защите интереса. Н.В. Гоголь посылал одному из основоположников русской актерской школы М.С. Щепкину отрывки своей уничтоженной комедии "Владимир третьей степени" с напутствием: "Помните себе хорошенько, что уж от меня больше ничего не дождетесь: я не могу и не буду писать ничего для театра" <1>. Сама попытка нарушить подобный запрет, отсутствие согласия правообладателя на то или иное использование произведения или объекта смежных прав являются основанием требования о прекращении незаконных приготовлений - предварительных, сопутствующих действий.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Правообладатель, заинтересованный в стабильном осуществлении своих прав, будет действовать на опережение, предупреждая нарушение, - пресекать рекламу будущего контрафактного товара (запрещать анонсы, трейлеры, тизеры, любые подобные сообщения в социальных сетях и т.д.) и разного рода приготовления к контрафактной деятельности. В этом случае речь тоже должна идти о защите интереса. Н.В. Гоголь посылал одному из основоположников русской актерской школы М.С. Щепкину отрывки своей уничтоженной комедии "Владимир третьей степени" с напутствием: "Помните себе хорошенько, что уж от меня больше ничего не дождетесь: я не могу и не буду писать ничего для театра" <1>. Сама попытка нарушить подобный запрет, отсутствие согласия правообладателя на то или иное использование произведения или объекта смежных прав являются основанием требования о прекращении незаконных приготовлений - предварительных, сопутствующих действий.
Статья: Целевое обучение в 2025 - 2026 учебном году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 4)Участникам информационной кампании, включая вузы, Минобрнауки рекомендует размещать на своих ресурсах (официальный сайт, социальные медиа) информационные и рекламные материалы о целевом обучении с периодичностью не реже двух раз в месяц. План публикаций необходимо соотносить с периодами подачи заявлений выпускниками на участие в ЕГЭ, проведения ЕГЭ в средних образовательных учреждениях, старта приемной кампании, начала и завершения приема документов от абитуриентов.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 4)Участникам информационной кампании, включая вузы, Минобрнауки рекомендует размещать на своих ресурсах (официальный сайт, социальные медиа) информационные и рекламные материалы о целевом обучении с периодичностью не реже двух раз в месяц. План публикаций необходимо соотносить с периодами подачи заявлений выпускниками на участие в ЕГЭ, проведения ЕГЭ в средних образовательных учреждениях, старта приемной кампании, начала и завершения приема документов от абитуриентов.
Статья: Правовой статус путунхуа в Китайской Народной Республике и русского языка в Российской Федерации
(Белов С.А., Емельченкова Е.Н., Ревазов М.А.)
("Закон", 2024, N 12)Вторая глава Закона, однако, более определенна и требует использования путунхуа государственными органами в качестве языка государственной службы, в школах и других учебных заведениях, на радио и телевидении, на упаковке товаров, вывесках, в торговле, рекламе, названиях организаций, на любых объектах в общественных местах, при обработке данных и в информационных технологиях. Использование иностранных языков и местных диалектов на радио и телевидении допускается с разрешения комитета Госсовета по вопросам радио- и телевещания, а местные диалекты и традиционные китайские иероглифы могут использоваться в случаях, предусмотренных законом, - в произведениях искусства, при воспроизведении исторических документов и иных случаях, когда это "действительно необходимо".
(Белов С.А., Емельченкова Е.Н., Ревазов М.А.)
("Закон", 2024, N 12)Вторая глава Закона, однако, более определенна и требует использования путунхуа государственными органами в качестве языка государственной службы, в школах и других учебных заведениях, на радио и телевидении, на упаковке товаров, вывесках, в торговле, рекламе, названиях организаций, на любых объектах в общественных местах, при обработке данных и в информационных технологиях. Использование иностранных языков и местных диалектов на радио и телевидении допускается с разрешения комитета Госсовета по вопросам радио- и телевещания, а местные диалекты и традиционные китайские иероглифы могут использоваться в случаях, предусмотренных законом, - в произведениях искусства, при воспроизведении исторических документов и иных случаях, когда это "действительно необходимо".
Статья: О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В литературе вопрос о конкуренции вузов на рынке образовательных услуг исследуется в двух указанных смыслах. Например, Д.А. Петров полагает, что понятие "конкуренция" может быть перенесено только на платные образовательные услуги; конкуренция же как соперничество "...фактически имеет место не столько между образовательными организациями, сколько между образовательными программами, факультетами, кафедрами, научными школами и прочими структурными элементами образовательного процесса как вида деятельности" <2>.
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В литературе вопрос о конкуренции вузов на рынке образовательных услуг исследуется в двух указанных смыслах. Например, Д.А. Петров полагает, что понятие "конкуренция" может быть перенесено только на платные образовательные услуги; конкуренция же как соперничество "...фактически имеет место не столько между образовательными организациями, сколько между образовательными программами, факультетами, кафедрами, научными школами и прочими структурными элементами образовательного процесса как вида деятельности" <2>.
Статья: Использование фотографий, взятых из Интернета: правовые риски, практика, рекомендации
(Гайдук В.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 6)Решением Арбитражного суда Саратовской области от 6 февраля 2015 года по делу N А57 суд взыскал в пользу Истца компенсацию в размере одного млн 100 тыс. рублей. При этом суд учел следующие обстоятельства: длительность неправомерного использования фотографических произведений истца ответчиком с целью извлечения дохода, множественность неправомерно используемых ответчиком произведений, виновность действий ответчика (37 фотографий), "принимая во внимание, что ответчик, разместив фотографические произведения на своем сайте в качестве предложения к продаже продукции от собственного имени (реклама), создал опасность (возможность) смешения продукции истца, являющегося производителем школьной мебели и осуществляющего ее продажу, в том числе посредством собственного сайта, с продукцией ответчика, в результате чего потребители могут прийти к необоснованным выводам: 1) о наличии между истцом и ответчиком каких-либо торговых взаимоотношений (принадлежность к сети продаж; дилерство и т.п.); 2) о том, что продукция ответчика идентична продукции истца (по качеству, цене и т.п.); 3) о том, что ответчик и истец являются аффилированными лицами" [20].
(Гайдук В.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 6)Решением Арбитражного суда Саратовской области от 6 февраля 2015 года по делу N А57 суд взыскал в пользу Истца компенсацию в размере одного млн 100 тыс. рублей. При этом суд учел следующие обстоятельства: длительность неправомерного использования фотографических произведений истца ответчиком с целью извлечения дохода, множественность неправомерно используемых ответчиком произведений, виновность действий ответчика (37 фотографий), "принимая во внимание, что ответчик, разместив фотографические произведения на своем сайте в качестве предложения к продаже продукции от собственного имени (реклама), создал опасность (возможность) смешения продукции истца, являющегося производителем школьной мебели и осуществляющего ее продажу, в том числе посредством собственного сайта, с продукцией ответчика, в результате чего потребители могут прийти к необоснованным выводам: 1) о наличии между истцом и ответчиком каких-либо торговых взаимоотношений (принадлежность к сети продаж; дилерство и т.п.); 2) о том, что продукция ответчика идентична продукции истца (по качеству, цене и т.п.); 3) о том, что ответчик и истец являются аффилированными лицами" [20].