Реклама по электронной почте
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама по электронной почте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"Установив, что факт распространения обществом "ГикБрейнс" рекламы посредством электронной почты без получения предварительного согласия абонента на получение такой рекламы подтверждается материалами дела, учитывая, что отказ Семененко Д.С. от рассылки рекламных сообщений был выражен в письме от 05.03.2022 в 18:33, направленном с почты semenenkodasha@mail.ru на почту support@geekbrains.ru с формулировкой: "Я убрала в личном кабинете отправку email-уведомлений, почему вы продолжаете их присылать?", однако после 08.03.2022 общество продолжило рассылку рекламных сообщений в адрес Семененко Д.С. при наличии ее волеизъявления, выразившемся в отказе на получение сообщений рекламного характера, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФТаким образом, изложенные обстоятельства указывают на наличие в действиях заявителя административного правонарушения, выразившегося в распространении рекламы посредством рассылки по электронной почте Ловкиной А.В. в отсутствие предварительного согласия третьего лица, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за распространение рекламного спама по электронной почте?
(Консультация эксперта, 2025)Требования ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ распространяются и на направление рекламы по электронной почте (такой вывод следует, в частности, из Определения Верховного Суда РФ от 08.07.2021 N 310-ЭС21-10616 по делу N А14-8969/2020).
(Консультация эксперта, 2025)Требования ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ распространяются и на направление рекламы по электронной почте (такой вывод следует, в частности, из Определения Верховного Суда РФ от 08.07.2021 N 310-ЭС21-10616 по делу N А14-8969/2020).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Статья: Аренда помещений для ритейла
(Брильян В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)- коммуникация с целевой аудиторией через социальные сети, контекстную рекламу, email-рассылки, локальные объявления в зоне охвата, сайт и мобильные приложения, проведение разнообразных досугово-развлекательных мероприятий;
(Брильян В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)- коммуникация с целевой аудиторией через социальные сети, контекстную рекламу, email-рассылки, локальные объявления в зоне охвата, сайт и мобильные приложения, проведение разнообразных досугово-развлекательных мероприятий;
Статья: Правовое регулирование электронной торговли в Японии
(Жмулина Д.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Закон Японии об особых электронных письмах регулирует рассылки рекламного характера. В соответствии с этим Законом предприниматели в сфере электронной торговли могут рассылать рекламу по электронной почте только в установленных случаях. Во-первых, если получатели соглашаются на получение такой электронной почты в ответ на запрос на получение, направленный предпринимателем. Во-вторых, когда получатели сообщают свой адрес электронной почты отправителю в письменной форме (например, предоставляя визитную карточку). В-третьих, когда получатели имеют деловые отношения с отправителем. Также разрешено направлять электронные письма рекламного характера получателям, которые сделали свой адрес электронной почты доступным в Интернете для деловых целей.
(Жмулина Д.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Закон Японии об особых электронных письмах регулирует рассылки рекламного характера. В соответствии с этим Законом предприниматели в сфере электронной торговли могут рассылать рекламу по электронной почте только в установленных случаях. Во-первых, если получатели соглашаются на получение такой электронной почты в ответ на запрос на получение, направленный предпринимателем. Во-вторых, когда получатели сообщают свой адрес электронной почты отправителю в письменной форме (например, предоставляя визитную карточку). В-третьих, когда получатели имеют деловые отношения с отправителем. Также разрешено направлять электронные письма рекламного характера получателям, которые сделали свой адрес электронной почты доступным в Интернете для деловых целей.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)<1> См.: Coffee J.C. Entrepreneurial Litigation: Its Rise, Fall, and Future. P. 206. Отметим, что тема использования современных, отвечающих стремительным темпам цифровизации общества уведомлений и наилучших способов информирования (в том числе специальных веб-сайтов, социальных сетей, контекстной рекламы, электронной почты и т.п.) потенциальных потерпевших о намерении обратиться с групповым иском и в дальнейшем о ходе группового разбирательства является одной из наиболее актуальных тем последнего времени. См., напр.: Aiken A.W. Class Action Notice in the Digital Age // University of Pennsylvania Law Review. 2017. Vol. 165. P. 967 - 1018; Долганичев В.В. Информационные технологии при рассмотрении групповых исков // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. N 8. С. 59 - 61; Домшенко В.Г. Подготовка группового иска. Как правильно уведомить других потерпевших // Арбитражная практика для юристов. 2023. N 6. С. 46 - 52.
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)<1> См.: Coffee J.C. Entrepreneurial Litigation: Its Rise, Fall, and Future. P. 206. Отметим, что тема использования современных, отвечающих стремительным темпам цифровизации общества уведомлений и наилучших способов информирования (в том числе специальных веб-сайтов, социальных сетей, контекстной рекламы, электронной почты и т.п.) потенциальных потерпевших о намерении обратиться с групповым иском и в дальнейшем о ходе группового разбирательства является одной из наиболее актуальных тем последнего времени. См., напр.: Aiken A.W. Class Action Notice in the Digital Age // University of Pennsylvania Law Review. 2017. Vol. 165. P. 967 - 1018; Долганичев В.В. Информационные технологии при рассмотрении групповых исков // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. N 8. С. 59 - 61; Домшенко В.Г. Подготовка группового иска. Как правильно уведомить других потерпевших // Арбитражная практика для юристов. 2023. N 6. С. 46 - 52.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 06.04.2024 N 78-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
Статья: Каким будет штраф, если на вас пожалуются за спам-звонки
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
Готовое решение: Как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Затраты на рассылку по электронной почте не нормируются, так как это распространение рекламы через информационно-телекоммуникационные сети (Письмо Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63). Это не касается затрат на рекламу в Интернете, указанных в п. 44 ст. 270 НК РФ. Они в целях налога на прибыль не учитываются (Письмо Минфина России от 09.04.2025 N 03-03-06/1/35349).
(КонсультантПлюс, 2025)Затраты на рассылку по электронной почте не нормируются, так как это распространение рекламы через информационно-телекоммуникационные сети (Письмо Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63). Это не касается затрат на рекламу в Интернете, указанных в п. 44 ст. 270 НК РФ. Они в целях налога на прибыль не учитываются (Письмо Минфина России от 09.04.2025 N 03-03-06/1/35349).
Статья: Информация об интересах и поведении потребителя как объект правоотношений в период цифровизации
(Белов В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)В рамках приведенных положений указание О.М. Ксенофонтова о незаконности парсинга данных пользователей социальных сетей без их предварительного согласия <28> выглядит весьма обоснованным, в том числе для целей защиты неприкосновенности частной жизни граждан и потребителей. Аналогичный вывод следует из судебного дела, где компания Google, зарегистрированная на территории Российской Федерации, была привлечена к ответственности за нарушение тайны переписки, поскольку, используя специальное программное обеспечение, размещала рекламу в электронной почте пользователя, руководствуясь результатами мониторинга его электронной корреспонденции <29>. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько правомерным является подход, связанный с автоматическим проставлением (предоставлением) согласия о том, что, продолжая использовать ресурс, пользователь - потенциальный потребитель выражает согласие с тем, что данные о нем и его скрытых интересах будут собираться, обрабатываться или даже продаваться, хотя и с применением методик по обезличиванию и автоматизации на основании соответствующего алгоритма, содержащегося в цифровом пространстве? А.В. Гапанович справедливо отмечает, что предоставлением подобных согласий является не более чем формальностью, не основанной на добровольном волеизъявлении субъектов персональных данных, поскольку усматривается неравенство статусов <30>, в связи с тем что такого рода соглашения заключаются по модели договора присоединения, имеющего одноименное наименование click-wrap-соглашений, где факт заключения договора осуществляется щелчком компьютерной мыши в окошке согласия с условиями конфиденциальности и сбора cookies <31>. "...Проблема может заключаться в том, что если сайт предоставляет уникальный контент, то пользователю не остается ничего иного, как принять предложение, иначе просмотреть информацию он не сможет. Другими словами, должно ли у пользователя быть право просматривать сайт без применения к нему соответствующих технологий? Ответ на данный вопрос остается открытым..." <32>. Отметим, что в судебной практике также встречаются дела, по результатам рассмотрения которых суд признает нарушение компаниями порядка обработки персональных данных и находит основания для включения веб-сайта в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Так, в одном из дел суд указал: "...на сайте не реализован функционал, предполагающий получение конкретного, информированного и сознательного согласия на обработку персональных данных, а равно отсутствует информация о наличии иных правовых оснований на обработку персональных данных..." <33>.
(Белов В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)В рамках приведенных положений указание О.М. Ксенофонтова о незаконности парсинга данных пользователей социальных сетей без их предварительного согласия <28> выглядит весьма обоснованным, в том числе для целей защиты неприкосновенности частной жизни граждан и потребителей. Аналогичный вывод следует из судебного дела, где компания Google, зарегистрированная на территории Российской Федерации, была привлечена к ответственности за нарушение тайны переписки, поскольку, используя специальное программное обеспечение, размещала рекламу в электронной почте пользователя, руководствуясь результатами мониторинга его электронной корреспонденции <29>. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько правомерным является подход, связанный с автоматическим проставлением (предоставлением) согласия о том, что, продолжая использовать ресурс, пользователь - потенциальный потребитель выражает согласие с тем, что данные о нем и его скрытых интересах будут собираться, обрабатываться или даже продаваться, хотя и с применением методик по обезличиванию и автоматизации на основании соответствующего алгоритма, содержащегося в цифровом пространстве? А.В. Гапанович справедливо отмечает, что предоставлением подобных согласий является не более чем формальностью, не основанной на добровольном волеизъявлении субъектов персональных данных, поскольку усматривается неравенство статусов <30>, в связи с тем что такого рода соглашения заключаются по модели договора присоединения, имеющего одноименное наименование click-wrap-соглашений, где факт заключения договора осуществляется щелчком компьютерной мыши в окошке согласия с условиями конфиденциальности и сбора cookies <31>. "...Проблема может заключаться в том, что если сайт предоставляет уникальный контент, то пользователю не остается ничего иного, как принять предложение, иначе просмотреть информацию он не сможет. Другими словами, должно ли у пользователя быть право просматривать сайт без применения к нему соответствующих технологий? Ответ на данный вопрос остается открытым..." <32>. Отметим, что в судебной практике также встречаются дела, по результатам рассмотрения которых суд признает нарушение компаниями порядка обработки персональных данных и находит основания для включения веб-сайта в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Так, в одном из дел суд указал: "...на сайте не реализован функционал, предполагающий получение конкретного, информированного и сознательного согласия на обработку персональных данных, а равно отсутствует информация о наличии иных правовых оснований на обработку персональных данных..." <33>.