Регулирование интернет-торговли
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование интернет-торговли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы экспортного контроля в условиях функционирования Евразийского экономического союза
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)<1> Репушевская О.А., Никулочкина Д.О. Актуальные проблемы таможенного регулирования международной интернет-торговли // Экономическая безопасность: финансовый и таможенный аспект: мат. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 125 - 129.
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)<1> Репушевская О.А., Никулочкина Д.О. Актуальные проблемы таможенного регулирования международной интернет-торговли // Экономическая безопасность: финансовый и таможенный аспект: мат. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 125 - 129.
Статья: Формирование национальной цифровой экосистемы как основа реализации принципа недискриминации в международных частноправовых отношениях
(Александрина М.А.)
("Цивилист", 2023, N 4)Возрастание роли негосударственного регулирования применительно к киберпространству особенно очевидно и обусловлено объективными техническими условиями. Принцип автономии воли также подвержен влиянию актуальных проблем правового регулирования отношений в настоящее время. В современных условиях интенсивного развития информационных технологий и формирования цифрового общества создается система норм негосударственного характера, исходящая от создателей интернет-платформ и интернет-операторов. Эта система норм часто именуется как lex informatica и применяется для регулирования, прежде всего, интернет-торговли, киберделиктов, обращения цифровых финансовых активов и разрешения споров посредством онлайн-арбитража. В частности, Федеральный закон N 259-ФЗ регулирует выпуск и оборот цифровых финансовых активов и определяет правовой статус операторов информационной системы и операторов обмена цифровых финансовых активов. При этом оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан утвердить правила указанной информационной системы (п. 3 ст. 5 закона). И оператор обмена цифровых финансовых активов также утверждает правила обмена цифровых финансовых активов, подлежащие согласованию с Банком России (п. 1 ст. 11).
(Александрина М.А.)
("Цивилист", 2023, N 4)Возрастание роли негосударственного регулирования применительно к киберпространству особенно очевидно и обусловлено объективными техническими условиями. Принцип автономии воли также подвержен влиянию актуальных проблем правового регулирования отношений в настоящее время. В современных условиях интенсивного развития информационных технологий и формирования цифрового общества создается система норм негосударственного характера, исходящая от создателей интернет-платформ и интернет-операторов. Эта система норм часто именуется как lex informatica и применяется для регулирования, прежде всего, интернет-торговли, киберделиктов, обращения цифровых финансовых активов и разрешения споров посредством онлайн-арбитража. В частности, Федеральный закон N 259-ФЗ регулирует выпуск и оборот цифровых финансовых активов и определяет правовой статус операторов информационной системы и операторов обмена цифровых финансовых активов. При этом оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан утвердить правила указанной информационной системы (п. 3 ст. 5 закона). И оператор обмена цифровых финансовых активов также утверждает правила обмена цифровых финансовых активов, подлежащие согласованию с Банком России (п. 1 ст. 11).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 21.12.2018 N 279н
(ред. от 02.06.2023)
"Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях"
(вместе с "Требованиями к назначенным операторам почтовой связи, осуществляющим таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях, от имени и по поручению физического лица - приобретателя товаров")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2018 N 53197)При осуществлении своей деятельности уполномоченный оператор имеет право запрашивать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании требований, и представлять такие сведения таможенным органам для целей осуществления таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках интернет-торговли в адрес физического лица - приобретателя товаров.
(ред. от 02.06.2023)
"Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях"
(вместе с "Требованиями к назначенным операторам почтовой связи, осуществляющим таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях, от имени и по поручению физического лица - приобретателя товаров")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2018 N 53197)При осуществлении своей деятельности уполномоченный оператор имеет право запрашивать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании требований, и представлять такие сведения таможенным органам для целей осуществления таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках интернет-торговли в адрес физического лица - приобретателя товаров.
Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 N 256-р
<Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года>Неконтролируемый трансграничный оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов "открытой" международной интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования международных потоков товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в рамках Всемирной торговой организации и на национальном уровне, облегчает проникновение контрафактной и фальсифицированной продукции на рынки различных стран, позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции. Такая ситуация в большинстве случаев приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, недостаточной развитости механизмов защиты добросовестных производителей на законодательном уровне и создает риски исчезновения качественной продукции с торговых рынков тех или иных стран.
<Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года>Неконтролируемый трансграничный оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов "открытой" международной интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования международных потоков товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в рамках Всемирной торговой организации и на национальном уровне, облегчает проникновение контрафактной и фальсифицированной продукции на рынки различных стран, позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции. Такая ситуация в большинстве случаев приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, недостаточной развитости механизмов защиты добросовестных производителей на законодательном уровне и создает риски исчезновения качественной продукции с торговых рынков тех или иных стран.
Статья: Объекты предпринимательских правоотношений в сфере внешней торговли услугами в условиях цифровой экономики
(Ворникова Е.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)<18> Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 6, 21.
(Ворникова Е.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)<18> Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 6, 21.
Статья: Особенности адвокатской деятельности по защите прав потребителей в сети Интернет: правовые основы и практика реализации
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)В настоящее время законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей слабо учитывает особенности интернет-торговли и интернет-услуг.
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)В настоящее время законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей слабо учитывает особенности интернет-торговли и интернет-услуг.
Статья: Международные инструменты регулирования трансграничной электронной торговли
(Татаева И.Ю.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 1)В 2021 г. рост мирового рынка электронной торговли достиг величины 4,5 трлн долл. США, а продажи показали динамику увеличения на 16%. В России из этой суммы 3,1 трлн руб. приходится на внутренний рынок (+13% по сравнению с 2020 г.), трансграничные онлайн-продажи составили 478,6 млрд руб. (+9% по сравнению с 2020 г.). Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2% [2].
(Татаева И.Ю.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 1)В 2021 г. рост мирового рынка электронной торговли достиг величины 4,5 трлн долл. США, а продажи показали динамику увеличения на 16%. В России из этой суммы 3,1 трлн руб. приходится на внутренний рынок (+13% по сравнению с 2020 г.), трансграничные онлайн-продажи составили 478,6 млрд руб. (+9% по сравнению с 2020 г.). Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2% [2].
"Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы"
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Однако в нашей стране есть другой опыт урегулирования споров, не относящийся в его точном понимании к процедурам АРС. Так, с помощью технологий разрешаются споры в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и в "Яндекс Маркете", также относительно широко потребителями используются находящиеся вне территории России площадки для разрешения споров AliExpress, Airbnb <17> и пр. При этом во всех этих случаях все-таки нет полностью автоматизированного порядка принятия, как относительно непрозрачен и сам порядок принятия решения. Эти споры, в основном связанные с защитой прав потребителей, элементарно незаметны и не оцениваются при анализах как разрешенные споры (прежде всего потому, что они урегулируются через сервисы по доставке товаров, перевозке, аренде жилья, включающие в качестве одной из опций урегулирование споров). Любопытно отметить, что нередко споры ведутся по весьма незначительным суммам (иногда несколько десятков рублей), и очевидно, что при отсутствии таких сервисов сами споры вряд ли были бы переданы на рассмотрение куда бы то ни было еще, т.е. права граждан безусловно оставались бы нарушенными. Следовательно, такой формат урегулирования споров в итоге повышает уровень правовой защищенности отдельных лиц <18>.
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Однако в нашей стране есть другой опыт урегулирования споров, не относящийся в его точном понимании к процедурам АРС. Так, с помощью технологий разрешаются споры в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и в "Яндекс Маркете", также относительно широко потребителями используются находящиеся вне территории России площадки для разрешения споров AliExpress, Airbnb <17> и пр. При этом во всех этих случаях все-таки нет полностью автоматизированного порядка принятия, как относительно непрозрачен и сам порядок принятия решения. Эти споры, в основном связанные с защитой прав потребителей, элементарно незаметны и не оцениваются при анализах как разрешенные споры (прежде всего потому, что они урегулируются через сервисы по доставке товаров, перевозке, аренде жилья, включающие в качестве одной из опций урегулирование споров). Любопытно отметить, что нередко споры ведутся по весьма незначительным суммам (иногда несколько десятков рублей), и очевидно, что при отсутствии таких сервисов сами споры вряд ли были бы переданы на рассмотрение куда бы то ни было еще, т.е. права граждан безусловно оставались бы нарушенными. Следовательно, такой формат урегулирования споров в итоге повышает уровень правовой защищенности отдельных лиц <18>.
Статья: Мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: актуальные вопросы
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Глобализация экономических отношений, цифровые механизмы оборота финансовых средств, развитие интернет-торговли и системы цифровых финансовых услуг - эти и другие факторы обусловили стремительное развитие не только государственного регулирования этих и смежных с ними областей общественных отношений, но и активное установление и последующее совершенствование международных стандартов в области оборота финансовых средств. Одним из проблемных аспектов подобного регулирования выступает противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Постепенный и, по всей видимости, безвозвратный уход финансовых транзакций в цифровое поле потребовал новых подходов к контролю за оборотом финансовых средств. Причем, несмотря на стремительную цифровизацию сферы финансовых услуг (а финансовая сфера, как правило, признается здесь безусловным пионером), оборот наличных денежных средств и инструментов также сохраняется. С учетом этого контроль внутринационального и трансграничного оборота финансовых средств содержит в себе несколько достаточно самостоятельных направлений и требует наднациональных механизмов регулирования. В связи с этим приобретет особую актуальность разработка вопросов эффективности международных стандартов в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Глобализация экономических отношений, цифровые механизмы оборота финансовых средств, развитие интернет-торговли и системы цифровых финансовых услуг - эти и другие факторы обусловили стремительное развитие не только государственного регулирования этих и смежных с ними областей общественных отношений, но и активное установление и последующее совершенствование международных стандартов в области оборота финансовых средств. Одним из проблемных аспектов подобного регулирования выступает противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Постепенный и, по всей видимости, безвозвратный уход финансовых транзакций в цифровое поле потребовал новых подходов к контролю за оборотом финансовых средств. Причем, несмотря на стремительную цифровизацию сферы финансовых услуг (а финансовая сфера, как правило, признается здесь безусловным пионером), оборот наличных денежных средств и инструментов также сохраняется. С учетом этого контроль внутринационального и трансграничного оборота финансовых средств содержит в себе несколько достаточно самостоятельных направлений и требует наднациональных механизмов регулирования. В связи с этим приобретет особую актуальность разработка вопросов эффективности международных стандартов в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Статья: Регулирование трансграничной (внешней) электронной торговли как фактор развития товарооборота
(Ворона А.А., Дианова В.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать о том, что активное развитие трансграничной электронной торговли влечет за собой необходимость и регламентации данного рынка, будет способствовать развитию отечественных маркетплейсов, системы бондовых складов. Активная позиция ФТС России по регулированию данного вопроса способствует развитию интернет-торговли на территории России.
(Ворона А.А., Дианова В.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать о том, что активное развитие трансграничной электронной торговли влечет за собой необходимость и регламентации данного рынка, будет способствовать развитию отечественных маркетплейсов, системы бондовых складов. Активная позиция ФТС России по регулированию данного вопроса способствует развитию интернет-торговли на территории России.
Статья: Почему платформы электронной торговли России не содержат внутренних систем урегулирования споров?
(Крикун Л.А.)
("Третейский суд", 2022, N 4)В статье дано понятие урегулирования споров в режиме онлайн (УСО), освещены российские законодательные инициативы относительно урегулирования онлайн-споров, рассмотрена процедура разрешения споров в сфере интернет-торговли в Китае и США.
(Крикун Л.А.)
("Третейский суд", 2022, N 4)В статье дано понятие урегулирования споров в режиме онлайн (УСО), освещены российские законодательные инициативы относительно урегулирования онлайн-споров, рассмотрена процедура разрешения споров в сфере интернет-торговли в Китае и США.
Статья: О разрешении потребительских споров на российских онлайн-платформах
(Бурова А.Ю.)
("Юрист", 2024, N 8)Объем онлайн-торговли в России продолжает расти: за 2022 г. оборот увеличился почти на 30%, и примерно такие же темпы роста ожидаются в 2023 г. <1>. Однако дистанционный формат продаж порождает ряд качественно новых вопросов, связанных с посредничеством на рынке интернет-торговли. И даже несмотря на имеющееся нормативное регулирование дистанционных продаж, некоторые вопросы (модели взаимоотношений пользователей и владельцев посреднических онлайн-платформ, пределы ответственности последних) остаются до конца не решенными.
(Бурова А.Ю.)
("Юрист", 2024, N 8)Объем онлайн-торговли в России продолжает расти: за 2022 г. оборот увеличился почти на 30%, и примерно такие же темпы роста ожидаются в 2023 г. <1>. Однако дистанционный формат продаж порождает ряд качественно новых вопросов, связанных с посредничеством на рынке интернет-торговли. И даже несмотря на имеющееся нормативное регулирование дистанционных продаж, некоторые вопросы (модели взаимоотношений пользователей и владельцев посреднических онлайн-платформ, пределы ответственности последних) остаются до конца не решенными.
Вопрос: Возможна ли торговля продуктами питания с использованием ОКВЭД 47.9?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, при использовании кода ОКВЭД для интернет-торговли 47.9 организация вправе осуществлять розничную торговлю широким ассортиментом товаров. Это могут быть как спортивные товары, так и продукты питания (в том числе готовая пищевая продукция). Какие-либо ограничения ОКВЭД не предусмотрены.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, при использовании кода ОКВЭД для интернет-торговли 47.9 организация вправе осуществлять розничную торговлю широким ассортиментом товаров. Это могут быть как спортивные товары, так и продукты питания (в том числе готовая пищевая продукция). Какие-либо ограничения ОКВЭД не предусмотрены.