Регулирование цифровых финансовых активов
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование цифровых финансовых активов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Проект о долговых цифровых финансовых активах внесен в Госдуму (01.11.2025)
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Созданное правовое регулирование ЦФА направлено прежде всего на установление алгоритмов государственного контроля за эмиссией и оборотом токенов как средством привлечения капитала резидентами РФ, видимо, чтобы пресечь недобросовестное поведение эмитентов.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Созданное правовое регулирование ЦФА направлено прежде всего на установление алгоритмов государственного контроля за эмиссией и оборотом токенов как средством привлечения капитала резидентами РФ, видимо, чтобы пресечь недобросовестное поведение эмитентов.
Статья: Проблемы включения криптовалюты в конкурсную массу должника
(Карпов Э.С., Кутуев Э.К.)
("Финансовое право", 2025, N 4)<14> Валов К.В. Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты // Законность. 2024. N 7. С. 51 - 57.
(Карпов Э.С., Кутуев Э.К.)
("Финансовое право", 2025, N 4)<14> Валов К.В. Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты // Законность. 2024. N 7. С. 51 - 57.
Статья: Роль криптовалюты в незаконной организации и проведении азартных игр с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(Абазехова З.И.)
("Уголовное право", 2025, N 3)В ряде российских научных источников понятия "криптовалюта" и "цифровая валюта" используются в качестве синонимов <2>. Однако в ходе принятия Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ, посвященного регулированию цифровых финансовых активов (далее - ЦФА) и цифровой валюты, законодатель отказался от использования термина "криптовалюта" <3>. Вместе с тем в ч. 3 ст. 1 данного Закона закреплено: "Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей..." <4>.
(Абазехова З.И.)
("Уголовное право", 2025, N 3)В ряде российских научных источников понятия "криптовалюта" и "цифровая валюта" используются в качестве синонимов <2>. Однако в ходе принятия Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ, посвященного регулированию цифровых финансовых активов (далее - ЦФА) и цифровой валюты, законодатель отказался от использования термина "криптовалюта" <3>. Вместе с тем в ч. 3 ст. 1 данного Закона закреплено: "Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей..." <4>.
Статья: Цифровые финансовые активы в системе долговых финансовых инструментов
(Чеховская С.А., Суховецкая Е.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Исходя из функциональных задач института цифровых финансовых активов, его неоднородности и гибкости, а также анализа зарубежного опыта, сформулирован вывод об обоснованности включения цифровых финансовых активов в систему долговых финансовых инструментов при условии выделения их в самостоятельную подсистему, включающую как цифровые финансовые инструменты, имеющие природу ценных бумаг, так и иные финансовые инструменты. Сложность системы цифровых финансовых активов и их технологические особенности должны стать определяющими при формировании эффективного правового регулирования цифровых финансовых активов.
(Чеховская С.А., Суховецкая Е.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Исходя из функциональных задач института цифровых финансовых активов, его неоднородности и гибкости, а также анализа зарубежного опыта, сформулирован вывод об обоснованности включения цифровых финансовых активов в систему долговых финансовых инструментов при условии выделения их в самостоятельную подсистему, включающую как цифровые финансовые инструменты, имеющие природу ценных бумаг, так и иные финансовые инструменты. Сложность системы цифровых финансовых активов и их технологические особенности должны стать определяющими при формировании эффективного правового регулирования цифровых финансовых активов.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС - это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, операторы ИПС (указание на операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг и операторов ИПС включено Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг), поставщики платежных приложений (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов), операторы электронных платформ (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2022 г. N 331-ФЗ, принятым в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав), оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля (указание на оператора платформы цифрового рубля и участников платформы цифрового рубля включено Законом 2023 г. N 340-ФЗ, принятым в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС - это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, операторы ИПС (указание на операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг и операторов ИПС включено Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг), поставщики платежных приложений (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов), операторы электронных платформ (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2022 г. N 331-ФЗ, принятым в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав), оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля (указание на оператора платформы цифрового рубля и участников платформы цифрового рубля включено Законом 2023 г. N 340-ФЗ, принятым в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля).