Регулирование численности охотничьих
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование численности охотничьих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Приказ Минприроды России от 27 мая 2024 г. N 319 "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Приказ Минприроды России от 27 мая 2024 г. N 319 "О внесении
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отстрел и отлов должны осуществляться с применением способов, не допускающих жестокого обращения с животными. В свою очередь, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (в том числе добыча травмированных, больных животных) должна осуществляться способами, исключающими нанесение вреда другим объектам животного мира и сохраняющими среду их обитания (п. п. 61, 67 Правил N 477).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отстрел и отлов должны осуществляться с применением способов, не допускающих жестокого обращения с животными. В свою очередь, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (в том числе добыча травмированных, больных животных) должна осуществляться способами, исключающими нанесение вреда другим объектам животного мира и сохраняющими среду их обитания (п. п. 61, 67 Правил N 477).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 48. Регулирование численности охотничьих ресурсов
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 48. Регулирование численности охотничьих ресурсов
Приказ Минприроды России от 13.01.2011 N 1
(ред. от 27.05.2024)
"Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2011 N 19857)Зарегистрировано в Минюсте России 16 февраля 2011 г. N 19857
(ред. от 27.05.2024)
"Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2011 N 19857)Зарегистрировано в Минюсте России 16 февраля 2011 г. N 19857
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов, устанавливаются для обеспечения тех же задач, что и все нормирование в целом. Следует отметить, что в Федеральном законе N 7-ФЗ нет определения таким нормативам, отсутствует их перечень, а также перечень биологических показателей, по которым должно проводиться нормирование. Как видно из названия, к этим нормативам относятся нормативы по видам и группам растений, животных, которые должны присутствовать в окружающей среде экосистем (подгруппа 1) и иные биологические нормативы (подгруппа 2). Основными функциями первой подгруппы видятся обеспечение биоразнообразия и устойчивое развитие экосистем. Тем не менее нормирование здесь практически отсутствует, за исключением, возможно, охотничьих ресурсов - и то оно обеспечивает несколько другие цели. Так, в Приказе Минсельхоза России от 20 января 2009 г. N 23 "Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" <24> сказано, что регулирование численности охотничьих животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, и в последнюю очередь - животному миру и среде его обитания. Примечательно, что сам законодатель подтверждает отсутствие некоторых нормативов качества окружающей среды. Так, в распоряжении Минприроды России от 25 ноября 2019 г. N 35-р "Об утверждении Методических рекомендаций по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций" <25> указано, что при отсутствии утвержденных в установленном законодательством порядке соответствующих нормативов качества окружающей среды в Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать и обосновывать методики и критерии, используемые при определении индикаторных объектов животного и растительного мира.
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов, устанавливаются для обеспечения тех же задач, что и все нормирование в целом. Следует отметить, что в Федеральном законе N 7-ФЗ нет определения таким нормативам, отсутствует их перечень, а также перечень биологических показателей, по которым должно проводиться нормирование. Как видно из названия, к этим нормативам относятся нормативы по видам и группам растений, животных, которые должны присутствовать в окружающей среде экосистем (подгруппа 1) и иные биологические нормативы (подгруппа 2). Основными функциями первой подгруппы видятся обеспечение биоразнообразия и устойчивое развитие экосистем. Тем не менее нормирование здесь практически отсутствует, за исключением, возможно, охотничьих ресурсов - и то оно обеспечивает несколько другие цели. Так, в Приказе Минсельхоза России от 20 января 2009 г. N 23 "Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" <24> сказано, что регулирование численности охотничьих животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, и в последнюю очередь - животному миру и среде его обитания. Примечательно, что сам законодатель подтверждает отсутствие некоторых нормативов качества окружающей среды. Так, в распоряжении Минприроды России от 25 ноября 2019 г. N 35-р "Об утверждении Методических рекомендаций по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций" <25> указано, что при отсутствии утвержденных в установленном законодательством порядке соответствующих нормативов качества окружающей среды в Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать и обосновывать методики и критерии, используемые при определении индикаторных объектов животного и растительного мира.
Статья: Понятие "охотничьи ресурсы" и критерии их определения
(Рыбинская Е.Т.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (ст. 16 Закона N 209-ФЗ) осуществляется для "поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней... нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания" (допускаются отлов и отстрел). Примером может послужить проведенная в период с 3 по 5 марта 2024 г. охота в целях регулирования численности на бурого медведя, проведенная на основании распоряжения службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области <8> в связи с поступившим в адрес службы письмом директора по охране труда, промышленной и транспортной безопасности филиала АО "Группа "Илим" в Братском районе об обнаружении в вахтовом поселке для проживания работников АО "Группа "Илим" следов бурого медведя, что может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
(Рыбинская Е.Т.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (ст. 16 Закона N 209-ФЗ) осуществляется для "поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней... нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания" (допускаются отлов и отстрел). Примером может послужить проведенная в период с 3 по 5 марта 2024 г. охота в целях регулирования численности на бурого медведя, проведенная на основании распоряжения службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области <8> в связи с поступившим в адрес службы письмом директора по охране труда, промышленной и транспортной безопасности филиала АО "Группа "Илим" в Братском районе об обнаружении в вахтовом поселке для проживания работников АО "Группа "Илим" следов бурого медведя, что может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 15 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В свою очередь, в Письме Минприроды России от 21.02.2011 N 04-15-29/2487 сказано, что "под охотничьим угодьем понимаются территория, в границах которой осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства производится на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов или на основании охотхозяйственного соглашения, а также общедоступные охотничьи угодья муниципального района субъекта Российской Федерации и иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов, где осуществляются охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 15 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В свою очередь, в Письме Минприроды России от 21.02.2011 N 04-15-29/2487 сказано, что "под охотничьим угодьем понимаются территория, в границах которой осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства производится на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов или на основании охотхозяйственного соглашения, а также общедоступные охотничьи угодья муниципального района субъекта Российской Федерации и иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов, где осуществляются охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4) при регулировании численности охотничьих ресурсов;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4) при регулировании численности охотничьих ресурсов;
Статья: К вопросу об обеспечении безопасности населения в связи с нападением безнадзорных животных (собак) на примере Белгородской области
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)При совершенствовании данных правоотношений можно прибегнуть к аналогии норм Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части регулирования численности охотничьих ресурсов (например, диких кабанов).
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)При совершенствовании данных правоотношений можно прибегнуть к аналогии норм Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части регулирования численности охотничьих ресурсов (например, диких кабанов).
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В республиках Дагестан, Марий Эл, Вологодской и Самарской областях межрайонные природоохранные прокуроры приняли меры реагирования, в том числе административного характера, в связи с непроведением охотпользователями регулирования численности охотничьих ресурсов. Уполномоченные региональные органы власти понуждены к обеспечению нормативной площади общедоступных охотничьих угодий, корректировке схем охотничьих угодий, своевременному установлению лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, возмещению вреда.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В республиках Дагестан, Марий Эл, Вологодской и Самарской областях межрайонные природоохранные прокуроры приняли меры реагирования, в том числе административного характера, в связи с непроведением охотпользователями регулирования численности охотничьих ресурсов. Уполномоченные региональные органы власти понуждены к обеспечению нормативной площади общедоступных охотничьих угодий, корректировке схем охотничьих угодий, своевременному установлению лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, возмещению вреда.