Регулирование цен на бензин
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование цен на бензин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Искусственный интеллект в управлении следственными органами
(Цветков Ю.А.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Международная таксомоторная компания Uber победила в конкурентной борьбе традиционные компании по перевозке людей в силу того, что оперативное управление в ней полностью осуществляет ИИ. Электронная интеллектуальная система лучше других конкурентов достигает основной цели: доставить пассажира по указанному им адресу максимально быстро и при этом с минимальными расходами на оплату труда водителя и бензина. Для планирования маршрута и выбора машины компания использует данные навигатора со смартфонов водителя и пассажира. Она регулирует цены в реальном времени, повышая и сокращая ставки в зависимости от спроса. Это стимулирует водителей работать в периоды наивысшего спроса, что, в свою очередь, делает цены ниже, а доступность услуги - выше, чем у конкурентов. Умная система обучена распознавать пьяных или неадекватных клиентов. Для этого она оценивает, как человек передвигается, какие ошибки допускает в сообщении и как ведет себя в приложении, сравнивая эти действия с его обычным modus operandi <4>.
(Цветков Ю.А.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Международная таксомоторная компания Uber победила в конкурентной борьбе традиционные компании по перевозке людей в силу того, что оперативное управление в ней полностью осуществляет ИИ. Электронная интеллектуальная система лучше других конкурентов достигает основной цели: доставить пассажира по указанному им адресу максимально быстро и при этом с минимальными расходами на оплату труда водителя и бензина. Для планирования маршрута и выбора машины компания использует данные навигатора со смартфонов водителя и пассажира. Она регулирует цены в реальном времени, повышая и сокращая ставки в зависимости от спроса. Это стимулирует водителей работать в периоды наивысшего спроса, что, в свою очередь, делает цены ниже, а доступность услуги - выше, чем у конкурентов. Умная система обучена распознавать пьяных или неадекватных клиентов. Для этого она оценивает, как человек передвигается, какие ошибки допускает в сообщении и как ведет себя в приложении, сравнивая эти действия с его обычным modus operandi <4>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Устанавливаемые государством цены могут быть оспорены в судебном порядке. Поскольку акт, которым устанавливаются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), является нормативным правовым актом, дела об оспаривании регулируемых цен относятся, согласно ст. 245 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции. Так, например, оспаривалось Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 об утверждении Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ было предоставлено право устанавливать государственное регулирование тарифов и надбавок. Названное Постановление оспаривалось в части применения государственного регулирования к отношениям по торговле автомобильным бензином и дизельным топливом. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по административным спорам Верховного Суда РФ признала оспариваемое в этой части Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 не противоречащим действующему законодательству и отказала в удовлетворении заявленного требования <1>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Устанавливаемые государством цены могут быть оспорены в судебном порядке. Поскольку акт, которым устанавливаются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), является нормативным правовым актом, дела об оспаривании регулируемых цен относятся, согласно ст. 245 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции. Так, например, оспаривалось Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 об утверждении Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ было предоставлено право устанавливать государственное регулирование тарифов и надбавок. Названное Постановление оспаривалось в части применения государственного регулирования к отношениям по торговле автомобильным бензином и дизельным топливом. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по административным спорам Верховного Суда РФ признала оспариваемое в этой части Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 не противоречащим действующему законодательству и отказала в удовлетворении заявленного требования <1>.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)При этом в базовом сценарии учтено проинфляционное влияние разовых факторов со стороны предложения, реализовавшихся во второй половине 2025 года, в том числе в части цен на бензин, а также эффекты ожидаемого повышения НДС (вклад которого в инфляцию оценивается в пределах 0,8 п.п.) и прочих анонсированных налоговых и тарифных изменений, влияющих на цены регулируемых товаров и услуг на прогнозном горизонте. Банк России учитывает также возможное воздействие этих разовых факторов на инфляционные ожидания населения и бизнеса.
(утв. Банком России)При этом в базовом сценарии учтено проинфляционное влияние разовых факторов со стороны предложения, реализовавшихся во второй половине 2025 года, в том числе в части цен на бензин, а также эффекты ожидаемого повышения НДС (вклад которого в инфляцию оценивается в пределах 0,8 п.п.) и прочих анонсированных налоговых и тарифных изменений, влияющих на цены регулируемых товаров и услуг на прогнозном горизонте. Банк России учитывает также возможное воздействие этих разовых факторов на инфляционные ожидания населения и бизнеса.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (06.02.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (06.02.2025)
Статья: О режиме обязательной продажи товара на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)Президент Российской Федерации В.В. Путин <11> не только предостерег от "ручного вмешательства в регулирование цен", но и призвал "оперативно решать логистические и другие объективные проблемы, которые ведут к ценовым всплескам". По мнению Президента Российской Федерации, именно увеличение предложения должно привести к снижению и стабилизации цен, в том числе за счет направления дополнительных объемов товаров на внутренний рынок экспортерами, что должно "объективно вести к снижению цен внутри страны, в том числе на бензин, дизель, битум, металлы, другие экспортные товары". Вряд ли в отсутствие увеличения предложения введение нормативов обязательной биржевой продажи сможет быть мерой снижения и стабилизации цен. А если еще посмотреть на увеличение биржевого сегмента через снижение объемов традиционных продаж на рынке при нерешенной проблеме прекращения продаж по долговременным контрактам для перенаправления товара на бирже, то легко усомниться в эффективности введения института обязательной продажи товара на бирже в части снижения и стабилизации цен, а не в качестве меры поддержки биржи.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)Президент Российской Федерации В.В. Путин <11> не только предостерег от "ручного вмешательства в регулирование цен", но и призвал "оперативно решать логистические и другие объективные проблемы, которые ведут к ценовым всплескам". По мнению Президента Российской Федерации, именно увеличение предложения должно привести к снижению и стабилизации цен, в том числе за счет направления дополнительных объемов товаров на внутренний рынок экспортерами, что должно "объективно вести к снижению цен внутри страны, в том числе на бензин, дизель, битум, металлы, другие экспортные товары". Вряд ли в отсутствие увеличения предложения введение нормативов обязательной биржевой продажи сможет быть мерой снижения и стабилизации цен. А если еще посмотреть на увеличение биржевого сегмента через снижение объемов традиционных продаж на рынке при нерешенной проблеме прекращения продаж по долговременным контрактам для перенаправления товара на бирже, то легко усомниться в эффективности введения института обязательной продажи товара на бирже в части снижения и стабилизации цен, а не в качестве меры поддержки биржи.
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).