Регламент ФАС закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент ФАС закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что очередность фактической подачи заявок на участие в аукционе до проведения торгов сама по себе не может являться определяющей при выборе победителя аукциона, так как первичная подача заявки, даже и содержащей первоначальное ценовое предложение (в случае наличия такой обязанности), не имеет взаимосвязи с непрогнозируемыми итогами проведения аукционных торгов, числом поданных дополнительных ценовых предложений и достигнутым снижением цены в ходе аукциона, что создает между собой противоречие норм Положения о закупках и Регламента.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что очередность фактической подачи заявок на участие в аукционе до проведения торгов сама по себе не может являться определяющей при выборе победителя аукциона, так как первичная подача заявки, даже и содержащей первоначальное ценовое предложение (в случае наличия такой обязанности), не имеет взаимосвязи с непрогнозируемыми итогами проведения аукционных торгов, числом поданных дополнительных ценовых предложений и достигнутым снижением цены в ходе аукциона, что создает между собой противоречие норм Положения о закупках и Регламента.
Статья: Проблема исчисления сроков в отношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)<14> Приказ ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262). Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 03.03.2015.
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)<14> Приказ ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262). Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 03.03.2015.
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 15.04.2025 N 277/25
"Об утверждении Регламента проведения ФАС России ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2025 N 82613)Зарегистрировано в Минюсте России 16 июня 2025 г. N 82613
"Об утверждении Регламента проведения ФАС России ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2025 N 82613)Зарегистрировано в Минюсте России 16 июня 2025 г. N 82613
<Письмо> ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19
"По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества"В целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" направляет информационное письмо по вопросу об осуществлении закупок недвижимого имущества.
"По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества"В целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" направляет информационное письмо по вопросу об осуществлении закупок недвижимого имущества.
Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Ссылка ФАС России на п. 5.4 Положения и п. 9.1 Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 09.04.2007 N 105, в качестве основания для издания оспариваемых разъяснений является несостоятельной, поскольку указанными положениями ФАС России наделена полномочиями обобщать и анализировать практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывать рекомендации по применению антимонопольного законодательства, направлять в территориальные органы приказы и информационные письма.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Ссылка ФАС России на п. 5.4 Положения и п. 9.1 Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 09.04.2007 N 105, в качестве основания для издания оспариваемых разъяснений является несостоятельной, поскольку указанными положениями ФАС России наделена полномочиями обобщать и анализировать практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывать рекомендации по применению антимонопольного законодательства, направлять в территориальные органы приказы и информационные письма.
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Установите порядок проведения неконкурентных закупок. Это закупки, которые не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентных закупок. К ним относится и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Порядок закупки и исчерпывающий перечень случаев, когда ее можно проводить, определите самостоятельно (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Процедуру неконкурентной закупки необходимо описать как можно четче, иначе могут возникнуть спорные ситуации. Также в положении о закупке можно установить случаи, когда до заключения договора контрагента проверяют с помощью сервисов оценки ЮЛ и ФЛ (Письмо ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025). Учтите всю специфику взаимодействия с единственным поставщиком, в частности, решите, будете ли размещать в ЕИС информацию о такой процедуре или нет (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В перечень случаев, когда проводится такая закупка, можно включить, например, ситуации, когда конкуренция на рынке закупаемых товаров (работ, услуг) низкая или проводить конкурентные закупки нецелесообразно по объективным причинам (например, при ликвидации последствий ЧС). Антимонопольный орган вправе оценить, правомерно ли вы предусмотрели эти случаи. Если будет установлено, что ваши основания для закупки у единственного поставщика приводят к ограничению, устранению конкуренции, вам могут выдать предписание внести изменения в положение о закупке (Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24).
(КонсультантПлюс, 2025)Установите порядок проведения неконкурентных закупок. Это закупки, которые не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентных закупок. К ним относится и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Порядок закупки и исчерпывающий перечень случаев, когда ее можно проводить, определите самостоятельно (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Процедуру неконкурентной закупки необходимо описать как можно четче, иначе могут возникнуть спорные ситуации. Также в положении о закупке можно установить случаи, когда до заключения договора контрагента проверяют с помощью сервисов оценки ЮЛ и ФЛ (Письмо ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025). Учтите всю специфику взаимодействия с единственным поставщиком, в частности, решите, будете ли размещать в ЕИС информацию о такой процедуре или нет (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В перечень случаев, когда проводится такая закупка, можно включить, например, ситуации, когда конкуренция на рынке закупаемых товаров (работ, услуг) низкая или проводить конкурентные закупки нецелесообразно по объективным причинам (например, при ликвидации последствий ЧС). Антимонопольный орган вправе оценить, правомерно ли вы предусмотрели эти случаи. Если будет установлено, что ваши основания для закупки у единственного поставщика приводят к ограничению, устранению конкуренции, вам могут выдать предписание внести изменения в положение о закупке (Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24).
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссия ФАС России установила, что в соответствии с подпунктом 8 раздела 2 Информационной карты, пунктом 8.1.4.2 Положения о закупке Заказчика при проведении конкурентной закупки в электронной форме подача заявок участниками закупок и направление их Заказчику осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства и регламентом работы электронной площадки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссия ФАС России установила, что в соответствии с подпунктом 8 раздела 2 Информационной карты, пунктом 8.1.4.2 Положения о закупке Заказчика при проведении конкурентной закупки в электронной форме подача заявок участниками закупок и направление их Заказчику осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства и регламентом работы электронной площадки.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Что касается упомянутых нежелательных для включения в положение о закупке сведений, то данная информация может быть включена в локальные акты заказчика, например, внутренний регламент взаимодействия. Тогда несоблюдение заказчиком данных требований в конкретном случае не будет являться основанием для обжалования закупки заказчика в ФАС России.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Что касается упомянутых нежелательных для включения в положение о закупке сведений, то данная информация может быть включена в локальные акты заказчика, например, внутренний регламент взаимодействия. Тогда несоблюдение заказчиком данных требований в конкретном случае не будет являться основанием для обжалования закупки заказчика в ФАС России.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией регламентировано Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 345 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией регламентировано Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 345 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" <1>.
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Отклонение заявки из-за отсутствия в ней конкретных показателей технических или функциональных характеристик при наличии альтернативных предложений и установлении диапазонного значения характеристик товараВ отношении содержания документов по закупке, в частности инструкции по заполнению заявки, ФАС России в Письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 отметила, что установленные заказчиком положения не могут позволять участнику представить в заявке значения, которые противоречат техническим регламентам, стандартам и т.п., а именно привести в заявке конкретное значение показателя, если в соответствующем регламенте он определен любым значением в рамках заданного диапазона.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.