Регистрация прав по концессионному соглашению
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация прав по концессионному соглашению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Концедент хочет признать концессионное соглашение недействительным полностью или в части
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты концессионного соглашения не означает отсутствие у Концедента права собственности на эти объекты недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты концессионного соглашения не означает отсутствие у Концедента права собственности на эти объекты недвижимости
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество, сделав вывод о необоснованном уменьшении налоговой базы. Суд установил, что основной деятельностью налогоплательщика являлась поставка теплоэнергии потребителям. Для оказания услуг им использовался ряд объектов, полученных на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, а также концессионного соглашения. Налогоплательщик не учитывал при исчислении налога на имущество объекты, полученные на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, поскольку не являлся их собственником. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения стоимости этих объектов в налоговую базу, поскольку возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права налогоплательщика на объект, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает с момента начала эксплуатации объекта. В отношении объектов, переданных по концессионному соглашению, было установлено, что они были переданы по заниженной остаточной стоимости, а общество не приняло каких-либо мер для отражения актуальной стоимости объектов. В силу абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения, независимо от того, по какой стоимости имущество передано концедентом концессионеру. Несмотря на явно заниженную стоимость имущества, указанную передающей стороной, налогоплательщик не принял мер для отражения актуальной стоимости объектов в концессионном соглашении. Суд признал правомерным применение обоснованной остаточной стоимости данных объектов для определения налоговой базы по налогу на имущество. Часть объектов основных средств не была включена налогоплательщиком в налоговую базу, поскольку концедент несвоевременно направил документы, необходимые для исчисления налога на имущество. Суд указал, что критерием для отнесения имущества в состав основных средств и начисления налога по нему является его предназначение и фактическое использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика, при этом поздние получение документов либо государственная регистрация права, зависящие от воли налогоплательщика, сами по себе не могут являться основанием для освобождения от уплаты налога на имущество. Суд отклонил довод общества об отсутствии оснований для начисления налога на имущество после окончания срока действия концессионного соглашения, поскольку доказательств прекращения фактического использования обществом как концессионером данных объектов в своей хозяйственной деятельности, их выбытия из состава основных средств общества и неполучения экономического эффекта от использования данных объектов представлено не было. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество, сделав вывод о необоснованном уменьшении налоговой базы. Суд установил, что основной деятельностью налогоплательщика являлась поставка теплоэнергии потребителям. Для оказания услуг им использовался ряд объектов, полученных на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, а также концессионного соглашения. Налогоплательщик не учитывал при исчислении налога на имущество объекты, полученные на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, поскольку не являлся их собственником. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения стоимости этих объектов в налоговую базу, поскольку возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права налогоплательщика на объект, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает с момента начала эксплуатации объекта. В отношении объектов, переданных по концессионному соглашению, было установлено, что они были переданы по заниженной остаточной стоимости, а общество не приняло каких-либо мер для отражения актуальной стоимости объектов. В силу абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения, независимо от того, по какой стоимости имущество передано концедентом концессионеру. Несмотря на явно заниженную стоимость имущества, указанную передающей стороной, налогоплательщик не принял мер для отражения актуальной стоимости объектов в концессионном соглашении. Суд признал правомерным применение обоснованной остаточной стоимости данных объектов для определения налоговой базы по налогу на имущество. Часть объектов основных средств не была включена налогоплательщиком в налоговую базу, поскольку концедент несвоевременно направил документы, необходимые для исчисления налога на имущество. Суд указал, что критерием для отнесения имущества в состав основных средств и начисления налога по нему является его предназначение и фактическое использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика, при этом поздние получение документов либо государственная регистрация права, зависящие от воли налогоплательщика, сами по себе не могут являться основанием для освобождения от уплаты налога на имущество. Суд отклонил довод общества об отсутствии оснований для начисления налога на имущество после окончания срока действия концессионного соглашения, поскольку доказательств прекращения фактического использования обществом как концессионером данных объектов в своей хозяйственной деятельности, их выбытия из состава основных средств общества и неполучения экономического эффекта от использования данных объектов представлено не было. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об уплате взносов на капитальный ремонт при концессии нежилого помещения в составе многоквартирного дома
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Поэтому если иное в соглашении не закреплено, то, по мнению концедента, уплата взносов на капитальный ремонт нежилого помещения в составе МКД, переданного в концессию, является обязанностью концессионера. Она перешла к нему в силу закона. Права владения и пользования объектом концессионного соглашения зарегистрированы в установленном порядке в ЕГРН в качестве обременения права собственности. В состав указанного обременения к новому пользователю вошла "по умолчанию" обязанность по содержанию нежилого помещения в полном объеме, в том числе в части взносов на капитальный ремонт <15>.
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Поэтому если иное в соглашении не закреплено, то, по мнению концедента, уплата взносов на капитальный ремонт нежилого помещения в составе МКД, переданного в концессию, является обязанностью концессионера. Она перешла к нему в силу закона. Права владения и пользования объектом концессионного соглашения зарегистрированы в установленном порядке в ЕГРН в качестве обременения права собственности. В состав указанного обременения к новому пользователю вошла "по умолчанию" обязанность по содержанию нежилого помещения в полном объеме, в том числе в части взносов на капитальный ремонт <15>.
Статья: К вопросу о юридических гарантиях деятельности медицинских работников при реализации проектов государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Это означает, что перед подписанием между концедентом и концессионером акта приема-передачи (ч. 4.1 ст. 3 Закона о концессиях) и подачей заявления на государственную регистрацию прав владения и пользования концессионера на недвижимое имущество, входящее в состав объекта концессионного соглашения (ч. 15 ст. 3 данного Закона), вещное право учреждения здравоохранения на объект соглашения подлежит прекращению.
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Это означает, что перед подписанием между концедентом и концессионером акта приема-передачи (ч. 4.1 ст. 3 Закона о концессиях) и подачей заявления на государственную регистрацию прав владения и пользования концессионера на недвижимое имущество, входящее в состав объекта концессионного соглашения (ч. 15 ст. 3 данного Закона), вещное право учреждения здравоохранения на объект соглашения подлежит прекращению.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) ограничением (обременением) вещных прав на объекты недвижимости является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) ограничением (обременением) вещных прав на объекты недвижимости является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Вместе с тем фактически реконструкция проводится постоянно: ОКН перестраиваются, устраиваются подземные этажи, паркинги, изменяется назначение зданий. Поэтому говорить о том, что реконструкция в отношении ОКН невозможна, нельзя. Постоянно заключаются концессионные соглашения, объектами которых являются ОКН, в отношении которых концессионарий обязан провести реконструкцию и зарегистрировать право сторон соглашения в Росреестре. Происходит реконструкция ОКН и в рамках государственно-частного партнерства.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Вместе с тем фактически реконструкция проводится постоянно: ОКН перестраиваются, устраиваются подземные этажи, паркинги, изменяется назначение зданий. Поэтому говорить о том, что реконструкция в отношении ОКН невозможна, нельзя. Постоянно заключаются концессионные соглашения, объектами которых являются ОКН, в отношении которых концессионарий обязан провести реконструкцию и зарегистрировать право сторон соглашения в Росреестре. Происходит реконструкция ОКН и в рамках государственно-частного партнерства.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, полученного по договору концессии, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
(Письмо ФНС России от 19.02.2024 N БС-4-21/1830@)Согласно части 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частями 9 и 9.1 статьи 3 указанного Федерального закона, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.
(Письмо ФНС России от 19.02.2024 N БС-4-21/1830@)Согласно части 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частями 9 и 9.1 статьи 3 указанного Федерального закона, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы"
(КонсультантПлюс, 2025)соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 90 000 - стоимость созданного объекта концессионного соглашения, указанную в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи на дату регистрации права собственности концедента (п. 38 Инструкции N 162н, Методические рекомендации по применению СГС "Концессионные соглашения", Письмо Минфина России от 19.09.2022 N 02-07-10/90726);
(КонсультантПлюс, 2025)соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 90 000 - стоимость созданного объекта концессионного соглашения, указанную в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи на дату регистрации права собственности концедента (п. 38 Инструкции N 162н, Методические рекомендации по применению СГС "Концессионные соглашения", Письмо Минфина России от 19.09.2022 N 02-07-10/90726);
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Вводные замечания. Недвижимость, как известно, представляет собой особое имущество, причем его особость, находящая отражение в правовом регулировании, ведет к установлению в законодательстве юридических фикций, в соответствии с которыми недвижимостью законодательно признаются некоторые вещи, которые с точки зрения теории деления имущества на недвижимое и движимое не должны были бы считаться недвижимыми. Например, по российскому законодательству к недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные, речные и морские суда, искусственные космические объекты (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ)), а также некоторые сложносоставные объекты, образованные совокупностью взаимосвязанных движимых и недвижимых вещей, к примеру "предприятие в целом как имущественный комплекс" (ст. 132 ГК РФ), железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др. как "единый недвижимый комплекс" (ст. 133.1 ГК РФ) и пр. Вопросы регулирования недвижимости не носят абстрактного характера и сообразуются с ее использованием в тех или иных целях. Так, еще 20 лет назад на экспертном уровне предлагалось использовать коммерческую концессию для повышения эффективности эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и даже высказывалось мнение о возможности внесения соответствующих изменений в гл. 54 ГК РФ ("Коммерческая концессия") <2>. Хотя развитие законодательства пошло не по пути внесения дополнений в ГК РФ (конечно, поправки в положения гл. 54 ГК РФ вносились, но безотносительно ЖКХ), а по пути принятия в 2005 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с внесенными позднее изменениями и дополнениями) <3> (далее - Закон о концессионных соглашениях), в целом экспертное обоснование обращения к договору коммерческой концессии/концессионному соглашению в сфере ЖКХ и краткое исследование проблем и возможностей по их преодолению при внедрении концессий для ведения ЖКХ сохранило и сохраняет свою актуальность <4>. Постепенно Закон о концессионных соглашениях начал внедряться в практику, причем объекты ЖКХ действительно удавалось выводить из кризисного состояния, превращая в хорошо работающие и доходные предприятия, и все же в полной мере указанный Федеральный закон заработал в сфере ЖКХ только с 2017 г. после внесения в него в 2016 г. дополнений и изменений, соответствующих специфике ЖКХ в современных российских условиях (например, наряду с другими нюансами, такое соглашение является трехсторонним: его заключают муниципальное образование, организация-концессионер и субъект РФ, в котором находится данное муниципальное образование). По состоянию на начало 2020-х годов, по данным Минстроя, в России "реализуется более полутора тысяч концессионных соглашений в области ЖКХ, при этом количество концессий удваивается из года в год" <5>. Примечательно, что Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" была дополнена ч. 9.1, допускающей, что концессионным соглашением может предусматриваться передача концедентом во владение и в пользование концессионеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, концессионные соглашения востребованы как в ЖКХ, так и в строительстве, в особенности на стадии, когда строительство еще не завершено, но право собственности на него уже зарегистрировано.
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Вводные замечания. Недвижимость, как известно, представляет собой особое имущество, причем его особость, находящая отражение в правовом регулировании, ведет к установлению в законодательстве юридических фикций, в соответствии с которыми недвижимостью законодательно признаются некоторые вещи, которые с точки зрения теории деления имущества на недвижимое и движимое не должны были бы считаться недвижимыми. Например, по российскому законодательству к недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные, речные и морские суда, искусственные космические объекты (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ)), а также некоторые сложносоставные объекты, образованные совокупностью взаимосвязанных движимых и недвижимых вещей, к примеру "предприятие в целом как имущественный комплекс" (ст. 132 ГК РФ), железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др. как "единый недвижимый комплекс" (ст. 133.1 ГК РФ) и пр. Вопросы регулирования недвижимости не носят абстрактного характера и сообразуются с ее использованием в тех или иных целях. Так, еще 20 лет назад на экспертном уровне предлагалось использовать коммерческую концессию для повышения эффективности эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и даже высказывалось мнение о возможности внесения соответствующих изменений в гл. 54 ГК РФ ("Коммерческая концессия") <2>. Хотя развитие законодательства пошло не по пути внесения дополнений в ГК РФ (конечно, поправки в положения гл. 54 ГК РФ вносились, но безотносительно ЖКХ), а по пути принятия в 2005 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с внесенными позднее изменениями и дополнениями) <3> (далее - Закон о концессионных соглашениях), в целом экспертное обоснование обращения к договору коммерческой концессии/концессионному соглашению в сфере ЖКХ и краткое исследование проблем и возможностей по их преодолению при внедрении концессий для ведения ЖКХ сохранило и сохраняет свою актуальность <4>. Постепенно Закон о концессионных соглашениях начал внедряться в практику, причем объекты ЖКХ действительно удавалось выводить из кризисного состояния, превращая в хорошо работающие и доходные предприятия, и все же в полной мере указанный Федеральный закон заработал в сфере ЖКХ только с 2017 г. после внесения в него в 2016 г. дополнений и изменений, соответствующих специфике ЖКХ в современных российских условиях (например, наряду с другими нюансами, такое соглашение является трехсторонним: его заключают муниципальное образование, организация-концессионер и субъект РФ, в котором находится данное муниципальное образование). По состоянию на начало 2020-х годов, по данным Минстроя, в России "реализуется более полутора тысяч концессионных соглашений в области ЖКХ, при этом количество концессий удваивается из года в год" <5>. Примечательно, что Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" была дополнена ч. 9.1, допускающей, что концессионным соглашением может предусматриваться передача концедентом во владение и в пользование концессионеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, концессионные соглашения востребованы как в ЖКХ, так и в строительстве, в особенности на стадии, когда строительство еще не завершено, но право собственности на него уже зарегистрировано.
Статья: Проблемы правового регулирования соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, объектом которых выступают информационные технологии, и пути их решения
(Егоров О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В-шестых, и в КС, и в соглашениях о ГЧП, объектом которых выступают информационные технологии, инвесторами не могут быть иностранные инвесторы, а также российские юридические лица с элементом иностранного управления (п. 10 ст. 5 Закона о ГЧП, ч. 1.6 ст. 5 Закона "О концессионных соглашениях").
(Егоров О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В-шестых, и в КС, и в соглашениях о ГЧП, объектом которых выступают информационные технологии, инвесторами не могут быть иностранные инвесторы, а также российские юридические лица с элементом иностранного управления (п. 10 ст. 5 Закона о ГЧП, ч. 1.6 ст. 5 Закона "О концессионных соглашениях").
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Постановка искусственного земельного участка на кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <1>, который также определяет особенности государственной регистрации права собственности на участок. В зависимости от источника финансирования работ по созданию искусственного земельного участка право собственности на участок возникает у Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования или частного лица, кроме случаев создания участка на основании концессионного соглашения.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Постановка искусственного земельного участка на кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <1>, который также определяет особенности государственной регистрации права собственности на участок. В зависимости от источника финансирования работ по созданию искусственного земельного участка право собственности на участок возникает у Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования или частного лица, кроме случаев создания участка на основании концессионного соглашения.
Готовое решение: Как предоставить государственное (муниципальное) имущество в концессию
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве имущества, передаваемого по концессионному соглашению, могут выступать также объекты незавершенного строительства. Они передаются для создания на их основе объекта концессионного соглашения. Права на передаваемый объект должны быть зарегистрированы в ЕГРН (ч. 9.1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве имущества, передаваемого по концессионному соглашению, могут выступать также объекты незавершенного строительства. Они передаются для создания на их основе объекта концессионного соглашения. Права на передаваемый объект должны быть зарегистрированы в ЕГРН (ч. 9.1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).
Статья: Наследование недвижимого имущества с добровольным обременением: понятие, виды, особенности
(Анисимова А.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)Ранее в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратил силу. - Прим. автора) обременения были определены так: "...ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и др.)".
(Анисимова А.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)Ранее в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратил силу. - Прим. автора) обременения были определены так: "...ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и др.)".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента <1>. Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации <2>. При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности <3>).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента <1>. Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации <2>. При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности <3>).
Статья: Договор о создании искусственного земельного участка: правовая природа и квалифицирующие признаки
(Козлова Е.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 5)Установленный Законом об искусственных земельных участках перечень работ, составляющих предмет исследуемого договора, как представляется, совершенно безосновательно включает в себя осуществление строительства объекта (объектов) капитального строительства на созданном земельном участке в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и проектной документацией. Данные работы не могут быть включены в предмет договора о создании искусственного земельного участка, а должны составить предмет иного гражданско-правового договора, предметом которого станет возведение объекта капитального строительства на вновь созданном земельном участке (возможно, договора строительного подряда, концессионного соглашения) и обязательным условием заключения которого является осуществление кадастрового учета искусственного земельного участка его размещения и осуществление государственной регистрации прав в отношении него. Кроме того, Закон об искусственных земельных участках, как уже отмечалось, даже не выделяет информацию о планируемом к возведению объекте капитального строительства в качестве обязательного элемента разрешения (и его проекта) на создание искусственного земельного участка на водном объекте или его части.
(Козлова Е.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 5)Установленный Законом об искусственных земельных участках перечень работ, составляющих предмет исследуемого договора, как представляется, совершенно безосновательно включает в себя осуществление строительства объекта (объектов) капитального строительства на созданном земельном участке в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и проектной документацией. Данные работы не могут быть включены в предмет договора о создании искусственного земельного участка, а должны составить предмет иного гражданско-правового договора, предметом которого станет возведение объекта капитального строительства на вновь созданном земельном участке (возможно, договора строительного подряда, концессионного соглашения) и обязательным условием заключения которого является осуществление кадастрового учета искусственного земельного участка его размещения и осуществление государственной регистрации прав в отношении него. Кроме того, Закон об искусственных земельных участках, как уже отмечалось, даже не выделяет информацию о планируемом к возведению объекте капитального строительства в качестве обязательного элемента разрешения (и его проекта) на создание искусственного земельного участка на водном объекте или его части.