Регистрация фермерского хозяйства
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация фермерского хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Госрегистрация крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), его главы
(КонсультантПлюс, 2025)"...записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или записи о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является определенное физическое лицо, присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП).
(КонсультантПлюс, 2025)"...записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или записи о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является определенное физическое лицо, присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Глава фермерского хозяйства определяется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства и признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации фермерского хозяйства (п. 5 ст. 23 ГК РФ). Государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (гл. VII.1 "Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" Закона о государственной регистрации юридических лиц). В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он же признается главой фермерского хозяйства.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Глава фермерского хозяйства определяется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства и признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации фермерского хозяйства (п. 5 ст. 23 ГК РФ). Государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (гл. VII.1 "Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" Закона о государственной регистрации юридических лиц). В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он же признается главой фермерского хозяйства.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства (форма N Р26002) (КНД 1112511)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства (форма N Р26002) (КНД 1112511)
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)содействие началу осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, включая единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве ИП, государственной регистрации создаваемого юридического лица или крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)содействие началу осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, включая единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве ИП, государственной регистрации создаваемого юридического лица или крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД;
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункт 3 ст. 20 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ <203>) обязывает руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса (как и о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора). Положения п. 4 указанной статьи предусматривают случаи, в которых уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее определенного срока. Форма N Р15016 "Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица" утверждена Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" <204> (приложение N 5).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункт 3 ст. 20 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ <203>) обязывает руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса (как и о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора). Положения п. 4 указанной статьи предусматривают случаи, в которых уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее определенного срока. Форма N Р15016 "Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица" утверждена Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" <204> (приложение N 5).
Статья: Об освобождении от обложения НДФЛ доходов членов КФХ из новых регионов РФ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Таким образом, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, являющиеся плательщиками НДФЛ, освобождаются от обложения этим налогом в отношении доходов, полученных ими в крестьянском (фермерском) хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. Причем год регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства является первым годом применения вышеуказанного освобождения.
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Таким образом, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, являющиеся плательщиками НДФЛ, освобождаются от обложения этим налогом в отношении доходов, полученных ими в крестьянском (фермерском) хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. Причем год регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства является первым годом применения вышеуказанного освобождения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До внесения Законом 2021 г. N 359-ФЗ изменений соответствующая регламентация содержалась в ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона в отношении внесения сведений о НКО, соответствующей установленным ст. 17 комментируемого Закона требованиям, в государственный реестр СРО аудиторов. При этом непосредственно был определен перечень документов, которые НКО подает в уполномоченный федеральный орган наряду с заявлением. Причем ч. 2.1 ст. 21 комментируемого Закона (часть была введена Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) предусматривалось, что в случае, если документы, указанные в п. 1 и 5 ч. 2 данной статьи, не представлены заявителем, по межведомственному запросу уполномоченного федерального органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения о государственной регистрации НКО и ее членов - юридических лиц.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До внесения Законом 2021 г. N 359-ФЗ изменений соответствующая регламентация содержалась в ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона в отношении внесения сведений о НКО, соответствующей установленным ст. 17 комментируемого Закона требованиям, в государственный реестр СРО аудиторов. При этом непосредственно был определен перечень документов, которые НКО подает в уполномоченный федеральный орган наряду с заявлением. Причем ч. 2.1 ст. 21 комментируемого Закона (часть была введена Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) предусматривалось, что в случае, если документы, указанные в п. 1 и 5 ч. 2 данной статьи, не представлены заявителем, по межведомственному запросу уполномоченного федерального органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения о государственной регистрации НКО и ее членов - юридических лиц.
Статья: Порядок предоставления субсидий на поддержку сельхозпроизводителей обновлен
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)- признание проекта грантополучателя, проекта "Агропрогресс" завершенными, в случае если средства гранта на развитие семейной фермы, гранта "Агропрогресс" использованы в полном объеме, а в отношении получателя гранта в связи с призывом на военную службу осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или государственная регистрация прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом получатель гранта на развитие семейной фермы, получатель гранта "Агропрогресс" освобождается от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности;
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)- признание проекта грантополучателя, проекта "Агропрогресс" завершенными, в случае если средства гранта на развитие семейной фермы, гранта "Агропрогресс" использованы в полном объеме, а в отношении получателя гранта в связи с призывом на военную службу осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или государственная регистрация прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом получатель гранта на развитие семейной фермы, получатель гранта "Агропрогресс" освобождается от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности;
Статья: Личный автомобиль ИП - в ОС: возможные сложности
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 6)Но, конечно, основное - это документы, подтверждающие приобретение и оплату ТС, а также его использование в деятельности. Например, в одном споре гражданину, который вел фермерское хозяйство без регистрации ИП, удалось отстоять право на включение амортизации по ТС в состав налоговых расходов, хотя он не оформлял документы об их вводе в эксплуатацию, поскольку не считал свою деятельность предпринимательской, а расчет амортизации составил уже во время проверки. При этом налоговой не удалось опровергнуть факты наличия у него в собственности спорной сельхозтехники и ее использования в бизнесе. Потому суд признал начисление амортизации правомерным <7>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 6)Но, конечно, основное - это документы, подтверждающие приобретение и оплату ТС, а также его использование в деятельности. Например, в одном споре гражданину, который вел фермерское хозяйство без регистрации ИП, удалось отстоять право на включение амортизации по ТС в состав налоговых расходов, хотя он не оформлял документы об их вводе в эксплуатацию, поскольку не считал свою деятельность предпринимательской, а расчет амортизации составил уже во время проверки. При этом налоговой не удалось опровергнуть факты наличия у него в собственности спорной сельхозтехники и ее использования в бизнесе. Потому суд признал начисление амортизации правомерным <7>.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Принятый в 2023 г. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" гласит, что содействие органов службы занятости началу осуществления безработными гражданами предпринимательской деятельности включает в том числе "оказание безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход в результате содействия органов службы занятости". Речь идет о так называемом социальном контракте, заключить который могут малообеспеченные семьи или малообеспеченные одиноко проживающие граждане. Он предполагает не только содействие в регистрации в качестве самозанятого лица, но и выплату единовременного пособия на сумму до 350 тысяч рублей, которые гражданин обязуется использовать для открытия своего дела. Для прохождения обучения предпринимательским навыкам государство выплачивает таким гражданам до 30 тысяч рублей. Выплата до 200 тысяч рублей предусматривается для развития личного подсобного хозяйства.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Принятый в 2023 г. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" гласит, что содействие органов службы занятости началу осуществления безработными гражданами предпринимательской деятельности включает в том числе "оказание безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход в результате содействия органов службы занятости". Речь идет о так называемом социальном контракте, заключить который могут малообеспеченные семьи или малообеспеченные одиноко проживающие граждане. Он предполагает не только содействие в регистрации в качестве самозанятого лица, но и выплату единовременного пособия на сумму до 350 тысяч рублей, которые гражданин обязуется использовать для открытия своего дела. Для прохождения обучения предпринимательским навыкам государство выплачивает таким гражданам до 30 тысяч рублей. Выплата до 200 тысяч рублей предусматривается для развития личного подсобного хозяйства.