Региональный оператор по обращению с отходами лицензия
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональный оператор по обращению с отходами лицензия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2024 по делу N А12-25715/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.При этом по смыслу статей 1, 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
Требование: О взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.При этом по смыслу статей 1, 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 N 12АП-1172/2024 по делу N А12-4216/2023
Требование: О взыскании задолженности и неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решение: Требование удовлетворено.При этом по смыслу статей 1, 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
Требование: О взыскании задолженности и неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решение: Требование удовлетворено.При этом по смыслу статей 1, 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)При этом собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены отходы, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО для ликвидации такого места с лицом, имеющим лицензию на транспортирование отходов, не являющимся региональным оператором (п. 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023). Отметим, что в п. 37 указанного Обзора речь идет об оспаривании п. п. 17, 18 Правил обращения с ТКО, которые утратили силу с 01.09.2025. Однако данный вывод сохраняет свою актуальность, поскольку был сделан в том числе на основе п. п. 1, 4 ст. 24.7 Закона об отходах, которые со дня принятия на их основе решения не изменились.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены отходы, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО для ликвидации такого места с лицом, имеющим лицензию на транспортирование отходов, не являющимся региональным оператором (п. 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023). Отметим, что в п. 37 указанного Обзора речь идет об оспаривании п. п. 17, 18 Правил обращения с ТКО, которые утратили силу с 01.09.2025. Однако данный вывод сохраняет свою актуальность, поскольку был сделан в том числе на основе п. п. 1, 4 ст. 24.7 Закона об отходах, которые со дня принятия на их основе решения не изменились.
Вопрос: Как утилизировать офисную мебель?
(Консультация эксперта, 2025)Мебель, относящаяся к отходам IV класса опасности, может быть передана для утилизации специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Также мебель, относящаяся к ТКО, может вывозиться региональным оператором по обращению с ТКО с мест (площадок) по накоплению данных отходов.
(Консультация эксперта, 2025)Мебель, относящаяся к отходам IV класса опасности, может быть передана для утилизации специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Также мебель, относящаяся к ТКО, может вывозиться региональным оператором по обращению с ТКО с мест (площадок) по накоплению данных отходов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)37. Собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены ТКО, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, предусматривающих ликвидацию такого места, с имеющим лицензию на транспортирование отходов лицом, не являющимся региональным оператором.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)37. Собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены ТКО, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, предусматривающих ликвидацию такого места, с имеющим лицензию на транспортирование отходов лицом, не являющимся региональным оператором.
Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")принятие юридическим лицом, с которым уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации заключено соглашение об организации обращения с твердыми коммунальными отходами, решения о ликвидации;
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")принятие юридическим лицом, с которым уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации заключено соглашение об организации обращения с твердыми коммунальными отходами, решения о ликвидации;
Ситуация: Каковы основные условия договора управления многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Договор управления многоквартирным домом должен содержать порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в установленных случаях ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 157.2, п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Договор управления многоквартирным домом должен содержать порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в установленных случаях ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 157.2, п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в свете реформы обращения с твердыми коммунальными отходами
(Осинцев Д.В., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)С 1 января 2019 г. в России действует специальный порядок обращения с твердыми бытовыми отходами. Регламентация данной деятельности предусмотрена главой V.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <10>. В результате проводимой в России так называемой "мусорной реформы" полномочия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов были возложены на лицензированных региональных операторов.
(Осинцев Д.В., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)С 1 января 2019 г. в России действует специальный порядок обращения с твердыми бытовыми отходами. Регламентация данной деятельности предусмотрена главой V.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <10>. В результате проводимой в России так называемой "мусорной реформы" полномочия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов были возложены на лицензированных региональных операторов.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515 также сообщается, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515 также сообщается, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашем субъекте федерации не выбран региональный оператор по обращению с ТКО, не установлены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО, вывозить ваш мусор могут любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых есть лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашем субъекте федерации не выбран региональный оператор по обращению с ТКО, не установлены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО, вывозить ваш мусор могут любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых есть лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Вопрос: Может ли организация заключить договор о вывозе ТКО с физическим лицом - не ИП?
(Консультация эксперта, 2023)Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
(Консультация эксперта, 2023)Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Статья: Договор на утилизацию отходов в системе договоров на оказание экологических услуг
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)10. Тихомирова Л.А. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности: особенности и проблемы правового регулирования // СПС "Гарант".
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)10. Тихомирова Л.А. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности: особенности и проблемы правового регулирования // СПС "Гарант".
Статья: Об особенностях привлечения к административной ответственности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды
(Боев А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)Следовательно, требуются законодательные закрепления обязанностей всех участников обращения с отходами, а не только региональных операторов. Наименее конкретизированными представляются нормы, устанавливающие для операторов по обращению с отходами: а) обязанность заключать гражданско-правовые договоры с региональными операторами с такими положениями, которые исключали бы одностороннее изменение деятельности по обработке и захоронению ТКО; б) обязанность нести административную ответственность за прекращение/приостановление деятельности по обработке и захоронению ТКО или созданию препятствий для такой деятельности; в) запрет на снижение ответственности (даже в судебном порядке) за нарушение лицензионных требований и договорных обязанностей по приему отходов на обработку или захоронение. Именно эти нормы, по нашему мнению, требуют законодательного совершенствования.
(Боев А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)Следовательно, требуются законодательные закрепления обязанностей всех участников обращения с отходами, а не только региональных операторов. Наименее конкретизированными представляются нормы, устанавливающие для операторов по обращению с отходами: а) обязанность заключать гражданско-правовые договоры с региональными операторами с такими положениями, которые исключали бы одностороннее изменение деятельности по обработке и захоронению ТКО; б) обязанность нести административную ответственность за прекращение/приостановление деятельности по обработке и захоронению ТКО или созданию препятствий для такой деятельности; в) запрет на снижение ответственности (даже в судебном порядке) за нарушение лицензионных требований и договорных обязанностей по приему отходов на обработку или захоронение. Именно эти нормы, по нашему мнению, требуют законодательного совершенствования.
Статья: Вывоз и утилизация отходов в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)Учреждение может самостоятельно складировать отходы, содержащие полезные компоненты, а вывозить их по отдельному договору с региональным оператором ТКО или иной организацией, имеющей лицензию.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)Учреждение может самостоятельно складировать отходы, содержащие полезные компоненты, а вывозить их по отдельному договору с региональным оператором ТКО или иной организацией, имеющей лицензию.
Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515)Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515)Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила конкурсного отбора).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила конкурсного отбора).