Региональный оператор монополист
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональный оператор монополист (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кто такие региональные операторы? Почему тот или иной региональный оператор стал монополистом по обращению с ТКО? Есть ли у меня право выбрать компанию по обращению с ТКО? Каким образом заключается договор с региональным оператором?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Статья: Проблемы финансового и технологического обеспечения отрасли по обращению с отходами производства и потребления: состояние и перспективы функционирования
(Белхароев Х.У.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ <2> обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключать соглашения с региональными операторами (ст. 2). После заключения указанного соглашения региональный оператор становится монополистом в субъекте на законных основаниях. Все остальные организации, работающие на рынке оборота отходов, должны подстраиваться под него, согласовывать с ним маршруты перевозки и т.д. В итоге они становятся субподрядчиками регионального оператора.
(Белхароев Х.У.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ <2> обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключать соглашения с региональными операторами (ст. 2). После заключения указанного соглашения региональный оператор становится монополистом в субъекте на законных основаниях. Все остальные организации, работающие на рынке оборота отходов, должны подстраиваться под него, согласовывать с ним маршруты перевозки и т.д. В итоге они становятся субподрядчиками регионального оператора.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.8.1. Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов)
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.8.1. Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов)
Приказ Росстата от 22.05.2025 N 242
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-АЭ "Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики" и указаний по ее заполнению"Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-АЭ "Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики" и указаний по ее заполнению"Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов)
Готовое решение: За что может быть дисквалифицирован руководитель организации
(КонсультантПлюс, 2025)Повторное непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Повторное непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Согласно ст. 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В данной статье устанавливаются лишь основные правила и способы видов обращения с отходами. При этом услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не относится к естественным монополиям исходя из смысла ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Напомним, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Однако услуги по обращению с отходами на определенной территории имеет право оказывать только единственный субъект - региональный оператор, что ставит его в один ряд с другими субъектами естественных монополий в сфере оказания иных коммунальных услуг: услуг по передаче электрической энергии; услуг по передаче тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, законодатель, с одной стороны, ограничил сферу деятельности иных организаций на данной территории, но с другой, не присвоил статус естественной монополии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Согласно ст. 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В данной статье устанавливаются лишь основные правила и способы видов обращения с отходами. При этом услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не относится к естественным монополиям исходя из смысла ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Напомним, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Однако услуги по обращению с отходами на определенной территории имеет право оказывать только единственный субъект - региональный оператор, что ставит его в один ряд с другими субъектами естественных монополий в сфере оказания иных коммунальных услуг: услуг по передаче электрической энергии; услуг по передаче тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, законодатель, с одной стороны, ограничил сферу деятельности иных организаций на данной территории, но с другой, не присвоил статус естественной монополии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья: К вопросу о месте принципов конкурентного права в процессе его применения
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 3)На весьма интересный принцип "равноправной конкуренции" опирался Арбитражный суд Дальневосточного округа, рассматривая дело о злоупотреблении доминирующим положением <16>. Рассматривая дело о картельном сговоре, Арбитражный суд Московского округа сослался на принцип обеспечения конкуренции, который ближе к тексту ст. 8 Конституции Российской Федерации, провозглашающей поддержку свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности <17>. Весьма интересна отсылка Арбитражного суда Уральского округа в рамках дела, в котором анализировалась практика бойкота регионального оператора по обработке твердых коммунальных отходов к принципу добросовестности по отношению к потребителю его услуг <18>. Такой подход, конечно, скорее близок к применению субъективной добросовестности, которую в своих работах рассматривал И.Б. Новицкий применительно к отношениям хозяйствующих субъектов в частноправовой плоскости <19>. Подобный анализ встречаем и в акте Арбитражного суда Северо-Западного округа применительно к созданию доминирующими хозяйствующими субъектами ООО "СевГазСервис" преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на территории морского порта Мурманск при одновременном необоснованном ущемлении прав и законных интересов его конкурентов посредством ограничения им доступа на товарные рынки <20>.
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 3)На весьма интересный принцип "равноправной конкуренции" опирался Арбитражный суд Дальневосточного округа, рассматривая дело о злоупотреблении доминирующим положением <16>. Рассматривая дело о картельном сговоре, Арбитражный суд Московского округа сослался на принцип обеспечения конкуренции, который ближе к тексту ст. 8 Конституции Российской Федерации, провозглашающей поддержку свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности <17>. Весьма интересна отсылка Арбитражного суда Уральского округа в рамках дела, в котором анализировалась практика бойкота регионального оператора по обработке твердых коммунальных отходов к принципу добросовестности по отношению к потребителю его услуг <18>. Такой подход, конечно, скорее близок к применению субъективной добросовестности, которую в своих работах рассматривал И.Б. Новицкий применительно к отношениям хозяйствующих субъектов в частноправовой плоскости <19>. Подобный анализ встречаем и в акте Арбитражного суда Северо-Западного округа применительно к созданию доминирующими хозяйствующими субъектами ООО "СевГазСервис" преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на территории морского порта Мурманск при одновременном необоснованном ущемлении прав и законных интересов его конкурентов посредством ограничения им доступа на товарные рынки <20>.
Статья: Обзор судебных дел с участием антимонопольного органа
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 1)Анализ правовых позиций арбитражных судов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в части рассмотрения вопросов: определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта, злоупотребления со стороны регулируемых организаций, злоупотребления региональных операторов по обращению с ТКО, подходы к доказыванию антиконкурентных соглашений.
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 1)Анализ правовых позиций арбитражных судов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в части рассмотрения вопросов: определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта, злоупотребления со стороны регулируемых организаций, злоупотребления региональных операторов по обращению с ТКО, подходы к доказыванию антиконкурентных соглашений.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства об отходах: расширенная ответственность производителя
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Монополизация рынка ТКО со стороны многих региональных операторов препятствует нормальному развитию частного бизнеса в сфере обращения с ТКО. Такого рода практика анализируется в статье исполнительного директора компании "Арктика Сити" А.И. Волкова. Как руководитель современной мусоровывозящей компании Сибири он считает, что его компания должна иметь возможность "оставаться и развиваться как мусороперевозчик с правом участия в раздельном сборе отходов и переработки отходов". Однако при сложившейся ситуации, как вполне резонно подчеркивается в этой статье, "даже ответственные операторы-перевозчики с хорошим парком автомобилей и контейнеров могут быть вытеснены с рынка" <13>.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Монополизация рынка ТКО со стороны многих региональных операторов препятствует нормальному развитию частного бизнеса в сфере обращения с ТКО. Такого рода практика анализируется в статье исполнительного директора компании "Арктика Сити" А.И. Волкова. Как руководитель современной мусоровывозящей компании Сибири он считает, что его компания должна иметь возможность "оставаться и развиваться как мусороперевозчик с правом участия в раздельном сборе отходов и переработки отходов". Однако при сложившейся ситуации, как вполне резонно подчеркивается в этой статье, "даже ответственные операторы-перевозчики с хорошим парком автомобилей и контейнеров могут быть вытеснены с рынка" <13>.
Готовое решение: Как организовать раздельный учет доходов и расходов при ведении регулируемых видов деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)для операторов (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами - п. 5 ст. 24.8 Закона об отходах.
(КонсультантПлюс, 2025)для операторов (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами - п. 5 ст. 24.8 Закона об отходах.