Реформа ЖКХ
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа ЖКХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию инспекции неправомерной, создание соответствующих организаций было продиктовано, прежде всего, реформой ЖКХ и не преследовало своей целью получение необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного пользования льготой по НДС. Контрагенты налогоплательщика были созданы по инициативе городской администрации с целью уменьшения экономической нагрузки на граждан - потребителей услуг ЖКХ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию инспекции неправомерной, создание соответствующих организаций было продиктовано, прежде всего, реформой ЖКХ и не преследовало своей целью получение необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного пользования льготой по НДС. Контрагенты налогоплательщика были созданы по инициативе городской администрации с целью уменьшения экономической нагрузки на граждан - потребителей услуг ЖКХ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, сделав вывод о создании обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем "дробления бизнеса", заключения формальных сделок с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН. Инспекция указала, что регистры налогового учета, подтверждающие обоснованность заявления налоговых вычетов, обществом не представлены, раздельный налоговый учет не велся, что свидетельствует о необоснованности заявления к вычету НДС, поскольку приобретенные товары не предназначались для использования в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, анализ среднесписочной численности сотрудников общества и его взаимозависимых лиц свидетельствует о формальном соблюдении ограничений для применения УСН подконтрольными компаниями. Снижение налоговой нагрузки стало возможным в силу взаимозависимости участников сделок, которая позволила налогоплательщику искусственно ввести в цепочку взаимоотношений зависимые организации с целью формирования оснований для использования освобождения, предусмотренного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, нормами НК РФ не предусмотрено. Суд признал неправомерным доначисление НДС и налога на прибыль, поскольку налоговым органом не доказано создание обществом схемы "дробления бизнеса" в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд принял во внимание, что налогоплательщик не принимал участие в создании организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков, данные организации были созданы после реформы ЖКХ по инициативе городской администрации с целью снижения стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Условия договоров, заключенных между указанными организациями до возникновения льготы, и договоров, действовавших после ее возникновения, идентичны. Каждая из двух подрядных организаций оказывала налогоплательщику определенный перечень услуг, которые не дублировали друг друга и являлись самостоятельными. При этом контрагенты обладали всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для оказания услуг. Каждая из организаций осуществляла самостоятельную деятельность, налоговая отчетность готовилась и представлялась каждым обществом самостоятельно, они самостоятельно уплачивали налоги, все услуги оказывались силами соответствующей организации, все расчеты между сторонами производились надлежащим образом. Объединение прибыли и направление единой прибыли на интересы каждого лица суд не установил.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, сделав вывод о создании обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем "дробления бизнеса", заключения формальных сделок с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН. Инспекция указала, что регистры налогового учета, подтверждающие обоснованность заявления налоговых вычетов, обществом не представлены, раздельный налоговый учет не велся, что свидетельствует о необоснованности заявления к вычету НДС, поскольку приобретенные товары не предназначались для использования в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, анализ среднесписочной численности сотрудников общества и его взаимозависимых лиц свидетельствует о формальном соблюдении ограничений для применения УСН подконтрольными компаниями. Снижение налоговой нагрузки стало возможным в силу взаимозависимости участников сделок, которая позволила налогоплательщику искусственно ввести в цепочку взаимоотношений зависимые организации с целью формирования оснований для использования освобождения, предусмотренного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, нормами НК РФ не предусмотрено. Суд признал неправомерным доначисление НДС и налога на прибыль, поскольку налоговым органом не доказано создание обществом схемы "дробления бизнеса" в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд принял во внимание, что налогоплательщик не принимал участие в создании организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков, данные организации были созданы после реформы ЖКХ по инициативе городской администрации с целью снижения стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Условия договоров, заключенных между указанными организациями до возникновения льготы, и договоров, действовавших после ее возникновения, идентичны. Каждая из двух подрядных организаций оказывала налогоплательщику определенный перечень услуг, которые не дублировали друг друга и являлись самостоятельными. При этом контрагенты обладали всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для оказания услуг. Каждая из организаций осуществляла самостоятельную деятельность, налоговая отчетность готовилась и представлялась каждым обществом самостоятельно, они самостоятельно уплачивали налоги, все услуги оказывались силами соответствующей организации, все расчеты между сторонами производились надлежащим образом. Объединение прибыли и направление единой прибыли на интересы каждого лица суд не установил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специализированная нефинансовая отчетность о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: анализ и проблемы
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Вероятно, нужно совершенствовать жилищное законодательство. Одним из инструментов реформы ЖКХ является предоставление полной и достоверной информации о деятельности управляющей компании в формате отраслевой отчетности, включающей раскрытие всех ее элементов. Это не только удовлетворит запросы пользователей, но и заставит ДУКи серьезно относиться к результатам своей деятельности.
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Вероятно, нужно совершенствовать жилищное законодательство. Одним из инструментов реформы ЖКХ является предоставление полной и достоверной информации о деятельности управляющей компании в формате отраслевой отчетности, включающей раскрытие всех ее элементов. Это не только удовлетворит запросы пользователей, но и заставит ДУКи серьезно относиться к результатам своей деятельности.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 20.08.2022 N 1469
(ред. от 02.07.2025)
"Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда"24. В целях организации оперативного мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фонд осуществляет сбор информации о реализации указанных программ. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию указанных программ, не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляют в Фонд указанную информацию по формам, установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Информация представляется посредством заполнения форм в автоматизированной информационной системе Фонда, созданной в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 3 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(ред. от 02.07.2025)
"Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда"24. В целях организации оперативного мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фонд осуществляет сбор информации о реализации указанных программ. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию указанных программ, не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляют в Фонд указанную информацию по формам, установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Информация представляется посредством заполнения форм в автоматизированной информационной системе Фонда, созданной в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 3 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>Показатели признания и расселения аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации размещаются в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>Показатели признания и расселения аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации размещаются в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В 1998 г. в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства Приказом Госстроя России было утверждено Типовое положение государственной жилищной инспекции регионов страны, согласно которому они наделялись контрольными функциями, имели двойное подчинение и входили как в систему органов исполнительной власти регионов, так и в систему федеральной Государственной жилищной инспекции.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В 1998 г. в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства Приказом Госстроя России было утверждено Типовое положение государственной жилищной инспекции регионов страны, согласно которому они наделялись контрольными функциями, имели двойное подчинение и входили как в систему органов исполнительной власти регионов, так и в систему федеральной Государственной жилищной инспекции.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)В заключение следует отметить, что осуществляемая в настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйства, в составе которого функционируют различные службы и предприятия, задействованы инженерные сооружения и сети, представляет собой одно из важнейших направлений структурных преобразований в российской экономике.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)В заключение следует отметить, что осуществляемая в настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйства, в составе которого функционируют различные службы и предприятия, задействованы инженерные сооружения и сети, представляет собой одно из важнейших направлений структурных преобразований в российской экономике.
Статья: Труд и социальное обеспечение женщин: актуальные проблемы правового регулирования
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<67> Инструментом продвижения реформ в образовании, здравоохранении, ЖКХ выступали проекты, реализуемые на кредиты Всемирного банка (см.: Интервью с О. Александровой...).
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<67> Инструментом продвижения реформ в образовании, здравоохранении, ЖКХ выступали проекты, реализуемые на кредиты Всемирного банка (см.: Интервью с О. Александровой...).
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Как подтвердить достоверность скриншота электронных материалов из Интернета
(КонсультантПлюс, 2025)Делая вывод о том, что распечатки с официального сайта Реформа ЖКХ (www.reformagkh.ru), полученные Госкомитетом в ходе контрольных мероприятий являются ненадлежащими доказательствами, поскольку не удостоверены нотариально, получение таких распечаток (в пошаговом исполнении) не сопровождался присутствием нотариуса или понятых, представителей общества, суды неправильно применили ч. 1 ст. 102 Основ законодательства о нотариате, ч. 2 ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не применили ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как подтвердить достоверность скриншота электронных материалов из Интернета
(КонсультантПлюс, 2025)Делая вывод о том, что распечатки с официального сайта Реформа ЖКХ (www.reformagkh.ru), полученные Госкомитетом в ходе контрольных мероприятий являются ненадлежащими доказательствами, поскольку не удостоверены нотариально, получение таких распечаток (в пошаговом исполнении) не сопровождался присутствием нотариуса или понятых, представителей общества, суды неправильно применили ч. 1 ст. 102 Основ законодательства о нотариате, ч. 2 ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не применили ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья: Проблемы и перспективы совершенствования жилищного законодательства в сфере управления многоквартирными домами
(Киракосян С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)В начале 2000-х годов едва ли не главной задачей реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) было провозглашено воспитание "ответственного собственника", активного и самостоятельного заказчика и потребителя жилищных и коммунальных услуг. У такого типа собственника рыночно-ориентированное поведение, он имеет активную позицию, как заказчик своей волей и в своем интересе выбирает способы и источники содержания имущества, заключая для этого необходимые договоры, несет ответственность за собственное имущество. О таком активном и ответственном собственнике помещения говорилось в Стратегии развития ЖКХ до 2020 года. Однако у большинства собственников помещений так и не возникло чувство хозяина, отсутствует интерес к судьбе общего имущества многоквартирного дома, характерны пассивность и неорганизованность, склонность к государственному и муниципальному иждивенчеству, отсутствие навыков принятия коллективных решений, недоверие к соседям и власти <13>. Происходит неправильное восприятие общего имущества как ничейного либо принадлежащего управляющей организации. Отсюда неверная оценка своей роли в управлении и последствий причинения вреда общему имуществу многоквартирного дома.
(Киракосян С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)В начале 2000-х годов едва ли не главной задачей реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) было провозглашено воспитание "ответственного собственника", активного и самостоятельного заказчика и потребителя жилищных и коммунальных услуг. У такого типа собственника рыночно-ориентированное поведение, он имеет активную позицию, как заказчик своей волей и в своем интересе выбирает способы и источники содержания имущества, заключая для этого необходимые договоры, несет ответственность за собственное имущество. О таком активном и ответственном собственнике помещения говорилось в Стратегии развития ЖКХ до 2020 года. Однако у большинства собственников помещений так и не возникло чувство хозяина, отсутствует интерес к судьбе общего имущества многоквартирного дома, характерны пассивность и неорганизованность, склонность к государственному и муниципальному иждивенчеству, отсутствие навыков принятия коллективных решений, недоверие к соседям и власти <13>. Происходит неправильное восприятие общего имущества как ничейного либо принадлежащего управляющей организации. Отсюда неверная оценка своей роли в управлении и последствий причинения вреда общему имуществу многоквартирного дома.