Реформа государственного управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа государственного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственное управление в условиях цифровизации: шанс на повышение качества
(Талапина Э.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)<10> См.: Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Пер. с англ. М., 2003.
(Талапина Э.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)<10> См.: Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Пер. с англ. М., 2003.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Скорее всего, это связано с поздней имплементацией в Закон о полиции предостережения как одной из приоритетных форм профилактики правонарушений <90> в рамках проводимой административной реформы государственного управления <91>. Этим также можно объяснить и делегирование МВД России права определять порядок реализации только предостережения (ч. 5 ст. 13 Закона о полиции), а не других требований полиции <92>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Скорее всего, это связано с поздней имплементацией в Закон о полиции предостережения как одной из приоритетных форм профилактики правонарушений <90> в рамках проводимой административной реформы государственного управления <91>. Этим также можно объяснить и делегирование МВД России права определять порядок реализации только предостережения (ч. 5 ст. 13 Закона о полиции), а не других требований полиции <92>.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Важным дополнением к системе противодействия отмыванию коррупционных доходов в Армении является Антикоррупционный комитет, созданный в рамках масштабной реформы государственного управления <31>. Его миссия - борьба с преступлениями, связанными с коррупцией, и предотвращение использования коррупционных доходов в экономической и финансовой сферах страны.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Важным дополнением к системе противодействия отмыванию коррупционных доходов в Армении является Антикоррупционный комитет, созданный в рамках масштабной реформы государственного управления <31>. Его миссия - борьба с преступлениями, связанными с коррупцией, и предотвращение использования коррупционных доходов в экономической и финансовой сферах страны.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Поэтому реформа системы государственного бюджетного управления остро необходима сегодня. И если в 2006 г. действующие сегодня механизмы, регулирующие бюджетный процесс в стране, только набирали обороты и были достаточно эффективны, то сегодня они являются уже в какой-то степени препятствием, в том числе и на пути внедрения методологии бюджетирования, ориентированного на результаты. И начинать надо именно с возобновления строительства структуры государственного бюджетного управления, которая сегодня является проблемой, требующей срочного разрешения. При этом необходимо помнить, что в Советском Союзе был накоплен значительный опыт по эффективному государственному финансовому управлению, который можно использовать и сегодня <6>.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Поэтому реформа системы государственного бюджетного управления остро необходима сегодня. И если в 2006 г. действующие сегодня механизмы, регулирующие бюджетный процесс в стране, только набирали обороты и были достаточно эффективны, то сегодня они являются уже в какой-то степени препятствием, в том числе и на пути внедрения методологии бюджетирования, ориентированного на результаты. И начинать надо именно с возобновления строительства структуры государственного бюджетного управления, которая сегодня является проблемой, требующей срочного разрешения. При этом необходимо помнить, что в Советском Союзе был накоплен значительный опыт по эффективному государственному финансовому управлению, который можно использовать и сегодня <6>.
Статья: Опыт имперской трансформации Российского государства (середина XVII - начало XIX в.)
(Красняков Н.И.)
("Юрист", 2025, N 4)Разрешению сложившихся противоречий в начале XIX в. способствовали реформы государственного управления, они привели к упорядочению деятельности центральных органов на основе единообразной схемы функционирования структур власти, их соподчиненности в системе центр - периферия, в которой генерал-губернатор имел значение территориального министра. Касательно управления регионами на принципиальном уровне во многом сохраняли действие функционирующие до вхождения в состав России институты местной власти, поскольку правительство вынуждено было придерживаться определенной самостоятельности некоторых регионов и этносов.
(Красняков Н.И.)
("Юрист", 2025, N 4)Разрешению сложившихся противоречий в начале XIX в. способствовали реформы государственного управления, они привели к упорядочению деятельности центральных органов на основе единообразной схемы функционирования структур власти, их соподчиненности в системе центр - периферия, в которой генерал-губернатор имел значение территориального министра. Касательно управления регионами на принципиальном уровне во многом сохраняли действие функционирующие до вхождения в состав России институты местной власти, поскольку правительство вынуждено было придерживаться определенной самостоятельности некоторых регионов и этносов.
Статья: Состав совета директоров, порядок организации работы и принятия решений советом директоров хозяйственного общества
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 3)Рассматривая точки роста в части повышения эффективности корпоративного управления, Т.А. Меребашвили отмечает, что "реформа управления государственными компаниями не предусматривает отказ от вмешательства в операционную деятельность компаний посредством директив <13>. Снятие с контроля давно исполненных директив, выданных много лет назад, не решает вопроса о степени вмешательства государства в деятельность общества. Государственные компании продолжают получать директивы для голосования представителями государства в стратегических органах управления по огромному числу вопросов, включая указания о приобретении или неприобретении определенного имущества, об утверждении разработанных отдельными министерствами методик, инструкций и регламентов, массовое применение которых большим числом компаний с госучастием, занимающих значительную долю рынка, фактически формирует новое альтернативное регулирование. Директивы предопределяют решение органа управления общества: если большинство голосов общества принадлежит чиновникам - государственным поверенным, мнение независимых директоров не сможет оказать влияние на итоговое решение, даже если голосование по директиве будет противоречить интересам общества, что нивелирует роль независимых директоров как инструмента бесконфликтного управления" <14>.
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 3)Рассматривая точки роста в части повышения эффективности корпоративного управления, Т.А. Меребашвили отмечает, что "реформа управления государственными компаниями не предусматривает отказ от вмешательства в операционную деятельность компаний посредством директив <13>. Снятие с контроля давно исполненных директив, выданных много лет назад, не решает вопроса о степени вмешательства государства в деятельность общества. Государственные компании продолжают получать директивы для голосования представителями государства в стратегических органах управления по огромному числу вопросов, включая указания о приобретении или неприобретении определенного имущества, об утверждении разработанных отдельными министерствами методик, инструкций и регламентов, массовое применение которых большим числом компаний с госучастием, занимающих значительную долю рынка, фактически формирует новое альтернативное регулирование. Директивы предопределяют решение органа управления общества: если большинство голосов общества принадлежит чиновникам - государственным поверенным, мнение независимых директоров не сможет оказать влияние на итоговое решение, даже если голосование по директиве будет противоречить интересам общества, что нивелирует роль независимых директоров как инструмента бесконфликтного управления" <14>.
Статья: Исследование мирового опыта применения международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе
(Черткова А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 24)<3> Львова Д.А. Роль бюджетного учета в преобразовании сектора государственного управления: итоги последней реформы. URL: https://finbiz.spb.ru/wp-content/uploads/2013/10/lvova.pdf.
(Черткова А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 24)<3> Львова Д.А. Роль бюджетного учета в преобразовании сектора государственного управления: итоги последней реформы. URL: https://finbiz.spb.ru/wp-content/uploads/2013/10/lvova.pdf.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<3> Мэннинг Е., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Весь мир, 2003. С. 7.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<3> Мэннинг Е., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Весь мир, 2003. С. 7.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Основными задачами систем государственного управления являются: ускорение реформ государственного управления; применение информационно-коммуникационных технологий во внутренних и внешних процессах управления; развитие теории государственных функций; отнесение предоставления услуг к числу значимых задач систем государственного управления; развитие общей (фундаментальной) теории управления и применение ее моделей к управлению государством, государственной службой и т.д.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Основными задачами систем государственного управления являются: ускорение реформ государственного управления; применение информационно-коммуникационных технологий во внутренних и внешних процессах управления; развитие теории государственных функций; отнесение предоставления услуг к числу значимых задач систем государственного управления; развитие общей (фундаментальной) теории управления и применение ее моделей к управлению государством, государственной службой и т.д.
Статья: Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в контексте ее ключевых реформ
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В 2008 г. в рамках проведения реформы государственного управления большое внимание начинает уделяться вопросам подготовки высокопрофессиональных кадров для государственной службы. Наличие серьезных сложностей при подборе и рассмотрении кандидатур лиц, претендующих на замещение руководящих должностей на федеральном и региональном уровнях, недопустимость "замещения должностей по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги" были отмечены на высшем уровне <20>. Следует согласиться с идеей высокого престижа государственной службы как необходимого условия эффективности государственного управления в целом ввиду наглядности такого показателя для иллюстрации степени прочности публичной власти и уровня ее соответствия общественным ожиданиям <21>. Задача качественной подготовки специалистов и отбора кадров в сфере государственной службы была справедливо обозначена как один из этапов пути достижения цели формирования надлежащего, хорошего, правильного государственного управления за счет повышения качества предоставления государственных услуг. Она сохраняет свою актуальность и сегодня.
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В 2008 г. в рамках проведения реформы государственного управления большое внимание начинает уделяться вопросам подготовки высокопрофессиональных кадров для государственной службы. Наличие серьезных сложностей при подборе и рассмотрении кандидатур лиц, претендующих на замещение руководящих должностей на федеральном и региональном уровнях, недопустимость "замещения должностей по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги" были отмечены на высшем уровне <20>. Следует согласиться с идеей высокого престижа государственной службы как необходимого условия эффективности государственного управления в целом ввиду наглядности такого показателя для иллюстрации степени прочности публичной власти и уровня ее соответствия общественным ожиданиям <21>. Задача качественной подготовки специалистов и отбора кадров в сфере государственной службы была справедливо обозначена как один из этапов пути достижения цели формирования надлежащего, хорошего, правильного государственного управления за счет повышения качества предоставления государственных услуг. Она сохраняет свою актуальность и сегодня.