Референдум субъекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Референдум субъекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выборы главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают в проведении референдума субъекта РФ по вопросу изменения существующего порядка избрания главы муниципального образования, урегулированного федеральным и областным законами
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают в проведении референдума субъекта РФ по вопросу изменения существующего порядка избрания главы муниципального образования, урегулированного федеральным и областным законами
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 44 Закона об организации власти в субъектах РФ приведен перечень вопросов, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). К ним относятся, в частности: материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ, обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдумов субъекта РФ, организации архивного дела в субъекте РФ, осуществление формирования и использования резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов, предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий, реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 44 Закона об организации власти в субъектах РФ приведен перечень вопросов, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). К ним относятся, в частности: материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ, обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдумов субъекта РФ, организации архивного дела в субъекте РФ, осуществление формирования и использования резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов, предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий, реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 36. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 36. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Законопроект N 612822-8 "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагает предоставить полномочия главам регионов переносить часть выходных дней, предусмотренных новогодними каникулами, на другие дни в мае на основании решения, принятого на соответствующем референдуме в субъекте РФ.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Законопроект N 612822-8 "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагает предоставить полномочия главам регионов переносить часть выходных дней, предусмотренных новогодними каникулами, на другие дни в мае на основании решения, принятого на соответствующем референдуме в субъекте РФ.
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, правом голосовать на референдуме субъекта РФ обладает также гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории РФ, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с п. 16 ст. 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, правом голосовать на референдуме субъекта РФ обладает также гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории РФ, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с п. 16 ст. 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Субъектом, инициирующим ограничение доступа, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местных референдумов, избирательная комиссия, организующая выборы в органы публичной власти федеральной территории (при их проведении). При этом, как отмечается учеными, у данного органа нет особого выбора - он обязан незамедлительно направить требование операторам связи о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, на котором размещены соответствующие информация и (или) агитационные материалы. В свою очередь, оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу. И далее принимаются меры к незамедлительному удалению соответствующих материалов <116>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Субъектом, инициирующим ограничение доступа, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местных референдумов, избирательная комиссия, организующая выборы в органы публичной власти федеральной территории (при их проведении). При этом, как отмечается учеными, у данного органа нет особого выбора - он обязан незамедлительно направить требование операторам связи о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, на котором размещены соответствующие информация и (или) агитационные материалы. В свою очередь, оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу. И далее принимаются меры к незамедлительному удалению соответствующих материалов <116>.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<6> ЦИК РФ неоднократно утверждала временный порядок такого голосования. В настоящее время действует Постановление ЦИК РФ от 5 октября 2011 г. "О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума" // Вестник ЦИК РФ. 2011. N 15.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<6> ЦИК РФ неоднократно утверждала временный порядок такого голосования. В настоящее время действует Постановление ЦИК РФ от 5 октября 2011 г. "О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума" // Вестник ЦИК РФ. 2011. N 15.
Ситуация: Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ правом на оспаривание нормативных предписаний, в том числе принятых референдумом субъекта РФ или местным референдумом, обладают прокурор, органы государственной власти, иные государственные и органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ правом на оспаривание нормативных предписаний, в том числе принятых референдумом субъекта РФ или местным референдумом, обладают прокурор, органы государственной власти, иные государственные и органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.