Реестр субъектов естественных монополий
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр субъектов естественных монополий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Определение единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что указанный Контракт является недействительным, поскольку заключен в нарушение положений статьи 93 Закона N 44-ФЗ (Служба... не включена в реестр субъектов естественных монополий в области связи), что привело к нарушению права Общества участвовать в конкурентной закупке, оно обратилось в арбитражный суд...
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что указанный Контракт является недействительным, поскольку заключен в нарушение положений статьи 93 Закона N 44-ФЗ (Служба... не включена в реестр субъектов естественных монополий в области связи), что привело к нарушению права Общества участвовать в конкурентной закупке, оно обратилось в арбитражный суд...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг почтовой связи
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик вправе закупить услуги общедоступной почтовой связи по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика (исполнителя), имеющего соответствующую лицензию, даже если он не включен в реестр субъектов естественных монополий
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик вправе закупить услуги общедоступной почтовой связи по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика (исполнителя), имеющего соответствующую лицензию, даже если он не включен в реестр субъектов естественных монополий
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация, имеющая признаки субъекта естественной монополии, отсутствует в реестре субъектов естественных монополий. Означает ли это, что у организации нет правового статуса субъекта естественной монополии?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Организация, имеющая признаки субъекта естественной монополии, отсутствует в реестре субъектов естественных монополий. Означает ли это, что у организации нет правового статуса субъекта естественной монополии?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Организация, имеющая признаки субъекта естественной монополии, отсутствует в реестре субъектов естественных монополий. Означает ли это, что у организации нет правового статуса субъекта естественной монополии?
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О естественных монополиях"Орган регулирования естественной монополии принимает решение по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования, руководствуясь материалами анализа, проведенного по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.
(ред. от 08.08.2024)
"О естественных монополиях"Орган регулирования естественной монополии принимает решение по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования, руководствуясь материалами анализа, проведенного по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331
(ред. от 09.06.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"5.3.4(2). формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);
(ред. от 09.06.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"5.3.4(2). формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);
Путеводитель по судебной практике: Расчеты.
Нарушает ли условие договора с субъектом естественной монополии о возможности рассчитываться исключительно в безналичном порядке Закон о защите конкуренции
(КонсультантПлюс, 2025)ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок, приказом ФСТ России от 29.12.2004 N 435-т "О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте" ОАО РЖД" включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Нарушает ли условие договора с субъектом естественной монополии о возможности рассчитываться исключительно в безналичном порядке Закон о защите конкуренции
(КонсультантПлюс, 2025)ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок, приказом ФСТ России от 29.12.2004 N 435-т "О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте" ОАО РЖД" включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Статья: Новый проект закона о внесении изменений в Закон о естественных монополиях в контексте задач и приоритетов тарифного регулирования в Российской Федерации
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, NN 2, 3)Но в проектируемой редакции ст. 12 Закона о естественных монополиях такое указание отсутствует. Вместо этого частью 7 проектируемой ст. 12 установлено, что "основание и порядок принятия органом регулирования естественных монополий решения о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности отдельных субъектов естественных монополий, перечень документов, представляемых для принятия таких решений, а также порядок формирования и ведения реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (надзор), устанавливаются Правительством Российской Федерации".
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, NN 2, 3)Но в проектируемой редакции ст. 12 Закона о естественных монополиях такое указание отсутствует. Вместо этого частью 7 проектируемой ст. 12 установлено, что "основание и порядок принятия органом регулирования естественных монополий решения о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности отдельных субъектов естественных монополий, перечень документов, представляемых для принятия таких решений, а также порядок формирования и ведения реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (надзор), устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Статья: Об услугах в транспортных терминалах как сфере деятельности субъектов естественных монополий
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Показательным в контексте проведенного исследования и косвенно подтверждающим справедливость сделанных в нем выводов являются содержание и структура реестра субъектов естественных монополий, размещенного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Так, он не содержит сведений о владельцах автотранспортных терминалов; а структура реестра субъектов естественных монополий на транспорте включает только железнодорожные перевозки, услуги аэропорта, услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути <20>.
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Показательным в контексте проведенного исследования и косвенно подтверждающим справедливость сделанных в нем выводов являются содержание и структура реестра субъектов естественных монополий, размещенного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Так, он не содержит сведений о владельцах автотранспортных терминалов; а структура реестра субъектов естественных монополий на транспорте включает только железнодорожные перевозки, услуги аэропорта, услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути <20>.
Вопрос: Какие документы необходимо направить для рассмотрения вопросов о введении государственного регулирования деятельности, включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий, о прекращении государственного регулирования деятельности и исключении хозяйствующего субъекта из указанного реестра?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Вопрос: Каков порядок внесения изменений в Реестр субъектов естественных монополий?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Статья: О некоторых проблемах предпринимательской деятельности в сфере организации воздушного движения
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)<15> В соответствии с Приказом Министерства антимонопольной политики РФ от 23 ноября 2001 г. N 1231 "Об утверждении решения правления МАП России" о включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" и ее унитарных дочерних предприятий // СПС "КонсультантПлюс".
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)<15> В соответствии с Приказом Министерства антимонопольной политики РФ от 23 ноября 2001 г. N 1231 "Об утверждении решения правления МАП России" о включении в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" и ее унитарных дочерних предприятий // СПС "КонсультантПлюс".
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Дивиденды.
Освобождает ли необходимость целевого использования чистой прибыли АО от выплаты объявленных дивидендов
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует, что общество приказом Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ России) от 23.12.2004 N 403-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 23.2.47.
Освобождает ли необходимость целевого использования чистой прибыли АО от выплаты объявленных дивидендов
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует, что общество приказом Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ России) от 23.12.2004 N 403-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 23.2.47.
Статья: Право на иск при оспаривании сделок, влекущих установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение
(Федяев Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 4)В качестве иллюстрации можно сослаться на п. 37 ст. 6 Закона N 57-ФЗ, относящий к стратегическим видам деятельности осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, по оказанию некоторых услуг связи и услуг в портах. До внесения в данную норму изменений Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ <54> деятельность по оказанию услуг в портах РФ относилась к стратегическим видам по признаку наличия статуса естественной монополии, определявшегося согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <55>. Согласно комментариям чиновников самой ФАС России на момент принятия Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ таковых в реестре субъектов естественных монополий присутствовало около 200 <56>. Поправки, внесенные Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ, изменили подход. Хозяйственное общество, предоставляющее услуги в порту, стало считаться стратегическим, только если оно занимает доминирующее положение. Все остальные, у кого доля на рынке портовых услуг незначительная, исключались из сферы действия Закона N 57-ФЗ. В результате стратегических обществ - портов, по подсчетам ФАС России, стало почти в три раза меньше <57>.
(Федяев Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 4)В качестве иллюстрации можно сослаться на п. 37 ст. 6 Закона N 57-ФЗ, относящий к стратегическим видам деятельности осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, по оказанию некоторых услуг связи и услуг в портах. До внесения в данную норму изменений Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ <54> деятельность по оказанию услуг в портах РФ относилась к стратегическим видам по признаку наличия статуса естественной монополии, определявшегося согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <55>. Согласно комментариям чиновников самой ФАС России на момент принятия Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ таковых в реестре субъектов естественных монополий присутствовало около 200 <56>. Поправки, внесенные Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ, изменили подход. Хозяйственное общество, предоставляющее услуги в порту, стало считаться стратегическим, только если оно занимает доминирующее положение. Все остальные, у кого доля на рынке портовых услуг незначительная, исключались из сферы действия Закона N 57-ФЗ. В результате стратегических обществ - портов, по подсчетам ФАС России, стало почти в три раза меньше <57>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Отнесение сетевой организации к числу субъектов естественных монополий, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению на определенной территории, подтверждается наличием в разделе "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" реестра субъектов естественных монополий записи о включении в его состав конкретной определенной сетевой организации.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Отнесение сетевой организации к числу субъектов естественных монополий, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению на определенной территории, подтверждается наличием в разделе "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" реестра субъектов естественных монополий записи о включении в его состав конкретной определенной сетевой организации.
Статья: Компенсация за использование газопровода основного абонента при транспортировке газа
(Тарасенко В.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Согласно письму ФАС России от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18 "Об отнесении организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий", основанному в том числе на анализе судебной практики, отнесение хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии происходит независимо от включения его в реестр субъектов естественных монополий и установления тарифов. Наличие тарифов является только косвенным признаком. При отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии оценивается его соответствие следующим признакам: 1) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.
(Тарасенко В.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Согласно письму ФАС России от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18 "Об отнесении организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий", основанному в том числе на анализе судебной практики, отнесение хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии происходит независимо от включения его в реестр субъектов естественных монополий и установления тарифов. Наличие тарифов является только косвенным признаком. При отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии оценивается его соответствие следующим признакам: 1) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.