Реестр хозяйствующих субъектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр хозяйствующих субъектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Допускается принуждение субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, к заключению договора, если он необоснованно уклоняется от заключения договора и у него имеется экономическая и технологическая возможность заключить такой договор
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 2449/14 по делу N А55-14242/2013 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 421, п. 4 ст. 445 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗСуд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности искового требования (о понуждении заключить договор поставки апатитового концентрата на условиях проекта договора, представленного истцом). Вывод основывается на том, что в силу ст. 445 ГК РФ для ответчиков, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов и занимающих доминирующее положение на рынке апатитового концентрата, заключение договора является обязательным, а также на том, что материалами дела подтверждена экономическая и технологическая возможность ответчиков поставлять истцу апатитовый концентрат.
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 2449/14 по делу N А55-14242/2013 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 421, п. 4 ст. 445 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗСуд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности искового требования (о понуждении заключить договор поставки апатитового концентрата на условиях проекта договора, представленного истцом). Вывод основывается на том, что в силу ст. 445 ГК РФ для ответчиков, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов и занимающих доминирующее положение на рынке апатитового концентрата, заключение договора является обязательным, а также на том, что материалами дела подтверждена экономическая и технологическая возможность ответчиков поставлять истцу апатитовый концентрат.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Определение единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Отсутствие сведений о хозяйствующем субъекта в реестре субъектов естественных монополий не может само по себе свидетельствовать об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отсутствие сведений о хозяйствующем субъекта в реестре субъектов естественных монополий не может само по себе свидетельствовать об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Необходимо ли в составе ходатайства об осуществлении сделки, подлежащей государственному контролю за экономической концентрацией, представлять сведения о нахождении в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
Вопрос: Какие документы необходимо направить для рассмотрения вопросов о введении государственного регулирования деятельности, включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий, о прекращении государственного регулирования деятельности и исключении хозяйствующего субъекта из указанного реестра?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;
Статья: Публично-правовая услуга по государственной регистрации организаций гражданского общества
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)До недавнего времени в некоторых европейских странах отсутствовал единый реестр, содержащий информацию о созданных организациях гражданского общества, а соответствующие записи вносились в региональные или местные реестры в зависимости от территории осуществления деятельности общественного учреждения <48>. После проведения административной реформы в большинстве стран - членов ЕС появились единые государственные реестры юридических лиц. Например, Единый государственный реестр хозяйствующих субъектов в Чешской Республике <49>.
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)До недавнего времени в некоторых европейских странах отсутствовал единый реестр, содержащий информацию о созданных организациях гражданского общества, а соответствующие записи вносились в региональные или местные реестры в зависимости от территории осуществления деятельности общественного учреждения <48>. После проведения административной реформы в большинстве стран - членов ЕС появились единые государственные реестры юридических лиц. Например, Единый государственный реестр хозяйствующих субъектов в Чешской Республике <49>.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрациейПриказом Управления от 20.10.2005 N 440-п общество "Пермгазтехнология" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции транспортировка по трубопроводам природного газа с долей более 65% в границах газотранспортных сетей, принадлежащих обществу "Пермгазтехнология".
Вопрос: Порядок введения/прекращения регулирования и включения/исключения хозяйствующего субъекта в/из реестр/реестра субъектов естественных монополий.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Еще в одном деле суд также оценивал действия поставщика запчастей по отказу от заключения договора на предмет нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и ст. 426 ГК РФ. Суды установили, что в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, отсутствуют сведения об этом поставщике, а на территории Российской Федерации находятся хозяйствующие субъекты, производящие или имеющие возможность производить, поставляющие или имеющие возможность поставлять продукцию, аналогичную продукции указанного поставщика <204>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Еще в одном деле суд также оценивал действия поставщика запчастей по отказу от заключения договора на предмет нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и ст. 426 ГК РФ. Суды установили, что в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, отсутствуют сведения об этом поставщике, а на территории Российской Федерации находятся хозяйствующие субъекты, производящие или имеющие возможность производить, поставляющие или имеющие возможность поставлять продукцию, аналогичную продукции указанного поставщика <204>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ч. 2 комментируемой статьи предусматриваются основания включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных лиц. По букве закона такие основания состоят в неправомерном поведении неблагонадежного участника водных отношений, например в нецелевом использовании водного объекта (п. 1 ч. 3 ст. 10 ВК РФ) или использовании водного объекта с нарушением законодательства (п. 2 ч. 3 ст. 10 ВК РФ), повлекшим за собой принудительное прекращение права специального водопользования по решению суда, либо в уклонении от заключения договора водопользования со стороны победителя аукциона на право заключить данный договор (нарушении предписания п. 14 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2378).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ч. 2 комментируемой статьи предусматриваются основания включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных лиц. По букве закона такие основания состоят в неправомерном поведении неблагонадежного участника водных отношений, например в нецелевом использовании водного объекта (п. 1 ч. 3 ст. 10 ВК РФ) или использовании водного объекта с нарушением законодательства (п. 2 ч. 3 ст. 10 ВК РФ), повлекшим за собой принудительное прекращение права специального водопользования по решению суда, либо в уклонении от заключения договора водопользования со стороны победителя аукциона на право заключить данный договор (нарушении предписания п. 14 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2378).
Статья: Поправки в Законе о развитии малого и среднего предпринимательства
(Рябинин В.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Также уточнен период времени, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели считаются вновь созданными. Так, установлено, что вновь созданными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями будут считаться те хозяйствующие субъекты, которые созданы (включены в государственные реестры) в период с 1 декабря предшествующего календарного года по 31 мая года, следующего за текущим календарным годом. Данные изменения связаны с особенностями представления налоговой отчетности, не повлияют на количество субъектов МСП и направлены на уточнение статуса "вновь созданное", который отражается в реестре МСП.
(Рябинин В.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Также уточнен период времени, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели считаются вновь созданными. Так, установлено, что вновь созданными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями будут считаться те хозяйствующие субъекты, которые созданы (включены в государственные реестры) в период с 1 декабря предшествующего календарного года по 31 мая года, следующего за текущим календарным годом. Данные изменения связаны с особенностями представления налоговой отчетности, не повлияют на количество субъектов МСП и направлены на уточнение статуса "вновь созданное", который отражается в реестре МСП.
Статья: Упрощенное общество на акциях (SAS): новая организационно-правовая форма юридического лица во Франции
(Семенов А.С.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 1)Итак, абз. 3 ст. L227-6 C. com. устанавливает, что в SAS могут быть назначены лицо или несколько лиц, являющиеся генеральными директорами или заместителями генеральных директоров наряду с президентом для осуществления полномочий этого последнего. Указание на обе фигуры появилось в тексте данной статьи в результате внесения поправок в 2003 г., хотя до этого в SAS также назначались директора наряду с президентом. Так, например, в 2002 г. Кассационный суд Франции вынес решение по делу, в котором учредители SAS выстроили весьма неоднозначную структуру управления компанией: в одном месте устава президент и генеральный директор наделялись неограниченными полномочиями по управлению корпорацией, в другом месте было установлено, что наиболее важные управленческие решения принимаются специальной коллегией, в которую входят президент и генеральный директор. Возник спор о разграничении полномочий между двумя представителями высшего менеджмента, а также о том, кто в действительности обладает представительскими полномочиями; Суд сделал вывод, что согласно ст. L227-6 C. com. именно президент имеет право представлять компанию в обороте, а особенности внутренних отношений компании непротивопоставимы третьим лицам <68>. После этого решения в упоминавшуюся статью и были внесены изменения. Теперь прямо указано, что наряду с президентом общества участники могут назначить иных лиц: генерального директора или генеральных директоров и их заместителей, - но в отношениях с третьими лицами они должны подтвердить свои представительские полномочия. Как правило, это делается путем внесения соответствующих сведений в реестр хозяйствующих субъектов и обществ (registre du commerce et des ) <69>.
(Семенов А.С.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 1)Итак, абз. 3 ст. L227-6 C. com. устанавливает, что в SAS могут быть назначены лицо или несколько лиц, являющиеся генеральными директорами или заместителями генеральных директоров наряду с президентом для осуществления полномочий этого последнего. Указание на обе фигуры появилось в тексте данной статьи в результате внесения поправок в 2003 г., хотя до этого в SAS также назначались директора наряду с президентом. Так, например, в 2002 г. Кассационный суд Франции вынес решение по делу, в котором учредители SAS выстроили весьма неоднозначную структуру управления компанией: в одном месте устава президент и генеральный директор наделялись неограниченными полномочиями по управлению корпорацией, в другом месте было установлено, что наиболее важные управленческие решения принимаются специальной коллегией, в которую входят президент и генеральный директор. Возник спор о разграничении полномочий между двумя представителями высшего менеджмента, а также о том, кто в действительности обладает представительскими полномочиями; Суд сделал вывод, что согласно ст. L227-6 C. com. именно президент имеет право представлять компанию в обороте, а особенности внутренних отношений компании непротивопоставимы третьим лицам <68>. После этого решения в упоминавшуюся статью и были внесены изменения. Теперь прямо указано, что наряду с президентом общества участники могут назначить иных лиц: генерального директора или генеральных директоров и их заместителей, - но в отношениях с третьими лицами они должны подтвердить свои представительские полномочия. Как правило, это делается путем внесения соответствующих сведений в реестр хозяйствующих субъектов и обществ (registre du commerce et des ) <69>.
Статья: Реестр субъектов естественных монополий (понятие, источники, формирование)
(Шайхутдинов Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Реестр включены хозяйствующие субъекты всех регионов РФ, сведения (наименование (фамилия, имя, отчество) и местонахождение (место жительства) хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр; наименование Реестра и раздела Реестра; регистрационный номер в Реестре; дата и номер приказа о включении в Реестр) в отношении конкретного хозяйствующего субъекта содержатся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в сети Интернет: http://fas.gov.ru.
(Шайхутдинов Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Реестр включены хозяйствующие субъекты всех регионов РФ, сведения (наименование (фамилия, имя, отчество) и местонахождение (место жительства) хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр; наименование Реестра и раздела Реестра; регистрационный номер в Реестре; дата и номер приказа о включении в Реестр) в отношении конкретного хозяйствующего субъекта содержатся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в сети Интернет: http://fas.gov.ru.
Статья: Анализ влияния прав интеллектуальной собственности на экономику стран Латинской Америки
(Александрова А.В., Бацокина О.Е., Мельник В.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)В общем виде алгоритм оценки влияния интеллектуальных прав на экономические показатели отрасли сводится к формированию реестра хозяйствующих субъектов по отраслевому признаку с полным набором действующих прав ИС. Несмотря на некоторые отличия методик в части полноты охвата объектов и периода, указанные ведомства для того, чтобы соотнести экономическую деятельность и объекты интеллектуальной собственности (ОИС), шли по пути определения вида экономической деятельности правообладателей, а не патентных классификаторов [6 - 8]. Те отрасли, относительная патентная активность которых была выше среднего значения по экономике, определялись как отрасли с интенсивным использованием прав ИС. Далее на уровне отрасли производилась выборка показателей трудовой занятости, уровня заработной платы, объема экспорта и др. Подробно методические решения, применяемые EPO, рассмотрены в работе [9].
(Александрова А.В., Бацокина О.Е., Мельник В.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)В общем виде алгоритм оценки влияния интеллектуальных прав на экономические показатели отрасли сводится к формированию реестра хозяйствующих субъектов по отраслевому признаку с полным набором действующих прав ИС. Несмотря на некоторые отличия методик в части полноты охвата объектов и периода, указанные ведомства для того, чтобы соотнести экономическую деятельность и объекты интеллектуальной собственности (ОИС), шли по пути определения вида экономической деятельности правообладателей, а не патентных классификаторов [6 - 8]. Те отрасли, относительная патентная активность которых была выше среднего значения по экономике, определялись как отрасли с интенсивным использованием прав ИС. Далее на уровне отрасли производилась выборка показателей трудовой занятости, уровня заработной платы, объема экспорта и др. Подробно методические решения, применяемые EPO, рассмотрены в работе [9].
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Правовое регулирование ведения реестров недобросовестных хозяйствующих субъектов является обязательным элементом защиты от недобросовестности в разных сферах правоотношений. В России, например, были созданы следующие реестры:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Правовое регулирование ведения реестров недобросовестных хозяйствующих субъектов является обязательным элементом защиты от недобросовестности в разных сферах правоотношений. В России, например, были созданы следующие реестры: